Дело № 2а-2200/2020 74RS0017-01-2020-003162-51
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
10 августа 2020 года город Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шевяковой Ю.С.,
при секретаре Поздеевой Н.М.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Межрайонной Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области Рє РЁРёРїСѓРЅРѕРІСѓ Андрею Юрьевичу Рѕ взыскании страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Межрайонная Рнспекция Федеральной налоговой службы в„– 21 РїРѕ Челябинской области (далее - Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє РЁРёРїСѓРЅРѕРІСѓ Рђ.Р®. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам РІ СЃСѓРјРјРµ 18769 рублей 99 копеек.
Р’ обоснование заявленных требований Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области сослалась РЅР° то, что РЁРёРїСѓРЅРѕРІ Рђ.Р®. был зарегистрирован РІ качестве индивидуального предпринимателя, поставлен РЅР° налоговый учет СЃ основным РІРёРґРѕРј деятельности «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, Рё табачные изделия, РІ неспециализированных магазинах». ДД.РњРњ.ГГГГ РІ Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей была внесена запись Рѕ прекращении административным ответчиком деятельности РІ качестве индивидуального предпринимателя. Р’ период осуществления предпринимательской деятельности РЁРёРїСѓРЅРѕРІ Рђ.Р®. являлся плательщиком страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ. РџРѕ сведениям, переданным РёР· Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, административный ответчик обязан был уплатить Р·Р° 4 квартал 2016 РіРѕРґР° страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РІ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РІ фиксированном размере РІ СЃСѓРјРјРµ 3796 рублей 85 копеек, Р·Р° 2017 РіРѕРґ административный ответчик, СЃ учетом прекращения РёРј деятельности РІ июле 2017 РіРѕРґР°, обязан был уплатить страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 2455 рублей 40 копеек Рё РЅР° обязательное медицинское страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 12517 рублей 74 копеек. Административный ответчик обязанность РїРѕ уплате страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ должным образом РЅРµ исполняет: РїРѕ требованиям РѕР± уплате налога, СЃР±РѕСЂР°, страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, пени, штрафа, процентов в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, направленным должнику, оплата РЅРµ произведена. Документы, подтверждающие начисление РЁРёРїСѓРЅРѕРІСѓ Рђ.Р®. страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, налоговым органом уничтожены РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением СЃСЂРѕРєР° хранения, возможность РёС… предоставления РІ СЃСѓРґ отсутствует. Рљ РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ заявлением Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании СЃ должника задолженности налоговый орган РЅРµ обращался РїРѕ причине отсутствия подтверждающих документов. РџСЂРѕСЃРёС‚ восстановить СЃСЂРѕРє подачи заявления (Р».Рґ. 3-6).
Представитель административного истца Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещен СЃСѓРґРѕРј надлежащим образом (Р».Рґ. 25).
Административный ответчик Шипунов А.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом (л.д. 26).
Согласно части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В силу части 2 статьи 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон по доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ считает требования Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области РЅРµ подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании п. 2 ч. 1 ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующего до 01 января 2017 года (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ), п.1 ст. 419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование.
Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч.2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ в 2016 году для плательщиков страховых взносов были установлены тарифы: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ с 01 января 2017 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
С учетом изложенного, взыскание задолженности по страховым взносам с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется налоговыми органами.
Согласно пп.1 п.1 ст. 430 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 03.07.2016 года № 243-Ф3) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего кодекса.
В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 03.07.2016 года № 243-Ф3) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подп. 3 п. 2 ст. 425 настоящего кодекса.
Статьей 425 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 03.07.2016 года № 243-Ф3) установлены тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Федеральными законами от 01 декабря 2014 года №408-ФЗ, от 02 июня 2016 года №164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в размере 6204 рубля в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ - в размере 7500 рублей в месяц.
Согласно п. 5 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании п.5 ст.432 Налогового кодекса РФ Ф в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
РР· содержания административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Рё представленных документов следует, что РЁРёРїСѓРЅРѕРІ Рђ.Р®. СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ был зарегистрирован РІ качестве индивидуального предпринимателя, ДД.РњРњ.ГГГГ утратил статус индивидуального предпринимателя РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ принятием соответствующего решения (Р».Рґ. 13-15).
В силу вышеприведенных правовых норм, Шипунов А.Ю. был обязан уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, однако указанную обязанность надлежащим образом не исполнил.
В соответствии с требованиями статей 69, 70 Налогового кодекса РФ налоговым органом в адрес Шипунова А.Ю. были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 19356 рублей 48 копеек, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3796 рублей 85 копеек; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 12517 рублей 74 копеек, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2455 рублей 40 копеек (л.д. 7,10).
Р’ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ Шипуновым Рђ.Р®. требования налогового органа своевременно Рё РІ полном объеме исполнены РЅРµ были. РџРѕ сведениям Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области, задолженность административного ответчика РїРѕ страховым взносам составила 18769 рублей 99 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 указанной нормы заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В рассматриваемом случае установленный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Шипунова А.Ю. недоимки по страховым взносам по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, поскольку срок его исполнения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Шипунова А.Ю. недоимки по страховым взносам по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, поскольку срок его исполнения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Административный истец обратился РІ Златоустовский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Челябинской области СЃ данным административным исковым заявлением ДД.РњРњ.ГГГГ, то есть СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј установленного законом СЃСЂРѕРєР° для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј. Рљ РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ заявлением Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании СЃ РЁРёРїСѓРЅРѕРІР° Рђ.Р®. задолженности РїРѕ страховым взносам Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области РЅРµ обращалась РїРѕ причине отсутствия подтверждающих документов.
Административный истец просит восстановить срок подачи заявления в суд, указывая на то, что в процессе подготовки документов для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении налогоплательщика произошел технический сбой, что привело к невозможности направления документов в установленный срок.
Суд полагает, что указанные административным истцом обстоятельства не могут расцениваться как уважительные причины пропуска срока для взыскания задолженности по налогам в судебном порядке, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления административному истцу срока обращения в суд с иском и, как следствие, для удовлетворения заявленных требований о взыскании с административного ответчика сумм страховых взносов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении исковых требований Межрайонной Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области Рє РЁРёРїСѓРЅРѕРІСѓ Андрею Юрьевичу Рѕ взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам РІ размере 18769 рублей 99 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Ю.С. Шевякова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.