Решение по делу № 2а-1371/2019 от 31.01.2019

Адм. дело № 2а-1371/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года           г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В., рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве административное дело по административному иску Чувашского транспортного прокурора к Управлению Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено,

у с т а н о в и л :

Чувашский транспортный прокурор обратился с вышеуказанным административным иском в порядке ст.39 КАС РФ. В обоснование заявления указано, что Чувашской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о профилактики правонарушений, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется беспрепятственный доступ к электронным адресам Интернет-сайта «Ютуб» (www.youtube.com), являющегося видеохостинговой компанией, предоставляющей пользователям услуги хранения, доставки и показа видео, на веб-страницах пользователей видеохостинга содержатся сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах и крышах поездов), нарушающие условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

Так, в сети «Интернет» создана и функционирует интернет-страница, на которой по адресу - ------ - размещен видеосюжет, который, содержит информацию о способах и методах проезда на подножках, зацепах и крышах поездов, пропагандируют занятие так называемым «зацепингом».

В силу ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.21 указанного закона железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В силу п.14 указанного приказа лица, нарушающие указанные Правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Так, частью 1 статьи 11.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за проезд граждан на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; оправдывающая противоправное поведение.

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В соответствии со ст.9, п.п.1,6 ст.10,15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ) распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 ст.6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Доступ к информации, размещенной в видеохостинге «Ютуб» (www.youtube.com) на интернет-странице: https://www.youtube.com/watch?v=w-bs3spED_4. которая направлена на пропаганду противоправных действий, побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, оправдывает противоправное поведение, нарушает конституционные права граждан, а потому должен быть закрыт.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Указанное административное исковое заявление подано прокурором в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, с целью включения в реестр сведении, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для ограничения доступа к указанной информации как к незаконной.

Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (далее - Положение), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно п.5.1.7 Положения Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Учитывая изложенное, Роскомнадзор в лице его территориального органа - Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике привлекается в качестве административного ответчика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», статьями 39, 124 КАС РФ, истец просит:

Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети Интернет на интернет - странице: ------

Возложить обязанность на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» - в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-странице, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представители административного истца и административного ответчика в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Судом принято определение о рассмотрении дела в упрощенном (письменном) производстве.

Привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии представило отзыв на заявление, из которого следует, что в соответствии с ч.ч.1 и 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Данная мера не связана с имущественным воздействием на правонарушителя. Таким образом, целесообразно её применение к данному спору.

В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).

В реестр включаются:

доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 ФЗ № 149-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101.В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В силу п. 14 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2007 №18, лица, нарушающие указанные Правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Так, ч.1 ст.11.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за проезд граждан на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.

Статьей 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; оправдывающая противоправное поведение.

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Федеральным законом от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Частью 1 ст.6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Доступ к информации, размещенной в видеохостинге «Ютуб» (www.youtube.com) на интернет-странице: https://www.youtube.com/watch?v=w-bs3spED_4, которая направлена на пропаганду противоправных действий, побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, оправдывает противоправное поведение, нарушает конституционные права граждан.

В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из представленных доказательств следует, что на веб-странице https://www.youtube.com/watch?v=w-bs3spED_4 содержатся сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах и крышах поездов), нарушающие условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

К материалам дела приложены скриншоты страниц вышеуказанного сайта.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена административная ответственность (1 ст.6.17, ч.1 ст.11.17 КоАП РФ) фактически является распространением запрещенной информации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на веб-странице ------ размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации. Предоставление доступа к указанному сайту противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46,65,175, 293, 294 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Признать информацию, размещенную на Интернет - странице сайт: ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Россвязькомнадзор, Китайгородский проезд, д.7, стр.2, г.Москва, 109074), а также в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии (428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул.Гладкова, 7б), для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Чебоксары в срок не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения

Судья В.В. Евстафьев

2а-1371/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Чувашская транспортная прокуратура
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация административного искового заявления
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее