Дело № 2-272/2022
Судья Москвитина Н.П. Дело № 33-2294/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2022 года г. Якутск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Головановой Л.И. при секретаре Колочевой К.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2022 года, которым
по гражданскому делу по иску прокурора Ленского района в интересах Ситьковой В.Л., несовершеннолетнего М. к Государственному казенному учреждениюРеспублики Саха (Якутия) «Ленское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты, возложении обязанности,
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования прокурора Ленского района в интересах Ситьковой В.Л., несовершеннолетнего М. удовлетворить.
Признать незаконным решение № ... от 20 октября 2021 года Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Ленское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» об отказе в принятии заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Возложить на Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Ленское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» обязанность по назначению и осуществлению с 03 сентября 2021 года ежемесячной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно на 12 месяцев Ситьковой В.Л. в порядке и размере, установленном действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения прокурора Колесовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленского района обратился в суд в интересах Ситьковой В.Л. и ее несовершеннолетнего сына М., _______ года рождения, указывая, что в результате проведенной проверки установлено, что Ситькова В.Л. является законным представителем несовершеннолетнего М., _______ года рождения. 20.10.2021 решением ГКУ РС (Я) «Ленское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС (Я)» Ситьковой В.Л. отказано в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, являющейся согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 дополнительной мерой государственной поддержки семей, имеющих детей, и предусмотренной Указом Главы РС (Я) от 30.04.2020 № 1169 «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Республике Саха (Якутия)». Основанием для отказа послужило включение в состав семьи бывшего супруга заявителя Ситьковой В.Л., соответственно, размер среднедушевого дохода семьи Ситьковой В.Л. необоснованно признан превышающим величину прожиточного минимума на душу населения.
Просит признать незаконным решение ГКУ РС (Я) «Ленское управление социальной защиты населения» от 20.10.2021 № ... об отказе в назначении Ситьковой В.Л. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, возложить на ответчика обязанность по установлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно с момента первоначального обращения Ситьковой В.Л. с заявлением, то есть с 03.09.2021, в размере, установленном действующим законодательством.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика Андреева Н.Ю. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, указывая, что при принятии ответчиком решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в расчет среднедушевого дохода семьи Ситьковой В.Л. обосновано отнесен бывший супруг, имеющий регистрацию по месту жительства Ситьковой В.Л. и несовершеннолетнего М.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Сулукова А.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, истец Ситькова В.Л. просила дело рассмотреть в свое отсутствие, представитель ответчика о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщил.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, выслушав прокурора, участвующего в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт «а» пункта 3 Указа).
В абзаце первом подпункта «а» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2020 г. издано постановление № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее по тексту - основные требования).
Согласно п. 1 Основных требований настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 2 Основных требований определено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения); 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
Абзацем третьим пункта 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предусмотрено, что решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В пункте 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи. Так, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, в том числе по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (договору о приемной семье, договору о патронатной семье). При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения. В 2022 году при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются предусмотренные настоящим подпунктом доходы заявителя и членов его семьи, с которыми был расторгнут трудовой договор начиная с 1 марта 2022 г. и которые признаны безработными в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", на день подачи заявления. При принятии решения о назначении ежемесячной выплаты с учетом обстоятельств, предусмотренных предложением третьим настоящего подпункта, ежемесячная выплата назначается на 6 месяцев; б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления; в) стипендии и иные денежные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, лицам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; г) сумма полученных алиментов; д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии); з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации; к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях; л) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики (за исключением грантов, субсидий и других поступлений, имеющих целевой характер расходования и предоставляемых в рамках поддержки предпринимательства, сведения о которых заявитель или члены его семьи вправе предоставить); м) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества; н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности; о) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»; п) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку; р) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью; с) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации; т) доходы, полученные в результате выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.
Условия, порядок назначения и осуществления на территории Республики Саха (Якутия) ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно установлены Порядком и условиям назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденным Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30.04.2020 № 1169.
Согласно п. 1.3 Порядка право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Республики Саха (Якутия) (далее - заявитель).
Проживание на территории Республики Саха (Якутия) подтверждается регистрацией по месту жительства (пребывания) или решением суда об установлении факта проживания.
В силу п. 2.1. Порядка ежемесячная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной по зонам Республики Саха (Якутия) на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по зонам Республики Саха (Якутия) на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения); 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
Пунктом 2.3 Порядка определено, что ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 года, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года.
Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Согласно п. 2.5 Порядка ежемесячная выплата устанавливается на 12 месяцев. Назначение ежемесячной выплаты в очередном году осуществляется по истечении 12 месяцев со дня предыдущего обращения
На основании п. 2.19 Порядка одним из оснований для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является, в частности, превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной по зонам Республики Саха (Якутия) на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Из п. 3.1 Порядка следует, что состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, определяется на день обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В силу п. 3.2 Порядка в состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель) или опекун ребенка, подавшие заявление, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
В случае отсутствия регистрации брака в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи для определения права на ежемесячную выплату, включаются второй родитель ребенка (при наличии), если он совместно проживает с заявителем и ребенком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» порядок исчисления среднедушевого дохода семьи устанавливается федеральным законом.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Статьей 5 вышеприведенного закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Согласно п. 1 названного Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
Из приведенных нормативных положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Изданными Правительством Российской Федерации во исполнение названного указа Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме. Аналогичные условия предоставления ежемесячной выплаты содержатся и в нормативных актах субъекта Российской Федерации – Республики Саха (Якутия), регулирующих спорные отношения.
Согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации членами семьи являются: супруги, родители дети (усыновители и усыновленные).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03 сентября 2021 года Ситькова В.Л. посредством заполнения формы на портале Государственных услуг обратилась с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка М., _______ года рождения (свидетельство о рождении III-CН № .... В свидетельстве о рождении указан отец – Н., мать – Ситькова В.Л.).
Согласно справке серии МСЭ-2020 № ..., выданной ФКУ ГБ МСЭ по Республике Саха (Якутия) от 16.12.2021 М., _______ года рождения установлена инвалидность категории «ребенок-инвалид» в срок до 01.07.2022. Дата очередного освидетельствования 01.06.2022.
Истец Ситькова В.Л. в интересах своего несовершеннолетнего сына М., _______ года рождения обратилась в ГКУ РС (Я) «Ленское управление социальной защиты населения и труда» при МТ и СР РС (Я) в Ленском районе с заявлением о назначении государственного пособия – ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Решением ГКУ РС (Я) «Ленское управление социальной защиты населения и труда» при МТ и СР РС (Я) в Ленском районе № 3825 от 20.10.2021 Ситьковой В.Л. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Основанием для отказа послужило превышение среднедушевого дохода семьи по отношению к установленной величине прожиточного минимума. В частности, указано, если брак расторгнут, то второй родитель включается в состав семьи в случае, если он проживает совместно с заявителем и ребенком, что подтверждается регистрацией по одному и тому же месту жительства.
Отец ребенка Н. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ..........А, .......... по условиям договора социального найма жилого помещения № ... от 24.09.2012. В качестве членов семьи нанимателя в указанное жилое помещение вселены Ситькова В.Л. – жена и В. – дочь.
На основании решения мирового судьи судебного участка № 17 Ленского района Республики Саха (Якутия) брак между Н. и Ситьковой В.Л. расторгнут – 12 августа 2021 года, что подтверждается свидетельством о расторжении брака I-СН № ....
Судом установлено, что брачные отношения между супругами прекращены в июне 2021 года, и с указанного периода Н. не проживает в жилом помещении по адресу: ..........А, .........., а проживает по иному адресу.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленского района в интересах Ситьковой В.Л., несовершеннолетнего М., суд указал, что анализ вышеприведенных положений действующего законодательства при установленных обстоятельствах свидетельствует о наличии у государственного учреждения Республики Саха (Якутия) обязанности по установлению Ситьковой В.Л. ежемесячной денежной выплаты на ребенка – М., 2017 года рождения, с момента первоначального обращения Ситьковой В.Л. в ГКУ РС (Я) «Ленское управление социальной защиты населения и труда», то есть с 03 сентября 2021 года в порядке и на условиях назначения такого вида денежной выплаты, утверждённых Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30.04.2020 № 1169. При этом фактический размер среднедушевого дохода семьи Ситьковой В.Л., которая не работает, осуществляет уход за ребенком-инвалидом, без учета доходов бывшего супруга Н. на момент обращения – 03 сентября 2021 года, не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную на территории Ленского района Республики Саха (Якутия).
Данные выводы суда первой инстанции основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и обстоятельствах дела, установленных судом.
При этом судебной коллегией исследованы доводы апелляционной жалобы о том, что при принятии ответчиком решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в расчет среднедушевого дохода семьи Ситьковой В.Л. обосновано отнесен бывший супруг, имеющий регистрацию по месту жительства Ситьковой В.Л. и несовершеннолетнего М., которые признаны несостоятельными и не являющиеся основанием для отмены постановленного решения ввиду следующего.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Согласно ст. 71 ЖК РФ при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения.
Из положений Закона РФ № 5242-1 от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в их взаимосвязи со статьей 20 ГК РФ следует, что действующее законодательство не связывает место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении.
Так, обязанностью гражданина Российской Федерации является уведомление органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком. Вместе с тем, как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П).
Из материалов дела следует, что Н. и истец Ситькова В.Л. в зарегистрированном браке не состоят, с истцом Ситьковой В.Л. и ребенком М., _______ года рождения совместно не проживает.
Таким образом, одно лишь формальное наличие регистрации Н. по спорному адресу не может свидетельствовать о его совместном проживании с вышеуказанными лицами и служить единственным и безусловным основанием для признания Н., с которым Ситькова В.Л. расторгла брак, членом семьи, постоянно проживающим совместно с заявителем, претендующим на получение ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, и, соответственно, для признания доходов Н. частью дохода общего семейного дохода Ситьковой В.Д.
Таким образом, ГКУ РС (Я) «Ленское управление социальной защиты населения и труда» при МТ и СР РС (Я) в Ленском районе неправомерно отказано в назначении выплаты Ситьковой В.Л., поскольку при рассмотрении заявления Учреждением необоснованно к числу состава семьи Ситьковой В.Л. отнесен ее бывший супруг Н., который с Ситьковой В.Л. и ребенком М. в зарегистрированном браке не состоит и совместно с ними не проживает, что привело к ошибочному расчету среднедушевого дохода семьи Ситьковой В.Л. При этом размер среднедушевого дохода семьи Ситьковой В.Л. без учета доходов бывшего супруга Н. не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную Законом Республики Саха (Якутия), а именно в Ленском районе. Выводы суда являются правильными.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба представителя ответчика не содержит фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2022 года по делу по иску прокурора Ленского района в интересах Ситьковой В.Л., несовершеннолетнего М. к Государственному казенному учреждениюРеспублики Саха (Якутия) «Ленское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты, возложении обязанности о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу – б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Определение в окончательном виде изготовлено 11.07.2022