УИД 77OS0000-02-2023-011041-58
Дело № 3а-5356/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2023 года г. Москва
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-5356/2023 по административному исковому заявлению ЗАО «Инвестреконструкция» о признании незаконным решения ГБУ «Центр имущественных платежей» от 20 апреля 2023 года № 208/23, обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение ГБУ «Центр имущественных платежей» от 20 апреля 2023 года № 208/23 об отказе в исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2021 года,
- обязать административного ответчика исправить допущенную при определении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2021 года методологическую ошибку в порядке, предусмотренном ст.21 ФЗ «О государственной кадастровой оценке», приняв в качестве исходных данных определенную на 01 января 2018 года рыночную стоимость указанного нежилого помещения в размере 409 971 717 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного объекта недвижимости, уплата налога на имущество в отношении данного объекта недвижимости осуществляется исходя из его кадастровой стоимости. В 2021 году ГБУ «Центр имущественных платежей» провело на территории города Москвы государственную кадастровую оценку всех видов объектов недвижимости на основании Приказа Департамента городского имущества города Москвы от 15 января 2020 года № 5. По результатам проведенной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости административного истца установлена в размере 757 964 744,81 рублей. Не согласившись с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец обратился в ГБУ с заявлением об исправлении ошибки, 20 апреля 2023 года ГБУ вынесено решение, которым отказало в удовлетворении заявления с указанием на то, что ошибок не выявлено. Административный истец с вынесенным решением не согласен, указывая на необходимость пересчета кадастровой стоимости с учетом отнесения объекта к оценочной подгруппе 15.8 с применением метода индексации прошлых результатов.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Представитель ГБУ «Центр имущественных платежей» в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Представитель Департамента городского имущества города Москвы полагал необходимым в удовлетворении иска отказать. Представитель ППК Роскадастр в судебное заседание своих представителей не направил.
Изучив административное исковое заявление, возражение на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) установил внесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (положения статей 20, 21, 22.1 Закона № 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 данного Закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункты 1 и 2 части 2 названной статьи).
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона № 237-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки в рамках Федерального закона № 237-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 «Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке» были введены в действие соответствующие Методические указания (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона №237-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
Согласно пункту 7.2.4 Методических указаний метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Пунктом 8.6 Методических указаний установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок – отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец является собственником объекта недвижимости (нежилого помещения) с кадастровым номером с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере 757 964 744,81 рублей. По состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость данного помещения была определена в размере 718 336 993,33 рублей, решением Московского городского суда по административному делу № 3а-2399/2020 кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года установлена в размере 409 971 717 рублей. Не согласившись с размером кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года, административный истец обратился к ГБУ «Центр имущественных платежей» с заявлением об исправлении допущенной им методологической ошибки. По мнению административного истца, располагая сведениями об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года, определенной решением Московского городского суда, при проведении очередной государственной кадастровой оценки следовало отнести объект в группу 15.8«Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок – отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства», применив для расчета кадастровой стоимости соответствующий индекс, тогда как кадастровая стоимость рассчитана массовым способом исходя из отнесения объекта недвижимости к группе 4.1 «Объекты торговли. Общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)».
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний при невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Указаний.
Описание методологии и процесса оценки приведено в разделе 3.6 Тома 3 Отчета
№ 1/2021 «Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - «земли населенных пунктов»), расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2021»
и в разделе 3.7.4.1 Тома 4 Отчета.
При проведении государственной кадастровой оценки объект недвижимости
с кадастровым номером --- отнесен к группе 4 «Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения», подгруппе 4.1 «Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения» (основная территория)». Расчет кадастровой стоимости осуществлялся
с применением метода статистического (регрессионного) моделирования, который основан на построении статистической модели оценки. Требование административного истца о пересчете кадастровой стоимости с учетом отнесения объекта к оценочной подгруппе 15.8 с применением метода индексации прошлых результатов основано на неверном толковании положений утвержденного Отчета и Методических указаний.
Согласно пункту 2.4 Методических указаний в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пунктом 7.2 Методических указаний установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
- метод статистического (регрессионного) моделирования;
- метод типового (эталонного) объекта недвижимости;
- метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС);
- метод индексации прошлых результатов.
Пунктом 7.2.4 Методических указаний предусмотрено, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний. Приведенные выше положения Методических указаний не содержат требований, обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период. Данные положения допускают применение такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства и в случаях, предусмотренных п. 8.6 Методических указаний.
В таблице 3-43 на странице 150 тома 3 Отчета указано на отказ от использования доходного и затратного подходов и избран метод статистического (регрессионного) моделирования в рамках сравнительного подхода. В разделе 3.1.8 Отчета, посвященном обоснованию использованных при определении кадастровой стоимости моделей с описанием их структуры, перечислены группы объектов оценки, для которых в рамках настоящей оценки не выявлены ограничения в применении сравнительного подхода с использованием достаточной и достоверной статистической информации о продаже объектов недвижимости, аналогичных объектам оценки. В том же разделе Отчета указано, что анализ полноты и качества собранной информации об объектах-аналогах позволяет сделать вывод о том, что количество объектов-аналогов достаточно для построения статистических моделей расчета кадастровой стоимости по объектам недвижимости, предназначенным для размещения административных и офисных зданий.
Кроме того, кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая была рассчитана с учетом отнесения их к подгруппе 15.8, определялась на основе затратного подхода с использованием метода, содержащегося в п. 8.6 Методических указаний – метода, основанного на индексации иных оценок и отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства. Метод индексации прошлых результатов, предусмотренный п. 7.2.4 Методических указаний, не применялся.
В соответствии с п. 8.6 Методических указаний в качестве исходных данных
для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости. При этом в пункте 8.6 Методических указаний обязательность использования только последнего по дате оценки отчета об определении рыночной стоимости или заключения эксперта не установлена.
В соответствии с требованиями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.08.2020 № П/0284 «Об утверждении требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки» в расчетную главу основной части отчета включаются следующие сведения: обоснование выбора подходов, методов и моделей оценки, использованных для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости методами массовой оценки; информация об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках индивидуального расчета. Также в приложение «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» включаются в том числе сведения о способе определения кадастровой стоимости (массово или индивидуально) с указанием моделей, подходов, методов, использованных при определении кадастровой стоимости (для каждого объекта недвижимости).
Выбор как метода оценки, так и результата иной оценки, применяемых при расчете, предоставлен законодателем органу, проводящему соответствующую оценку, что не нарушает принципов государственной кадастровой оценки, предусмотренных ст. 4 Закона о государственной кадастровой оценке. Таким образом, вопреки доводам административного искового заявления, пункт 8.6 Методических указаний не содержит императива об использовании результатов иных оценок за конкретный период, предшествующий очередной государственной кадастровой оценке.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно п. 22 ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке в случае принятия решения об отказе в исправлении ошибок в таком решении должны быть приведены все основания его принятия, в том числе с указанием страниц (разделов) отчета, содержащих информацию о том, что при оценке конкретного объекта недвижимости указанные в заявлении ошибки не были допущены.
Решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости от 20.04.2023 № 208/23 принято уполномоченным органом с соблюдением установленного законом срока, содержит основания для его принятия, не нарушает прав или законных интересов административного истца. Административный истец вправе оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости по основанию несоответствия данной стоимости рыночной, обратившись с соответствующим административным исковым заявлением в Московский городской суд, в связи с чем оспариваемым решением права административного истца на пересмотр кадастровой стоимости не нарушены, административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ 20 ░░░░░░ 2023 ░░░░ № 208/23, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2023 ░░░░
6