Решение по делу № 2а-1059/2019 от 23.09.2019

50RS0014-01-2019-001500-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2019 года г. Ивантеевка

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Спиридоновой В.В.,

при секретаре Белоусовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1059/2019 по административному иску А., П., М. об оспаривании бездействия и решения органа власти,

установил:

Административный истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ивантеевки Московской области о признании незаконными бездействие и решение – отказ в согласовании заявленных публичных мероприятий в форме шествия и митингов и обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

В обоснование требований указали, что 04.09.2019 года Главе г.о. Ивантеевка были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий: митинга в поддержку политики Совета Европы, шествия Ивантеевского гей-парада, митинга с призывом к исполнению решения Комитета Министров Совета Европы от 06.12.2018 года. Ответы на поданные уведомления не получены. Но стало известно, что в согласовании проведения публичных мероприятий было отказано. Подобное бездействие и решение об отказе в согласовании нарушают их право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированные ст.31 Конституции РФ и Федеральным законом от 19.06. 2014 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Ответчиком нарушен порядок согласования публичных мероприятий, в связи с не предоставлением предложения об изменении места и (или) времени проведения шествия и митингов с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени их проведения. Бездействие и отказ административного ответчика нарушает право на свободу мысли и слова, право на свободу собраний и основано на дискриминационном отношении к лицам гомосексуальной ориентации, и прежде всего к организаторам и потенциальным участникам заявленных публичных мероприятий.

В судебное заседание стороны не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствии.

Со стороны административного ответчика поступили возражения против заявленных административных исковых требований.

В порядке ст.150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

На обеспечение реализации указанного конституционного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ

"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Закон).

В п.1 ч.3 ст.5 данного Закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В соответствии с положениями ч.4 ст.5, ч.1 ст.7 Закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

После получения уведомления о проведении публичного мероприятия уполномоченный орган в силу п.2 ч.1 ст.12 Закона обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения указанного уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного федерального закона.

Материалами дела установлено, что 04.09.2019 года А. обратился в МФЦ г. Ивантеевки МО с уведомлениями на имя Главы г.о. Ивантеевка о проведении публичных мероприятий. З

аявлено мероприятие в форме митинга в поддержку политики Совета Европы по вопросу прав сексуальных меньшинств и гендерных меньшинств на европейском континенте. Целью указано выступление в поддержку политики Совета Европы и ЕСПЧ по вопросу прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трангендеров не европейском континенте, место проведения – в районе танцевальной площадки городского парка культуры и отдыха по Студенческому проезду в г. Ивантеевка, 16.09.2019 года с 10 часов до 11 часов, предполагаемое количество участников – 300 человек. Организатор публичного мероприятия – А., уполномоченные им выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия – П., М.

Подано уведомление о проведении шествия Ивантеевского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России. Дата шествия 16.09.2019 года с 13 часов до 15 часов по маршруту – Центральный проезд и улица Новая Слобода от улицы Заводская до улицы Заречная в г. Ивантеевке, с количеством участников 300 человек. Цель публичного мероприятия - привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Организатор публичного мероприятия А., уполномоченные им выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия – П., М..

Уведомление о проведении митинга с призывом к исполнению решения Комитета Министров Совета Европы от 06.12.2018 года о необходимости принятия мер, направленных на исполнение Постановлений ЕСПЧ по делам о нарушении прав сексуальных и гендерных меньшинств в России. Дата митинга 16.09.2019 года с 18 часов до 19 часов на Первомайской площади в г. Ивантеевке с предполагаемым количеством участников 300 человек. Цель публичного мероприятия – призыв к исполнению указанного выше решения. Организатор публичного мероприятия А., уполномоченные им выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия – П., М..

06.09.2019 года администрация г.о. Ивантеевка Московской области уведомила заявителя об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий (письменные сообщения от №№113ТГ-2415, 113ТГ-2416, 113ТГ-2417). Указано о невозможности проведения заявленных публичных мероприятий, поскольку объявленные цели нарушают запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ст.6.21 КРФоАП (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних). Организаторам мероприятий разъяснено, что они и иные участники мероприятий в случае их проведения могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Поступившие уведомления рассмотрены административным ответчиком в установленном законом порядке и с соблюдением предусмотренных законодательством сроков, в пределах своих полномочий. На них даны ответы в письменной форме. Учитывая порядок подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий, 06.09.2019 года ответы направлены административным ответчиком в МФЦ для получения их заявителем, что не противоречит нормам законодательства.

Оценив доказательств по делу в их совокупности и правовой связи, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, предусмотрена и п.1 ст.14 Федерального закона N124-ФЗ от 24.07.1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Указанной нормой права предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

При этом в силу п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона N 436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, а в соответствии с п.1 ст.2 этого же Федерального закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

В ч.6 ст.10 Федерального закона N149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч.1 ст.6.21 КРФоАП пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.

Как предусмотрено ст.6 Федерального закона от 24.07.1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.5 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей.

На основании п.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Названные нормы права также согласуются с Конвенцией о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989 года).

Согласно ст.2 Конвенции государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Как предусмотрено ст.4 Конвенции государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках, имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Также ст.6 указанной Конвенции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

В соответствии со ст.8 данной Конвенции государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

На основании ст.19 Конвенции государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

В силу ст.34 Конвенции государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Кроме того, нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950 года) и "Всеобщей декларации прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года), о необходимости соблюдения которых заявлено в жалобе, должны соблюдаться и самими заявителями.

Так, в преамбуле Всеобщей декларации прав человека указано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего

мира.

Согласно ст.3 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

В соответствии с п.1 ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Уважение этих прав гарантировано другими нормами Всеобщей декларации прав человека и Конвенции, предусматривающими возможность ограничения иных прав и свобод в том случае, если они сводятся к злоупотреблению правом.

На основании п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

В соответствии с п.2 ст.10 Конвенции осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В п.2 ст.11 Конвенции предусмотрено, что осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Также в силу ст.17 Конвенции ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции.

Как предусмотрено ч.2 ст.12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Данная норма предусматривает обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии у него обоснованных предположений, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, предупредить организатора публичного мероприятия о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия могут быть привлечены к ответственности в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении мероприятия.

Уведомляя А. о невозможности проведения испрашиваемых публичных мероприятий административный ответчик обоснованно исходил из того, что цели запланированных публичных мероприятий влекут пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, запрещенную в России, и могут ущемить права детей, в связи с чем обязан был, в силу требований законодательства, принимать меры по защите детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, и имел законные основания отказать в согласовании мероприятий и предупредить организатора о привлечении к ответственности в случае их проведения.

Так, согласно преамбуле и подп."c" п.1 ст.29 Конвенции о правах ребенка, для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.

Таким образом, законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Исходя из того, что любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований (ст.2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), учитывая намерение заявителя провести публичные мероприятия с заявленными выше целями в местах, расположенных в непосредственной близости от учебных заведений, учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей, предполагающих присутствие большого количества людей, в том числе несовершеннолетних детей, суд приходит к выводу, что эти мероприятия несомненно окажут информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и детей, которые, принимая во внимание место и время проведения мероприятий, очевидно могут находиться в местах их проведения.

При объективной оценке целей заявленных публичных мероприятий, усматривается, что они направлены на пропаганду гомосексуализма и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией Российской Федерации, также ущемляют права ребенка и с точки зрения общепризнанных европейских ценностей, охраняемых нормами международного права. В связи с этим спариваемые ответы приняты в защиту интересов детей от возможного негативного влияния на их развитие и соответствуют требованиям ч.2 ст.12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Изложенные заявителями в административном исковом заявлении суждения о неверном толковании целей заявленных ими публичных мероприятий, являются субъективным мнением административных истцов и не могут повлечь удовлетворение заявленных требований.

В связи с тем, что объективно заявленные цели планируемых публичных мероприятий противоречат законодательному запрету на пропаганду гомосексуализма среди детей, то ответчик не обязан был предлагать организаторам шествия и митингов иные альтернативные места и время их проведения. При таких обстоятельствах довод о нарушении ответчиком п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не является обоснованным.

Ссылки административных истцов на дискриминационные мотивы несогласования публичных мероприятий, носят субъективный личный характер, поскольку объективно несогласование публичных мероприятий обусловлено законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.

При таких обстоятельствах усматривается, что административным ответчиком в предусмотренные законом сроки даны ответы на уведомления, которые соответствуют действующему законодательству, являются законными. Никаких допустимых доказательств нарушения своих прав и законных интересов в результате действий административного ответчика административными истцами в ходе рассмотрения дела не представлено, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления А., П., М. об оспаривании бездействия и решения органа власти отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Спиридонова

Мотивированное решение

изготовлено 31.10.2019 года

2а-1059/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Моляков Сергей Александрович
Алексеев Николай Александрович
Панов Вениамин Владимирович
Ответчики
Администрация г.Ивантеевки МО
Другие
Панов В.В.
Алексеев Н.А.
Моляков С.А.
Администрация г.о. Ивантеевка
Суд
Ивантеевский городской суд Московской области
Дело на странице суда
ivanteevka.mo.sudrf.ru
07.10.2019Регистрация административного искового заявления
07.10.2019Передача материалов судье
07.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2019Подготовка дела (собеседование)
26.04.2020Регистрация административного искового заявления
26.04.2020Передача материалов судье
26.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2020Подготовка дела (собеседование)
26.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2020Судебное заседание
26.04.2020Судебное заседание
12.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2020Дело оформлено
24.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее