Решение по делу № 3а-392/2020 от 03.08.2020

                РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

    28 сентября 2020 г.                                                                                      город Тула

    Тульский областной суд в составе:

    председательствующего Дорохина О.М.,

    при секретаре Гукиной О.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-392/2020 по административному исковому заявлению Орешкина Н.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области, правительству Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

    установил:

    Орешкин Н.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и .

    Полагает, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , определенная по состоянию на 17.08.2017 года в размерах соответственно 1 100 543,40 руб. и 10 234 354,35 руб., является необоснованно завышенной, что затрагивает права и обязанности административного истца по уплате налога.

    С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в ООО «А».

    В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и по состоянию на дату, на которую определена оспариваемая кадастровая стоимость, составляет соответственно 615 518 руб. и 2 804 072 руб.

    На основании изложенного Орешкин Н.В. просил установить кадастровую стоимость названных земельных участков равную их рыночной стоимости в размере, указанном в отчете об оценке ООО «А» от ДД.ММ.ГГГГ .

    Административный истец Орешкин Н.В. и его представитель по доверенности Зубцова А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

    Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

    Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются, просил принять решение на усмотрение суда.

    Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на то, что Управление не имеет материально-правового и процессуально-правового интереса к заявленному иску, не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, просил вынести решение на усмотрение суда.

    Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Заокский район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

    Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

    На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках.

    Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

    Как следует из материалов дела и установлено судом Орешкин Н.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами

площадью 4092+/-22 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>;

площадью 38053+/-68 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>.

    Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ №№ и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

    Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

    В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

    Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 17.08.2017 года (дату постановки), рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости – 268,95 руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546, на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и установлена в размере 1 100 543,40 руб.

Данная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 17.08.2017 года, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 17.08.2017 года (дату постановки), рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости – 268,95 руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546, на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и установлена в размере 10 234 354,35 руб.

Данная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 17.08.2017 года, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    Таким образом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

    Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

    В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в ООО «А».

    В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным названным оценщиком рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и по состоянию на 17.08.2017 года составляет соответственно 615 518 руб. и 2 804 072 руб.

    В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

    По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено эксперту ООО «О» В.В.

Согласно выводам, содержащимся в заключении от ДД.ММ.ГГГГ названного эксперта, отчет от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартам и правилам оценочной деятельности, а рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и по состоянию на 17.08.2017 года, определенная в названном отчете, подтверждается.

    Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в нём выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

    О несогласии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости объектов недвижимости указанные лица не обращались.

    Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков их рыночная стоимость являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

    С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета ООО «А» от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

     При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета ООО «А» от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденного результатами судебной оценочной экспертизы, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

    решил:

    административное исковое заявление Орешкина Н.Н. удовлетворить.

    Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 4092+/-22 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 615 518 руб. по состоянию на 17.08.2017 года.

    Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 38053+/-68 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 804 072 руб. по состоянию на 17.08.2017 года.

        Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного физического лица в суд – 03.08.2020 года.

     Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий

3а-392/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Орешкин Николай Валентинович
Ответчики
Правительство Тульской области
Управление Росреестра по Тульской области
Другие
Администрация МО Заокский район
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области
Зубцова Александра Александровна
Суд
Тульский областной суд
Судья
Дорохин Олег Михайлович
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
05.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.08.2020Предварительное судебное заседание
18.09.2020Производство по делу возобновлено
18.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2020Судебное заседание
28.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее