Дело № 2а-437/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2016 года                              пос. Шаля

Шалинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,

при секретаре Чикуновой Е.С.,

с участием представителя административного истца Сафиной З.К.,

представителя заинтересованного лица – администрации городского округа Староуткинск Марининой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.Р.Л. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Первоуральский отдел) - о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на земельный участок и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок

У С Т А Н О В И Л

Т.Р.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Первоуральский отдел) - о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на земельный участок и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведенного аукциона по продаже муниципального имущества на основании протокола аукциона от ДД.ММ.ГГГГ заключен между администрацией городского округа Староуткинск и Т.Р.Л. договор купли-продажи недвижимого имущества – нежилого помещения общей площадью 216,5 кв.м. с земельным участком (кадастровый ) общей площадью 1066 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности Т.Р.Л. на нежилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. В государственной регистрации права на земельный участок ему административным ответчиком отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ за ; получено Т.Р.Л. ДД.ММ.ГГГГ с мотивировкой – за непредставление заявителем документов, если такая обязанность возложена на заявителя. Т.Р.Л. просит признать незаконным решение об отказе в регистрации права собственности на земельный участок и обязании административного ответчика зарегистрировать его право собственности на земельный участок с кадастровым номером

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания своего представителя не направил, предоставил отзыв на административный иск, и просил о рассмотрении административного иска в отсутствие своего представителя (л.д.38-39).

В судебном заседании представитель административного истца З.К. Сафина заявленные требования доверителя поддержала, мотивируя тем, что Т.Р.Л. по итогам аукциона по продаже муниципального имущества заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. Для регистрации права собственности стороны. - то есть администрация ГО Староуткинск и Т.Р.Л. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области для регистрации права собственности. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. То есть право собственности на нежилое помещение ими было зарегистрировано, регистрация права собственности на нежилое помещение выдано, а в регистрации права собственности на земельный участок отказано на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Считает, что отказ административного ответчика не соответствует положениям ни Закона о регистрации, ни Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца. В силу ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены но основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ осуществлен прием в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе передано здание хозяйственного корпуса. Постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ данное здание принято на баланс и передано в оперативное управление МУЗ «Староуткинская городская больница». Свидетельством о регистрации права зарегистрировано право оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ. Здание хозяйственного корпуса расположено на двух земельных участках: на земельном участке с окончанием кадастрового номера 644, которое указано в договоре при продаже муниципального имущества общей площадью 1066 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером окончание 643 общей площадью 909 кв.м.. В кадастровом паспорте земельного участка, имеющемся в материалах дела в п. 8 указано, что на данном земельном участке расположено здание. В связи с этим Администрацией ГО Староуткинск зарегистрировано право собственности на здание хозяйственного корпуса в виде регистрации права собственности на две части здания (помещения) соответствующие каждому земельному участку: то есть помещение площадью 216,5 кв.м., которое впоследствии было продано Т.Р.Л. и за ним зарегистрировано право собственности и расположенное на земельном участке 1066 кв.м., и помещение с площадью 188,7 кв.м., расположенное на соседнем участке. Основанием для регистрации права собственности в обоих случаях является Постановление Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Отказ в регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, без учета особенности расположения здания хозяйственного корпуса и его принадлежности на праве собственности полностью за Администрацией ГО Староуткинск. Считает, что отказ незаконен и препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на земельный участок заинтересованными лицами, как в данном случае Административным истцом.

Кроме того по ее мнению, административным ответчиком не учтено, что в соответствии со статьей 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Согласно принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, и статьи 35 того же Кодекса установлен запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. Считает, что отказ в регистрации права собственности на земельный участок с учетом одновременной регистрации права на часть здания повлек нарушение принципа судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта.

Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа Староуткинск (далее по тексту Администрация) Маринина М.М. поддержала заявленный административный иск, пояснив, что по итогам аукциона для регистрации права собственности стороны - Администрация и Т.Р.Л. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для регистрации права собственности, где сообщением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Купля-продажа осуществлялась по результатам открытого аукциона отдельным договором. Как часть здания, так и земельный участок были указаны в одном договоре отдельными пунктами. В результате аукциона эта сделка была проведена. Первоначальный отказ Росреестра был обжалован в Управление, так как там были иные основания, те, которые были зачитаны в отзыве. Управление отказало Администрации по иным основаниям. Суть в том, что разъяснили основания отказа, признав первоначальный отказ необоснованным, в данном случае она считает, что позиция административного ответчика не обоснована, и она поддерживает мнение представителя административного истца, потому что здание полностью принадлежало им, земельный участок тоже им. Так как у них маленькая территория и заинтересованных лиц использовать это имущество очень мало, и чтобы упростить задачу, чтобы была не такая огромная цена на имущество, было принято решение разделить этот земельный участок пропорционально помещениям здания. Оно одноэтажное, имеет отдельные обособленные выходы и для того, чтобы реализовать это было принято решение разделить земельный участок и отчуждать пропорционально размеру помещениям. Они в интересах муниципалитета, предпринимателей, которые уже сейчас занимаются развитием помещения, добросовестно пользуются им и владеют им как своим собственным. Для них непонятно, как по данному договору можно было зарегистрировать только часть, а в другой части отказать.

Суд, с согласия представителей административного истца и заинтересованного лица определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика, так как его явка не признана обязательной.

Заслушав мнения участников, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного государственными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.

Как установлено – между Т.Р.Л. и Администрацией по итогам аукциона по продаже муниципального имущества заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое помещение площадью 216,5 кв.м. с земельным участком (кадастровый ) общей площадью 1066 кв.м., расположенными по адресу: <адрес>

Согласно пункту 1.1. вышеуказанного договора Покупателю передается в собственность нежилое помещение (площадью 216,5 кв.м.) с земельным участком (площадью 1066кв.м.), расположенных по адресу: <адрес>

Данная недвижимость передана административному истцу на основании акта приема-передачи объекта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

В соответствии со ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

Администрация и Т.Р.Л. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для регистрации права собственности на указанную недвижимость.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. То есть, право собственности на нежилое помещение ими было зарегистрировано, о чем Т.Р.Л. получено свидетельство о государственной регистрации права (л.д.20), а в регистрации права собственности на земельный участок отказано на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть Т.Р.Л. не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а именно: «не предоставлены документы, подтверждающие право собственности на вышеуказанный земельный участок, который указан в договоре» (л.д.22-23).

В силу ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации - в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Согласно п. 3 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

ДД.ММ.ГГГГ осуществлен прием в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе передано здание хозяйственного корпуса по вышеуказанному адресу.

Постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ данное здание принято на баланс и передано в оперативное управление МУЗ «Староуткинская городская больница». Свидетельством о государственной регистрации права зарегистрировано право оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58).

Здание хозяйственного корпуса расположено на двух земельных участках: на земельном участке с кадастровым номером которое указано в договоре при продаже муниципального имущества общей площадью 1066 кв.м., и земельный участок с кадастровым общей площадью 909 кв.м..

В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым , имеющемся в материалах дела в п. 10 указано, что на данном земельном участке расположено здание хозяйственного корпуса (л.д.18).

В связи с этим Администрацией зарегистрировано право собственности на здание хозяйственного корпуса в виде: регистрации права собственности на две части здания (помещения) соответствующие каждому земельному участку: то есть помещение площадью 216,5 кв.м., которое впоследствии было продано Т.Р.Л. и за ним зарегистрировано право собственности и расположенное на земельном участке 1066 кв.м. (л.д.59), а также помещение с площадью 188,7 кв.м., расположенное на соседнем участке.

Основанием для регистрации права собственности в обоих случаях является Постановление Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60).

Таким образом. Администрация являлась собственником всего здания - здания хозяйственного корпуса площадью 405,2 кв.м., иных собственников данного здания не было.

Соответственно, в силу положений п. 3 ст. 3.1. Федерального закона № 137-ФЗ ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки, занятые зданием хозяйственного корпуса, относятся к землям городского округа Староуткинск.

В силу п. 1 ст. 30.1 Закона о регистрации - государственная регистрация права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа местного самоуправления либо действующего по его поручению лиц. В заявлении указывается основание возникновения права собственности.

Перечень документов для государственной регистрации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404.

Согласно заявлению о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, поданного представителем Администрации ДД.ММ.ГГГГ - в качестве основания совершения регистрационного действия указана ст. 3.1. Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а именно в связи с разграничением государственной собственности.

Согласно вышеуказанному Перечню в случае, если основанием для государственной регистрации права является нахождение на нем недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, предоставляются:

заявление и правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

На основании абз. 2 п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Таким образом, при разграничении государственной собственности на землю нахождение на земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему муниципальному образованию, является основанием для государственной регистрации права собственности указанного муниципального образования на данный земельный участок.

Администрацией для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:72:0101007:644 общей площадью 1066 кв.м. подано заявление о государственной регистрации права, и свидетельство о государственной регистрации право собственности и кадастровый паспорт земельного участка.

В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Согласно принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, и статьи 35 того же Кодекса установлен запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. То же самое утверждается в ст. ст. 552, 555 Гражданском кодексе Российской Федерации.

В ст. 555 настоящего Кодекса предусмотрено, что продажа недвижимости, установленная в договоре купли-продажи недвижимости цена здания, находящегося на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом земельного участка. Договором купли-продажи (пункт 1.1) предусмотрено, что цена включает в себя и стоимость земельного участка (л.д.13).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 11 разъяснено, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев (отчуждение части здания, которое не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка).

В данном случае так и получилось, - есть два помещения и у каждого помещения свой земельный участок. Этого регистрационный орган не учел. Право собственности на все здание - до продажи Т.Р.Л., принадлежало Администрации городского округа Староуткинск.

Как видно из открытого доступа на сайте регистрационного органа - земельный участок по Т.Р.Л. - право собственности на него не зарегистрировано, а на помещение право собственности зарегистрировано. На второе помещение за Администрацией тоже имеется запись, что право собственности зарегистрировано, на второй земельный участок, на котором находится второе помещение, принадлежащее Администрации, право собственности не зарегистрировано. Раньше это было единым участком, но он был аннулирован, сейчас общего земельного участка под всем зданием не существует. Есть выписка по всему зданию, и если сложить две площади получается одно здание. У заинтересованного лица имеется два свидетельства о государственной регистрации. В материалах дела представлено свидетельство о праве собственности за Т.Р.Л. на часть помещения, а второе помещение, согласно выписке - до сих пор принадлежит Администрации. Сложив площадь и посмотрев на кадастровом паспорте — это все единой здание, и оно принадлежало полностью на праве собственности Администрации, но в связи с тем, что оно находилось на двух земельных участках, соответственно, собственник посчитал целесообразным, чтобы каждому помещению принадлежал свой участок. У помещений имеется два выхода, и они существуют как две отдельные части (л.д. 51-57).

Купля-продажа недвижимости Т.Р.Л. у Администрации осуществлялась по результатам открытого аукциона отдельным договором. Как часть здания, так и земельный участок были указаны в одном договоре отдельными пунктами. Это же следует из протокола приема и рассмотрения заявок на право заключения договора купли-продажи муниципального имущества по адресу: <адрес> где фигурируют: площади здания и земельного участка – 216,5 кв.м. и 1066 кв.м., соответственно (л.д.11).

На основании изложенного суд пришел к мнению, что отказ административному истцу в регистрации права собственности на земельный участок с учетом одновременной регистрации права на часть здания, повлек нарушение принципа судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта, поскольку в настоящее время зарегистрировать право собственности на земельный участок за городским округом Староуткинск, и в дальнейшем передать его Т.Р.Л. уже невозможно, потому что это помещение площадью 216,5 кв.м. уже принадлежит административному истцу. Кроме того, отказ в регистрации препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на соседний земельный участок заинтересованными лицами, как в данном случае административным истцом.

На основании изложенного административное исковое заявление Т.Р.Л. подлежит удовлетворению.

Также суд счел необходимым разъяснить, что согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Руководствуясь ст.ст. 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :    

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) - ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.░..

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 1066 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.░..

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 02.08.2016.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2а-437/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Ткачук Р.Л.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" Первоуральский отдел
Другие
Администрация ГО Староуткинск
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
shalinsky.svd.sudrf.ru
22.06.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.06.2016[Адм.] Передача материалов судье
23.06.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2016[Адм.] Судебное заседание
28.07.2016[Адм.] Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее