Решение от 22.11.2021 по делу № 2а-1678/2021 от 06.09.2021

Административное дело № 2А-1678/2021

УИД 48RS0005-01-2021-001998-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2021 года                                    город Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи    Измалкова А.В.,

при секретаре            Евстафьевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Фермер-Л», Кирьянова Э.Л. к администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы ООО «Фермер-Л», Кирьянов Э.Л. обратились в Липецкий районный суд Липецкой области с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным решения, возложении обязанности, мотивируя тем, что административным истцам на праве общей долевой собственности по ? доли в праве каждому принадлежит земельный участок, площадью 52 565 кв.м., с кадастровым номером: №, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок располагается в территориальной зоне С1 – зона сельскохозяйственных угодий за границей населенного пункта. 22.06.2021 административные истцы обратились в адрес административного ответчика с ходатайством об изменении категории земельного участка на категорию - земли населенных пунктов, для целей сельскохозяйственного производства, в целях наиболее эффективного использования земельного участка и имеющихся объектов капитального строительства. Необходимость включения земельного участка с кадастровым номером №, обусловлена установлением разрешенного вида использования - для сельскохозяйственного использования под размещение объекта - «Свиноферма <адрес>», который состоит из основных зданий/сооружений: 1. Здание свинарника с санпропускником, площадью 9169,4 кв.м.; 2. Здание дезбарьера, площадью 123,6 кв.м., 3. Сооружение резервуар запаса воды, площадью 65 кв.м.; 4. Здание насосной 22,4 кв.м.; 5. Здание канализационной насосной 79,5 кв.м.; 6. Сооружение лагуна № 2 для навоза 4155,3 кв.м. Письмом № от 17.08.2021 административный ответчик отказал в изменении категории земельного участка, мотивируя отсутствием полномочий по изменению категории земель сельскохозяйственного назначения, ввиду их принадлежности Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области. Также указал на наличие спора о праве на объект недвижимости (самовольная постройка), расположенный на данном участке, что, по мнению администрации сельского поселения, является препятствием для внесения изменения в документы территориального планирования поселения. Схемой территориального планирования Липецкого района, утвержденной решением Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области от 22.12.2009 № на территории земельного участка, с кадастровым номером: №, строительство свинофермы не предусмотрено. Полагают данный ответ не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы административных истцов, что послужило основанием для обращения с настоящим иском. Просили признать незаконными действия администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, выразившиеся в письме исх. № от 17.08.2021; обязать административного ответчика в течение 7 дней после вступления решения в законную силу устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем принятия решения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером №, площадью 52565 кв.м., из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли населенных пунктов для целей сельскохозяйственного производства.

Административные истцы – Кирьянов Э.Л., представитель ООО «Фермер-Л», представитель административного ответчика – администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, представители заинтересованных лиц - Управления имущественных и земельных отношений Липецкий области, администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного иска извещены надлежащим образом.

    Представитель административного ответчика – администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в письменных возражениях полагал административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку у администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области отсутствуют полномочия по переводу категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, что отражено в письме от 17.08.2021 исх. №. Более того на спорном земельном участке расположена самовольная постройка – свиноводческий комплекс, право собственности на который не зарегистрировано. Размещение свинокомплекса на территории сельского поселения планом территориально застройки не предусмотрено.

    Представитель заинтересованного лица - Управления имущественных и земельных отношений Липецкий области в письменном отзыве, направленном в адрес суда, просили рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя. Указали, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую подаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Уполномоченным органом на рассмотрение ходатайства о переводе земельного участка, находящегося в частной собственности, категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию на территории Липецкой области является администрация Липецкой области.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы гражданского дела и, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К таким решениям, в том числе, относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан.

Таким образом, по смыслу указанных норм закона, необходимым условием для признания решения органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым решением, в результате которого нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Материалами административного дела подтверждается следующее.

Административным истцом оспаривается отказ администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в изменении категории земель от 17.08.2021 №. С административным исковым заявлением административные истцы обратились 06.09.2021, что подтверждается датой на штампе входящей корреспонденции.

В связи с чем, срок для обращения в суд с настоящим административным иском административными истцами не нарушен.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что административным истцам на праве общей долевой собственности по ? доли в праве каждому принадлежит земельный участок, площадью 52 565 кв.м., с кадастровым номером: №, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 09.07.2021 №.

Согласно Карте градостроительного зонирования территории сельского поселения Лубновский сельсовет Правил землепользования и застройки сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области вышеуказанный земельный участок располагается в территориальной зоне С1 – зона сельскохозяйственных угодий за границей населенного пункта.

22.06.2021 административные истцы обратились в администрацию сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области с ходатайством об изменении категории земельного участка на категорию – земли населенных пунктов, для целей сельскохозяйственного производства. Указав, что необходимость включения земельного участка, с кадастровым номером №, обусловлена установлением разрешенного вида использования - для сельскохозяйственного использования под размещение объекта - «Свиноферма <адрес>», состоящего из основных зданий/сооружений: 1. Здание свинарника с санпропускником, площадью 9169,4 кв.м.; 2. Здание дезбарьера, площадью 123,6 кв.м., 3. Сооружение резервуар запаса воды, площадью 65 кв.м.; 4. Здание насосной 22,4 кв.м.; 5. Здание канализационной насосной 79,5 кв.м.; 6. Сооружение лагуна №2 для навоза 4155,3 кв.м.

17.08.2021 администрацией сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области направлено письмо, в котором сообщено об отказе в принятии положительного решения по вопросу включения земельного участка, с кадастровым номером № в границы населенного пункта <адрес>. Основаниями для отказа послужили: отсутствие у администрации сельского поселения полномочий по переводу категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, наличие спора о праве на объект недвижимости (самовольная постройка), расположенный на данном участке, что, по мнению администрации сельского поселения, является препятствием для внесения изменения в документы территориального планирования поселения, а также что схемой территориального планирования Липецкого района, утвержденной решением Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области от 22.12.2009 № на территории земельного участка, с кадастровым номером: №, строительство свинофермы не предусмотрено.

Административные истцы полагают указанный ответ не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы административных истцов. Разрешая требование о признании вышеуказанного отказа незаконным суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц);

2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц);

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;

Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

В силу положений статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Законом Липецкой области от 04.12.2003 № 81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области» урегулированы на территории области земельные правоотношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, долями, а также управлением земельными ресурсами.

Действия, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, от имени области осуществляет специальный орган, уполномоченный администрацией области (часть 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 04.12.2003 № 81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области»).

В силу абзаца девятого части 2 вышеуказанной статьи Уполномоченный орган области: … вносит предложения в администрацию области по вопросам отнесения земель к категориям, перевода земель, находящихся в собственности области, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, в другую категорию.

Согласно положениям статьи 14 Закона Липецкой области от 04.12.2003 № 81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области» к ходатайству о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, прилагаются:

схема расположения земель сельскохозяйственного назначения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц);

согласие правообладателя земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, перевод которых предполагается осуществить, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти области, уполномоченный на подготовку проектов решений администрации области по переводу земель из одной категории в другую, запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия следующие документы:

кадастровый план территории, в составе которой находятся земли сельскохозяйственного назначения, перевод которых предполагается осуществить;

выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц);

выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, перевод которых предполагается осуществить;

заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, на территории Липецкой области действует особый правовой режим перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий.

С учетом приведенных положений законодательства администрацией сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области верно указано на отсутствие полномочий по переводу категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, что отражено в письме от 17.08.2021 исх. №, оснований для признания которого незаконным у суда не имеется.

При этом, суд обращает внимание, что в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Как отмечалось ранее, земельный участок, с кадастровым номером №, располагается в территориальной зоне С1 – зона сельскохозяйственных угодий за границей населенного пункта. При этом, схемой территориального планирования Липецкого района, утвержденной решением Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области от 22.12.2009 № на территории земельного участка, с кадастровым номером: №, строительство свинофермы не предусмотрено.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Тот факт, что административными истцами на земельном участке, с кадастровым номером: №, возведен объект недвижимости - «Свиноферма <адрес>», состоящая из основных зданий/сооружений: 1. Здание свинарника с санпропускником, площадью 9169,4 кв.м.; 2. Здание дезбарьера, площадью 123,6 кв.м., 3. Сооружение резервуар запаса воды, площадью 65 кв.м.; 4. Здание насосной 22,4 кв.м.; 5. Здание канализационной насосной 79,5 кв.м.; 6. Сооружение лагуна №2 для навоза 4155,3 кв.м., сам по себе не свидетельствует о корреспондирующем праве на перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий. Более того, доказательств легализации вышеуказанного объекта недвижимости материалы дела не содержат.

Коль скоро суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания отказа администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области (письмо от 17.08.2021 исх. №) незаконным, правовых оснований для возложения обязанности на административного ответчика в течение 7 дней после вступления решения в законную силу устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем принятия решения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером №, площадью 52565 кв.м., из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли населенных пунктов для целей сельскохозяйственного производства, у суда не имеется.

Довод стороны административного истца о необходимости перехода к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам гражданского судопроизводства основан на неверном понимании норм действующего процессуального права.

Согласно части 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принципами административного судопроизводства являются состязательности и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от формы обращения в суд. Данное обстоятельство является критерием правильного определения вида судопроизводства.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 № 2-П, от 19.03.2010 № 7-П, от 30.11.2012 № 29-П).

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Соответственно, суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.

В рассматриваемом случае административные истцы обратились с требованием о проверке законности решения административного органа, из существа которого не усматривается гражданско-правового спора, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно частям 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из смысла названных норм гражданского и арбитражного процессуального законодательства следует, что определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются субъектный состав, предмет спора, а также экономический характер требования.

С учетом изложенного, оснований для передачи настоящего административного дела по подсудности в арбитражный суд также не усматривается, поскольку одной из сторон спора является физическое лицо (Кирьянов Э.Л.) и, исходя из субъектного состава, характера спора настоящий административный иск подсуден суду общей юрисдикции.

Иные доводы административного ответчика не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению.

Суд также обращает внимание, что в ходе рассмотрения административного дела стороной административного истца не представлено каких-либо бесспорных доказательств, отвечающих принципам относимости и допустимости, о нарушении каких-либо прав отказом администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области (письмо от 17.08.2021 исх. №) в переводе категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, поскольку административный ответчик не наделен соответствующим полномочием по переводу земельного участка, категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию на территории Липецкой области.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При установленных судом обстоятельствах, в удовлетворении административных исковых требований ООО «Фермер-Л», Кирьянова Э.Л. к администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным решения, возложении обязанности надлежит отказать.

Каких-либо иных доказательств, отвечающих принципам относимости и допустимости, в обоснование заявленных административных исковых требований, в нарушение пункта 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороной административного истца в материалы дела не представлено.

Суд рассмотрел административное дело в рамках заявленных административных исковых требований и по представленным доказательствам.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░-░», ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: 23.11.2021.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1678/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Фермер-Л"
Ответчики
администрация сельского поселения Лубновский сельсовет
Кирьянов Эдуард Леонидович
Другие
Терехова Анна Александровна
Управление имущественных и земельных отношении Липецкой области
Клейменова Людмила Владимировна
Суд
Липецкий районный суд Липецкой области
Судья
Измалков Александр Владимирович
Дело на сайте суда
lipraisud.lpk.sudrf.ru
06.09.2021Регистрация административного искового заявления
06.09.2021Передача материалов судье
09.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
22.11.2021Судебное заседание
22.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее