Решение по делу № 2а-844/2021 от 04.03.2021

Дело № 2а-844/2021 (УИД 18RS0009-01-2021-000865-52)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2021 года                                 г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Безушко В.М., при секретаре Стрелковой К.В.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации МО «Воткинский район» к судебному приставу-исполнителю Воткинского районного отделения судебных приставов УФССП России по УР Никитиной ФИО8, Управлению федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора вынесенного в рамках исполнительного производства №***,

у с т а н о в и л:

Администрация МО «Воткинский район» (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Воткинского районного отделения судебных приставов УФССП России по УР Никитиной ФИО9, о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора вынесенного в рамках исполнительного производства №***-ИП. Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением от 29.01.2021 года №***, вынесенным судебным приставом-исполнителем Воткинского РОСП Управления ФССП по УР Никитиной ФИО10 с Администрации МО «Воткинский район» взыскан исполнительский сбор в размере 50.000= рублей. Администрация МО «Воткинский район» с указанным постановлением не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Обжалуемое постановление вынесено в рамках исполнительного производства по исполнительному производству №***-ИП, возбужденного 26.11.2020 года, на основании исполнительного листа серии ФС №*** от 16.11.2020 года, выданного Воткинским районным судом, в соответствии с которым Администрация МО «Воткинский район» обязана обратиться в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в органы Росреестра по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: - канализационную сеть протяженностью 87,5 м. от здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу <*****>, с присоединением в выгребную яму, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>; - канализационную сеть протяженностью 30 м. от здания Администрации МО «Камское», расположенного по адресу <*****>, до присоединения в канализационную сеть от фельдшерско-акушерского пункта до выгребной ямы, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>. Постановление от 26.11.2020 года о возбуждении исполнительного производства №***-ИП поступило в Администрацию МО «Воткинский район» только 10.12.2020 года (вх. №***). На него Администрацию МО «Воткинский район» ответила судебному приставу-исполнителю письмом от 14.12.2020 года №***, указав, в том числе на необходимость соблюдения ею законодательства Российской Федерации по заключению муниципальных контрактов. Не смотря на это Администрация МО «Воткинский район» и до получения указанного постановления предприняла все необходимые и возможные для исполнения указанного решения действия в полном объеме. Так, 14.10.2020 года решение суда было направлено в Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО «Воткинский район» - в орган уполномоченный на выполнение работ по совершению действий в отношении муниципального имущества. Указанным управлением до возбуждения исполнительного производства были направлены запросы в различные организации: - запрос от 26.11.2020 года №*** в БУ УР «ЦКО БТИ»; - запрос от 27.11.2020 года №*** Главе МО «Камское»; - запрос от 27.11.2020 года №*** в МТУ Росимущества по УР и КО; - запрос от 27.11.2020 года №*** в Министерство имущественных отношений УР. С 30.11.2020 года по 09.12.2020 года поступали ответы по запросам: -    из БУ УР «ЦКО БТИ» ответ №*** и №*** от 30.11.2020 года; - из Министерства имущественных отношений УР ответ №*** от 30.11.2020 г.; - из МТУ Росимущества по УР и КО ответ №*** от 06.12.2020 года; - из Администрации МО «Камское» ответ №*** от 09.12.2020 года. 08.12.2020 года был заключен муниципальный контракт с ООО «Кадастровый центр - БТИ» на изготовление технических планов объектов недвижимости, указанных в решении суда, с целью постановки их на кадастровый учет в качестве бесхозяйных. На основании поступившей информации было издано постановление Администрации МО «Воткинский район» от 15.12.2020 года №*** «О бесхозяйных объектах», в соответствии с которым Управлению муниципального имущества и земельными ресурсами поручено осуществить комплекс мероприятий, связанных с государственной регистраций имущества в качестве бесхозяйного имущества. Управлением также были подготовлены 2 декларации об объекте недвижимости от 28.12.2020 года в соответствии с частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 29.12.2020 года по муниципальному контракту, заключенному с ООО «Кадастровый центр - БТИ», был составлен акт приемки-передачи результатов работ. Управлением были получены 2 технических плана объектов недвижимости, указанных в решении суда. 30.12.2020 года указанные документы были направлены в Управление Росреестра по УР, откуда были получены уведомления о возврате документов от 31 12 2020 года № КУВД№***-1 и от 18.01.2021 года № КУВД№***-1. 20.01.2021 года вновь указанные документы были направлены в органы Росреестра для государственной регистрации. Согласно уведомлений об этом № КУВД-№*** и № КУВД-№*** срок предоставления услуги установлен - до 03.02.2021 года. Таким образом, Администрация МО «Воткинский район» предприняла все предусмотренные законом меры для исполнения судебного решения, действия по исполнению судебного решения выполняла активно и без какой-либо волокиты. Указанные обстоятельства судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления от 29.01.2021 года не были учтены, в связи с чем оно не может быть признано законным и обоснованным. 17.02.2021 года указанные объекты были поставлены на учет как бесхозяйное имущество, т.е. решение суда выполнено в полном объеме до получения Администрацией постановления о взыскании исполнительского сбора. Само обжалуемое постановление №*** о взыскании исполнительского сбора вынесено 29.01.2021 года, однако, в Администрацию МО «Воткинский район» оно было отправлено (согласно штемпеля на конверте) только 19.02.2021 года, поступило в Администрацию 20.02.2021 года (вх. №***), в связи с чем, срок на его обжалование истекает 02.03.2021 года. Таким образом, указанным постановлением нарушены имущественные права Администрации как должника, добросовестно выполнявшего судебное решение и, не смотря на это, подвергшегося штрафным санкциям в размере 50 000 рублей. В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. В соответствии со статьей 360 КАС РФ, постановления судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса. В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавались. В соответствии с пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшений размера исполнительного сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительного сбора, освободить должника от его взыскания. В связи с этим, Администрация МО «Воткинский район» обратилась в суд с данным административным исковым заявлением.

08.04.2021 года определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП по УР, в качестве заинтересованного лица – Воткинского межрайонного прокурора.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации МО «Воткинский район» Акулов В.А., действующий на основании доверенности и диплома, на удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме по основаниям и доводам.

В судебном заседании представитель административного ответчика – судебного пристава-исполнителя Воткинского районного отделения судебных приставов УФССП России по УР Никитиной А.Н. – Чуракова С.В., действующая на основании доверенности и диплома, административный иск не признала, представила письменные возражения, согласно которых просила отказать в удовлетворении административного иска.

В судебное заседание административные ответчики судебный пристав-исполнитель Воткинского районного отделения судебных приставов УФССП России по УР Никитина А.Н., УФССП по УР, заинтересованное лицо – Воткинский межрайонный прокурор, не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.

Административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №***-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 статьей 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Указанные конституционные предписания и нормы КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют сторонам исполнительного производства, иным лицам, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием) право оспорить в суде постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно частям 1 и 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно позиции Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, по смыслу статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьями 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87, предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Одним из принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).

Таким образом, из анализа данных правовых норм следует, что исполнительский сбор, являясь установленной санкцией за неисполнение исполнительного документа, может быть взыскан только при наличии вины должника.

В судебном заседании установлено, что Воткинским районным судом 16.11.2020 года на основании решения Воткинского районного суда УР от 24 августа 2020 года по гражданскому делу №***, вступившего в законную силу 25.09.2020 года, вынесен исполнительный лист ФС №*** об обязании Администрации МО «Воткинский район» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (Управление Росреестра) с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: - канализационную сеть протяженностью 87,5 метров от здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <*****>, с присоединением в выгребную яму, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу: <*****>; - канализационную сеть протяженностью 30 метров от здания Администрации МО «Камское», расположенного по адресу: <*****>, до присоединения в канализационную сеть от здания фельдшерско-акушерского пункта до выгребной ямы, расположенной в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу: <*****>.

26.11.2020 в отношении Администрации МО «Воткинский район» судебным приставом-исполнителем Воткинского РОСП УФССП России по УР Никитиной А.Н. вынесено постановление №*** от 26.11.2020 о возбуждении исполнительного производства №***-ИП на основании исполнительного документа (исполнительного листа) № №*** от 16.11.2020 выданного Воткинский районным судом УР по делу №***, вступившему в законную силу 25 сентября 2020 года, предметом исполнения которого является: обязать Администрацию МО «Воткинский район» обратиться в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: - канализационную сеть протяженностью 87,5 м. от здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу <*****>, с присоединением в выгребную яму, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>; - канализационную сеть протяженностью 30 м. от здания Администрации МО «Камское», расположенного по адресу <*****>, до присоединения в канализационную сеть от фельдшерско-акушерского пункта до выгребной ямы, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>, в отношении должника Администрации МО «Воткинский район», в пользу взыскателя Воткинская межрайонная прокуратура (л.д. 11). В соответствии с данным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Данное постановление направлено в адрес должника 27.11.2020 и получено последним 10.12.2020 года. Однако, должник Администрация МО «Воткинский район» в 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не исполнила.

В обоснование своих требований административным истцом представлены следующие доказательства:

- сопроводительное письмо №*** от 14 октября 2020 года о направлении Администрацией МО «Воткинский район» в адрес начальника Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО «Воткинский район» ФИО6 копии решения Воткинского районного суда УР от 24 августа 2020 года по гражданскому делу №*** для организации его исполнения в установленный в решении срок (л.д. 13);

- сообщение Администрации МО «Воткинский район» №*** от 14 декабря 2020 года, направленного в адрес судебного пристава-исполнителя Воткинского РОСП УФССП России по УР Никитиной А.Н. со сведениями о принимаемых мерах по исполнению решения Воткинского районного суда УР от 24.08.2020 по делу №*** (л.д. 12);

- запрос Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО «Воткинский район» №*** от 26 ноября 2020 года, направленного в БУ УР «ЦКО БТИ» о предоставлении сведений из учетно-технической документации, а именно копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, копии технического паспорта, на объект недвижимости: - канализационную сеть протяженностью 87,5 м. от здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу <*****>, с присоединением в выгребную яму, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>; - канализационную сеть протяженностью 30 м. от здания Администрации МО «Камское», расположенного по адресу <*****>, до присоединения в канализационную сеть от фельдшерско-акушерского пункта до выгребной ямы, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****> (л.д. 14);

-ответ на данный запрос, со сведениями об отсутствии запрашиваемых документов поступил в Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО «Воткинский район» 30 ноября 2020 года (л.д. 16, 17);

- запрос Администрации МО «Воткинский район» №*** от <дата>, направленного в адрес главы МО «Камское» ФИО7 о предоставлении информации о наличии (либо отсутствии) в реестре собственности МО «Камское» следующих объектов недвижимости: - канализационную сеть протяженностью 87,5 м. от здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу <*****>, с присоединением в выгребную яму, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>; - канализационную сеть протяженностью 30 м. от здания Администрации МО «Камское», расположенного по адресу <*****>, до присоединения в канализационную сеть от фельдшерско-акушерского пункта до выгребной ямы, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****> (л.д. 15);

- ответ на данный запрос, со сведениями об отсутствии в реестре собственности МО «Камское» запрашиваемых объектов недвижимости поступил в Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО «Воткинский район» 09 декабря 2020 года (л.д. 20);

- ответ Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики №*** от 30 ноября 2020 года на запрос Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО «Воткинский район» №*** от 27 ноября 2020 года, со сведениями об отсутствии в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики сведений о следующих объектах недвижимости: - канализационную сеть протяженностью 87,5 м. от здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу <*****>, с присоединением в выгребную яму, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>; - канализационную сеть протяженностью 30 м. от здания Администрации МО «Камское», расположенного по адресу <*****>, до присоединения в канализационную сеть от фельдшерско-акушерского пункта до выгребной ямы, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****> (л.д. 18);

- ответа МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области №*** от 06 декабря 2020 года на запрос Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО «Воткинский район» №*** от 27 ноября 2020 года, со сведениями об отсутствии в Реестре федерального имущества сведений о следующих объектах недвижимости: - канализационную сеть протяженностью 87,5 м. от здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу <*****>, с присоединением в выгребную яму, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>; - канализационную сеть протяженностью 30 м. от здания Администрации МО «Камское», расположенного по адресу <*****>, до присоединения в канализационную сеть от фельдшерско-акушерского пункта до выгребной ямы, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****> (л.д. 19);

- муниципальный контракт от 08 декабря 2020 года, заключенный между Администрацией МО «Воткинский район» и ООО «Кадастровый центр – БТИ» предметом которого является выполнение работ по изготовлению технических планов объектов недвижимости с целью постановки на кадастровый учет в качестве бесхозных в соответствии с перечнем и объемами работ, указанными в техническом задании (Приложение № 1 к Контракту), с приложенным к нему техническим заданием (л.д. 21-25);

- декларации от 24 декабря 2020 года и от 28 декабря 2020 года на объекты недвижимости: канализационную сеть протяженностью 87,5 м. от здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу <*****>, с присоединением в выгребную яму, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>; а также канализационную сеть протяженностью 30 м. от здания Администрации МО «Камское», расположенного по адресу <*****>, до присоединения в канализационную сеть от фельдшерско-акушерского пункта до выгребной ямы, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****> (л.д. 31-35, л.д. 26-30);

- акт №*** от 29 декабря 2020 года согласно которого, Администрация МО «Воткинский район» приняла у ООО «Кадастровый центр – БТИ» работы по изготовлению технических планов на объекты недвижимости, указанные в приложении № 1 (Техническое задание) к контракту (л.д. 36);

- уведомления № КУВД-№*** от 31 декабря 2020 года, № КУВД-№*** от 18 января 2021 года Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от 30 декабря 2020 года, направленных в адрес Администрации МО «Воткинский район», основанием возвращения без рассмотрения документов послужило не подписание заявителем направленного заявления (л.д. 37, 38);

- уведомления № КУВД-№*** от 20 января 2021 года, № КУВД-№*** от 20 января 2021 года, о приеме заявления Администрации МО «Воткинский район» о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав и прилагаемых к нему документов в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости. Плановая дата предоставления услуги – 03.02.2021 (л.д. 39, 40);

- постановление Администрации МО «Воткинский район» от 15.12.2020 №*** о признании бесхозяйными объектов: канализационная сеть протяженностью 87,5 м. от здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу <*****>, с присоединением в выгребную яму, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>; а также канализационная сеть протяженностью 30 м. от здания Администрации МО «Камское», расположенного по адресу <*****>, до присоединения в канализационную сеть от фельдшерско-акушерского пункта до выгребной ямы, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>. Управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО «Воткинский район» осуществить комплекс мероприятий, связанных с государственной регистрацией вышеуказанного имущества в качестве бесхозяйного с последующим обращением его по решению суда в муниципальную собственность МО «Воткинский район», по истечении установленного законодательством срока (л.д. 63);

- опись документов, принятых от МО «Воткинский район» в МФЦ г. Воткинска филиала «Воткинский» АУ «МФЦ УР» от 15 февраля 2021 года для оказания государственных услуг по внесению сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия (л.д. 65, 66);

- уведомления Камбарского отдела Управления Росреестра по УР № КУВД-№*** от 17 февраля 2021 года, № КУВД-№*** от 17 февраля 2021 года, о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (л.д.67, 68);

- выписки из ЕГРН об объекте недвижимости №*** от 27 февраля 2021 года, №*** от 27 февраля 2021 года, согласно которых на кадастровый учет поставлены следующие объекты недвижимости: - канализационную сеть протяженностью 87,5 м. от здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу <*****>, с присоединением в выгребную яму, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****>; - канализационную сеть протяженностью 30 м. от здания Администрации МО «Камское», расположенного по адресу <*****>, до присоединения в канализационную сеть от фельдшерско-акушерского пункта до выгребной ямы, расположенную в 30 метрах к юго-востоку от дома по адресу <*****> (л.д. 69-74);

- сообщение Администрации МО «Воткинский район» №*** от 03 марта 2021 года, направленного судебному приставу-исполнителю Воткинского РОСП УФССП России по УР Никитиной А.Н., об исполнении решения Воткинского районного суда УР от 24 августа 2020 года по делу №*** в полном объеме и требованием об окончании исполнительного производства №***-ИП в связи с его фактическим исполнением, с приложением копий документов, подтверждающих исполнение решения суда (л.д. 75).

В судебном заседании также установлено, что в рамках исполнительного производства от 26.11.2020 №***-ИП судебным приставом-исполнителем Воткинского РОСП УФССП России по УР Никитиной А.Н. 29.01.2021 в отношении должника Администрации МО «Воткинский район» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которое направлено в адрес должника Администрации МО «Воткинский район» 18.02.2021 года.

В соответствии с данным постановлением судебным приставом-исполнителем установлено, что исполнительный документ должником Администрацией МО «Воткинский район» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Постановлено взыскать с должника Администрации МО «Воткинский район» исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Данное постановление получено должником 20.02.2021 года.

Из материалов дела усматривается, что для исполнения вышеуказанного решения суда 30.12.2020 Администрация МО «Воткинский район» обратилась в межмуниципальный отдел по Воткинскому и Шарканскому районам Управления Росреестра по УР с заявлениями № КУВД-№*** и № КУВД-№***, однако 31.12.2020 заявление № КУВД-№*** и 18.01.2021 заявление № №*** с приложенными документами возвращены Администрации МО «Воткинский район» без рассмотрения, что подтверждается уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № №*** от 31 декабря 2020 года, а также № КУВД-№*** от 18 января 2021 года.

Кроме того, согласно представленных административным истцом уведомлений Управления Росреестра от 20.01.2021 от Администрации МО «Воткинский район» только 20.01.2021 приняты заявления №№*** и №№*** о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости с приложенными документами: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе ФС №*** от 16.11.2020, данные требования не исполнил, обстоятельств, свидетельствующих об уважительных причинах неисполнения требований исполнительного документа и доказательств невозможности его исполнения вследствие непреодолимой силы, административный истец в судебное заседание не представил.

В силу ч. 7 ст. 112 ФЗ № 229 суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи.

При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (часть 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.

Согласно пункту 74 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.

Как указано выше, решение суда было принято 24.08.2020, вступило в законную силу 25.09.2020 г. Согласно судебному решению, администрация МО «Воткинский район» должна была обратиться в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, т.е. до 25.10.2020 г., чего Администрацией МО «Воткинский район» сделано не было.

Доводы административного истца о наличии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора либо об уменьшении его размера, ввиду того, что им были приняты все предусмотренные законом меры для исполнения судебного решения, действия по исполнению судебного решения Администрация МО «Воткинский район» выполняла активно и без какой-либо волокиты, подлежит отклонению ввиду следующего.

Согласно разъяснений данных в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный законом срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, и если должник принял все меры для надлежащего исполнения.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, судебному приставу-исполнителю и в суд таких доказательств, представлено не было.

Так, из представленных административным истцом документов, усматривается, что исполнять судебное решение Администрация МО «Воткинский район» начала лишь 26.11.2020, т.е. только с момента возбуждения исполнительного производства, тогда как исполнить судебное решение было необходимо в срок до 25.10.2020 года.

Так в обосновании отсутствия вины и принятия мер п исполнению судебного решения административным истцом представлены следующие доказательства: запросы Администрации МО «Воткинский район» и Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО «Воткинский район» в БУ УР «ЦКО БТИ» №*** от 26 ноября 2020 года, главе МО «Камское» ФИО7 №*** от 27 ноября 2020 года, в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики №*** от 27 ноября 2020 года, в МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области №*** от <дата>, и ответы на данные запросы, а также муниципальный контракт от 08 декабря 2020 года, заключенный между Администрацией МО «Воткинский район» и ООО «Кадастровый центр – БТИ», постановление Администрации МО «Воткинский район» №*** от 15 декабря 2020 года, в соответствии с которым, Администрация МО «Воткинский район» постановила признать бесхозяйным объекты недвижимости, указанные в решении суда, декларации от 24 декабря 2020 года и от 28 декабря 2020 года на объекты недвижимости, указанные в решении суда.

Таким образом, по мнению суда, меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования были приняты административным истцом Администрацией МО «Воткинский район» не в срок, указанный в судебном решении, а после вынесения судебным приставом-исполнителем Воткинского РОСП УФССП России по УР Никитиной А.Н. постановления от 26.11.2020 о возбуждении исполнительного производства №***-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа (исполнительного листа) № №*** от 16.11.2020, выданного Воткинский районным судом УР по делу №***.

Поскольку постановление судебного пристава-исполнителя Воткинского РОСП УФССП России по УР Никитиной А.Н. от 26.11.2020 о возбуждении исполнительного производства №***-ИП получено Администрацией МО «Воткинский район» 10 декабря 2020 года, то 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, истек, а срок для обращения в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, указанного в решении Воткинского районного суда УР от 24.08.2020 года, не соблюден.

Доказательств принятия иных действий, направленных на исполнение судебного решения, истцом не представлено. Доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный судом срок, а также в установленный судебным приставом-исполнителем Воткинского РОСП УФССП России по УР Никитиной А.Н. 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, административным истцом суду также не представлено.

Указание в сообщении Администрации МО «Воткинский район» №*** от 14 декабря 2020 года, направленном в адрес судебного пристава-исполнителя Воткинского РОСП УФССП России по УР Никитиной А.Н. о том, что Администрацией МО «Воткинский район» разрабатывается документация об электронном аукционе, по результатам которого будет заключен муниципальный контракт (договор) на выполнение кадастровых работ в отношении указанных в судебном решении объектов недвижимости для последующей постановки их на учет, и что указанные действия потребуют значительного времени, превышающего 5-суточный срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, ничем не обосновано.

У административного истца имелась реальная возможность исполнить решение суда в течение столь длительного времени с 24 августа 2020 года (дата вынесения решения суда), равно как и со дня вступления решения суда в законную силу (25.09.2020), до истечения 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, либо обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Более того, по мнению суда, в случае своевременного принятие мер административным истцом по исполнению судебного решения, данное решение было бы исполнено в предусмотренный для добровольного исполнения требований срок, что подтверждается представленными административным истцом вышеуказанными документами.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии уважительных причин неисполнения должником требований исполнительного документа и доказательств невозможности его исполнения вследствие непреодолимой силы, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для освобождения Администрации МО «Воткинский район» от уплаты исполнительского сбора.

Учитывая получение должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства и не исполнение последним в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, учитывая отсутствие заявления должника об отсрочке исполнения решения суда, а также отсутствия обстоятельств свидетельствующих об уважительных причинах неисполнения требований исполнительного документа и доказательств невозможности его исполнения вследствие непреодолимой силы, иных существенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора, а также освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Изложенное свидетельствует об отсутствии нарушения прав Администрации МО «Воткинский район», как должника по исполнительному производству.

Более того, суд принимает во внимание разъяснения данные в абзаце 3 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с которыми должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Исходя из положений ч. 9 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла вышеприведенных норм следует, что для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что в ходе исполнительного производства №***-ИП действия судебного пристава-исполнителя Никитиной А.Н. по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 29.01.2021, соответствовали закону и не нарушали прав и законных интересов административного истца. В связи с чем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 3). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержатся разъяснения о том, что административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

Аналогичный срок на подачу жалобы на бездействие должностного лица службы судебных приставов предусмотрен статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Из представленных материалов дела усматривается, что копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 29.01.2021, получена должником Администрацией МО «Воткинский район» 20 февраля 2021 года, что подтверждается отметкой о получении (л.д. 41), таким образом, последним днем обжалования, с учетом выходных и праздничных дней, является 10 марта 2020 года. Административный иск был направлен административным истцом посредством почтового отправления 02 марта 2021 года, что подтверждается оттиском штампа на почтовом конверте.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с указанными в административном иске требованиями, не пропущен.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, главы 22 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административных исковых требований Администрации МО «Воткинский район» к судебному приставу-исполнителю Воткинского районного отделения судебных приставов УФССП России по УР Никитиной ФИО11, Управлению федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства №***-ИП, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда изготовлено 20 мая 2021 года.

Судья                                          В.М. Безушко

2а-844/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО "Воткинский район"
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Воткинского РОСП Управления ФССП по УР Никитина А.Н.
УФССП России по УР
Другие
Воткинский межрайонный прокурор
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Безушко Вероника Михайловна
Дело на сайте суда
votkinskiygor.udm.sudrf.ru
04.03.2021Регистрация административного искового заявления
04.03.2021Передача материалов судье
09.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2021Судебное заседание
07.05.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2021Дело оформлено
27.08.2021Дело передано в архив
19.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее