Решение по делу № 2-92/2019 от 25.01.2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Анадырь 25 апреля 2019 года

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Жукова А.Н.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

помощника Анадырского межрайонного прокурора ФИО4,

представителей ответчика ООО «Анадырская транспортная компания» ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>3, ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анадырского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Анадырский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Анадырский городской суд с указанным исковым заявлением, сославшись на следующие обстоятельства.

Проведенной Анадырской межрайонной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности ООО «Анадырская транспортная компания» выявлены нарушения требований федерального законодательства, регламентирующего вопросы обращения с отходами производства и потребления.

Так, проверкой установлено, что ООО «Анадырская транспортная компания» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 87:05:000020:6, который находится в муниципальной собственности, по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, с разрешенным использованием под санкционированную свалку (на сопке Михаила), общей площадью 78000 кв.м., со сроком аренды до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с указанным договором аренды ООО «Анадырская транспортная компания» приняло на себя обязательства по недопущению действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнение работ по благоустройству территории. Не допускать загрязнение, истощению, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на почву.

Вместе с тем, в результате осмотра данного земельного участка были выявлены разрывы сплошного сетчатого ограждения, установленного по периметру городской свалки, в результате чего допущено захламление прилегающих земельных участков. При этом мер по восстановлению ограждения ООО «Анадырская транспортная компания» не осуществляется.

Также проверкой было установлено, что ответчик ООО «Анадырская транспортная компания» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В 2017-2018 годах ответчиком было заключено 219 договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые размещаются ответчиком на указанном выше арендуемом земельном участке. Между тем, в нарушение требований федерального законодательства, регулирующего отношения в этой области, ответчик не контролирует состав поступающих на городскую свалку отходов, в связи с чем обработка твердых коммунальных отходов с целью извлечения отходов I и II классов опасности не осуществляется, лицензии на осуществление деятельности по обработке отходов I-IV классов опасности ответчик не имеет.

Ссылаясь на выявленые нарушения требований федерального законодательства Анадырский межрайонный прокурор, просит суд возложить обязанность на ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу восстановить ограждение по периметру земельного участка с кадастровым номером 87:05:000020:6, предоставленного на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , путем замены поврежденных конструкций и с учетом уточнений, в части осуществления сортировки отходов, оформить лицензию на осуществление деятельности по обработке отходов I-IV классов опасности (л.д. 1-5).

В возражениях на исковое заявление прокурора и в дополнении к возражениям ответчик указал, что по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Анадырская транспортная компания» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 87:05:000020:6, который находится в муниципальной собственности, с разрешенным использованием под санкционированную свалку (на горе Михаила).

Ссылаясь на то, что санкционированные свалки - это разрешенные местными органами власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, которые в отличие от Полигонов для твердых бытовых отходов не обустроены в соответствии с требованиями, санитарными нормами и правилами и используются с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора. При этом, полагал, что свалки твердых бытовых и промышленных отходов не могут являться природоохранными сооружениями – объектами размещения отходов.

Указал, что на момент передачи, указанного выше земельного участка, этот земельный участок не содержал объектов размещения отходов, а в связи с длительным накоплением отходов на земельном участке, начиная с момента эксплуатации с 2001 года, не позволяет привести его в соответствие с действующим законодательством. В связи со сложившейся ситуацией ООО «Анадырская транспортная компания» начиная с 2015 года принимает меры по исполнению требований ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объекта – «Полигона твердых бытовых отходов в г. Анадырь», а также получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению отходов I-IV классов опасности.

Считает, что требования СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, на котором основывает свои исковые требования прокурор, не применимы к санкционированным свалкам.

Указывает, что санкционированная свалка на горе Михаила имеет сетчатое ограждение, у которого под воздействием природных факторов и действий бездомных лиц возникают повреждения, ежегодно устраняемые ответчиком в летний период. При этом, в связи с тем, что в 2018 году администрацией ГО Анадырь был объявлен электронный аукцион по ликвидации санкционированной свалки, ремонт ограждения ответчиком не производился, а в зимний период этого сделать не представляется возможным.

Также ответчик указал, что Полигон твердых бытовых отходов г. Анадырь планировался к введению в эксплуатацию в 2019 году, в связи с чем администрацией ГО Анадырь начата подготовка к закрытию и ликвидации санкционированной свалки. В настоящее время Полигон твердых бытовых отходов г. Анадырь не введен в эксплуатацию и его постановка на государственный кадастровый учет приостановлена.

Относительно исковых требований прокурора ответчик пояснил, что арендуемый земельный участок, с разрешенным использованием под санкционированную свалку, не может являться объектом размещения отходов (полигоном), не имеет зданий, строений, сооружений, помещений необходимых для установки оборудования (в том числе специального) и установок для выполнения работ по обработке отходов, в связи с чем, осуществление деятельности по обработке отходов, поступающих на санкционированную свалку, не представляется возможным. При этом, в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности соискатель направляет или предоставляет в лицензирующий орган заявление, с приложением, в том числе документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях), для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ.

Полагает, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента их погрузки в мусоровоз. Разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов, в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, обязаны осуществлять потребители, то есть управляющие компании, а также органы местного самоуправления, в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Анадырская транспортная компания» оформлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, с разрешенными видами деятельности: сбор отходов IV класса опасности; обезвреживание III-IV классов опасности; размещение отходов IV класса опасности; транспортирование отходов I-IV классов опасности.

ДД.ММ.ГГГГ указанная лицензия направлена в Росприроднадзор по Чукотскому АО для переоформления, в связи с расширением списка отходов, обращение с которыми разрешено лицензией.

Также ООО «Анадырская транспортная компания» заключены договоры на выполнение работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с ООО «ЭкоСтар ФИО1», имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, с разрешенными видами деятельности: сбор отходов I-IV классов опасности; транспортирование отходов I-IV классов опасности; обработка отходов I-IV классов опасности; утилизация отходов I-IV классов опасности; обезвреживание I-IV классов опасности и с ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» на организацию морской перевозки линейными судами каботажных грузов, для транспортирования отходов, конечное обращение с которыми (обработка, обезвреживание, утилизация) не возможно на территории <адрес>, по причине отсутствия утилизационных пунктов, промышленной деятельности с использованием вторичного сырья, производства с использованием тяжелых металлов (ртути).

На основании изложенного просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора (л.д. 74-80, 175-180).

В правовой позиции представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации городского округа Анадырь указал, что ООО «Анадырская транспортная компания» в соответствии с условиями заключенного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ должна при эксплуатации арендуемого земельного участка соблюдать требования природоохранного законодательства, в том числе поддерживать в надлежащем состоянии ограждение по периметру арендуемого земельного участка. Также указал, что в соответствии с законодательством Российской Федерации юридические лица при осуществлении своей деятельности обязаны получать соответствующую лицензию в целях предотвращения наступления возможных негативных последствий на окружающую среду (л.д. 54-55).

В правовой позиции и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца указал, что ООО «Анадырская транспортная компания» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в том числе с разрешенными видами деятельности по обезвреживанию отходов III-IV классов опасности, размещению отходов IV класса опасности, транспортированию отходов III-IV классов опасности. При этом, местом нахождения и местом осуществления лицензируемого вида деятельности является земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес> (Полигон твердых бытовых отходов), то есть не свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 87:05:00020:6. Указывает, что ООО «Анадырская транспортная компания» в нарушение норм действующего законодательства, при осуществлении деятельности по размещению отходов IV класса опасности на свалке ГО Анадырь, не приняло мер по организации и обустройству специализированного объекта для размещения отходов (л.д. 58-62).

В правовой позиции, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МП ГО Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» и ООО «ЧукотЖилСервис» поддержали позицию администрации ГО Анадырь в части касающейся исковых требований прокурора по восстановлению ограждения земельного участка, на котором расположена свалка. Полагают, что ООО «Анадырская транспортная компания» должна иметь лицензию на осуществление деятельности по обработке отходов I-IV классов опасности. Считают, что довод ответчика о том, что раздельный сбор отходов по классам опасности должен обеспечиваться потребителями до попадания в контейнеры является немотивированным и фактически невыполнимым (л.д. 193-194, 214-215).

В судебном заседании помощник Анадырского межрайонного прокурора ФИО4 поддержал исковые требования прокурора, с учетом их уточнений, по основаниям, изложенным в иске. Просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчика ФИО3 и ФИО5 возражали против удовлетворения иска прокурора по основаниям, изложенным в возражении и дополнении к возражениям. Просили суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Третьи лица администрация городского округа Анадырь, Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу, МП ГО Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» и ООО «ЧукотЖилСервис» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции РФ определяет право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Анадырская транспортная компания» поставлена на учет в Межрайонной инспекции ФНС по Чукотскому автономному округу, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д. 81, 82, 83).

В соответствии с Уставом ООО «Анадырская транспортная компания» предметом деятельности Общества является в том числе удаление и обработка твердых отходов (п.3.2) (л.д. 85-96).

ООО «Анадырская транспортная компания» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 87:05:000020:6, который находится в муниципальной собственности, по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, с разрешенным использованием под санкционированную свалку (на горе Михаила), общей площадью 78000 кв.м., со сроком аренды до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-19). На основании указанного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был передан ООО «Анадырская транспортная компания» по Акту передачи земельного участка Арендатору (л.д. 20).

Согласно п.п. 4.3.1 договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор имеет право использовать земельный участок на условиях, установленных договором.

Согласно п.п. 4.4.2, 4.4.7, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указанного договора на арендатора возложены обязанности по использованию земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающей к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Анадырской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Чукотского автономного округа была проведена проверка соблюдения ООО «Анадырская транспортная компания» законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления (л.д. 29).

В ходе проверки при выезде на место расположения земельного участка с кадастровым номером 87:05:000020:6 было установлено, что твердые бытовые отходы ссыпаются из мусоровозов на участке местности (котлован) округлой формы, который окружен валом из грунта. По границе котлована имеется ограждение из металлической сетки, натянутой на металлические опоры. Ограждение имеет многочисленные повреждения, оборвана сетка, в месте въезда в котлован ограждение отсутствует (на участке около 60 метров). Имеющееся ограждение не в состоянии препятствовать разнесению ветром по близлежащей местности легких фракций бытовых отходов (пакеты, бумага, и т.п.), соответственно вокруг свалки во множестве разбросан по прилегающей территории легкий мусор. Внутри котлована складируются твердые бытовые отходы. Состав поступающих отходов не контролируется.

Указанные нарушения подтверждены имеющимися в деле фотоматериалами (л.д. 30-36).

Выявленные нарушения ответчиком и его представителями в судебном заседании не оспаривались, напротив ответчик и его представители подтвердили факты повреждения ограждения и загрязнения прилегающей к свалке территории легким мусором. При этом представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что ООО «Анадырская транспортная компания» с момента получения в аренду земельного участка предпринимала меры по ремонту ограждения. Ремонт ограждения не производился только в 2018 году в связи с тем, что администрацией ГО Анадырь в 2018 году был объявлен электронный аукцион по ликвидации санкционированной свалки, и ответчик не стал проводить ремонт ограждения в целях сбережения материальных ресурсов. В 2018 году указанный муниципальный контракт заключен не был, а в зимний период провести ремонт ограждения не представляется возможным из-за снега и погодных условий. Также представители ответчика пояснили, что будет ли заключен муниципальный контракт в 2019 году, предусматривающий ликвидацию санкционированной свалки ООО «Анадырская транспортная компания» достоверно не известно.

Учитывая, что договор аренды земельного участка заключен до 2020 года, суд считает, что ответчиком должны исполняться взятые обязательства по выполнению условий договора аренды.

В исковом заявлении прокурор указал, что выявленные нарушения не отвечают требованиям, установленным СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие санитарных правил» - «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила».

Ответчик в возражениях не согласился с мнением прокурора указав, что требования СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, на котором основывает свои исковые требования прокурор, не применимы к санкционированным свалкам, поскольку арендуемый земельный участок не является полигоном для твердых бытовых отходов.

Суд находит данный довод ответчика ошибочным.

Согласно «Временным правилам охраны окружающей среды от отходов и производства в Российской Федерации», утвержденных Минприроды РФ ДД.ММ.ГГГГ, которые распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов, объекты для размещения отходов подразделяются на полигоны и санкционированные свалки:

полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопителей, хвостохранилища и другие, сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами.

санкционированные свалки, т.е. разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию, в сроки необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП (Приложение 1).

Отдельных СНиП для свалок не существует, поскольку все санкционированные свалки должны обустраиваться как полигоны ТБО в соответствии СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.2.7.1, либо подлежат закрытию и рекультивации.

Согласно п. 4.4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по возложению обязанности на ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу восстановить ограждение по периметру земельного участка с кадастровым номером 87:05:000020:6, предоставленного на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , путем замены поврежденных конструкций.

Разрешая требования прокурора в части возложения обязанности на ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу оформить лицензию на осуществление деятельности по обработке отходов I-IV классов опасности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с п.п «а» п. 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются в том числе - для работ: по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

Согласно п. 5 Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ.

В силу подпункта «а,б» п. 6 Положения о лицензировании к указанному заявлению для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности соискатель лицензии прилагает копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях) и для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов Согласно пункту 4.11 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ -ст) объекты размещения отходов - полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Пунктом 4.17 ГОСТ 3072-2001 определено, что полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.

В соответствии с п. 3.5 упомянутого выше СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 установлено, что полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов.

Из пункта 2.2. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 следует, что выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Как следует из материалов дела, согласно Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа и ООО «Анадырская транспортная компания», ответчик в соответствии с протоколом о результатах конкурсного отбора от 27.11.2017 № 1/ТКО-2017 является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исходя из предмета данного Соглашения ответчик в течении срока действия Соглашения (10 лет с даты подписания) обязался организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа Анадырь и Чукотского автономного округа (л.д. 101-103).

В соответствии с представленной в материалы дела лицензией от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Анадырская транспортная компания» имеет право на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, с разрешенными видами деятельности: сбор отходов IV класса опасности; обезвреживание III-IV классов опасности; размещение отходов IV класса опасности; транспортирование отходов I-IV классов опасности (л.д. 98, 99-100). Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является Полигон твердых бытовых отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером .

Ответчик пояснил, что с 2015 года ООО «Анадырская транспортная компания» приняла меры по строительству полигона ТБО и в настоящее время имеется Полигон твердых бытовых отходов г. Анадырь, он не введен в эксплуатацию, поскольку Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа деятельность, по обращению с отходами на Полигоне ТБО не внесена в «Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми бытовыми отходами». Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Чукотским отделом Управления Россреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу постановка на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, приостановлена (л.д. 196-197, 198, 199).

Арендуемый ответчиком земельный участок, используемый под санкционированную свалку не отвечает требованиям, предъявляемым к Полигонам твердых бытовых отходов. Зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ответчику на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям, на земельном участке нет. В связи с чем деятельность по обработке и сортировке отходов I-III классов опасности на этом земельном участке осуществляться не может.

Данное обстоятельство прокурором не оспаривалось.

Таким образом, по мнению суда, ответчик в настоящее время не имеет возможности оформить лицензию на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности по объективным причинам.

При установленных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению только в части возложения обязанности на ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу восстановить ограждение по периметру земельного участка с кадастровым номером предоставленного на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , путем замены поврежденных конструкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд устанавливает срок для совершения определенных действий по решению суда, суд находит указанный прокурором в исковом заявлении срок обоснованным и считает необходимым установить срок для устранения ответчиком указанных в решении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и природоохранного законодательства в течении 12 месяцев после вступления в законную силу решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в доход городского округа Анадырь.

Нарушение природоохранного законодательства ответчиком напрямую затрагивает интересы и права неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие в ГО Анадырь.

Таким образом, прокурором подано исковое заявление в защиту неопределенного круга лиц - граждан, содержащее два требования неимущественного характера, одно из которых подлежит удовлетворению.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины для физических лиц при подаче искового заявления неимущественного характера составляет 300 рублей.

Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход ГО Анадырь в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковое заявление Анадырского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» удовлетворить в части.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» обязанность восстановить ограждение по периметру земельного участка с кадастровым номером , предоставленного на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , путем замены поврежденных конструкций.

В удовлетворении исковых требований Анадырского межрайонного прокурора о возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» оформить лицензию на осуществление деятельности по обработке отходов I-IV классов опасности – отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» в доход бюджета городского округа Анадырь государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                    (подпись)                А.Н. Жуков

Копия верна

Судья                                        А.Н. Жуков

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-92/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Анадырский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО «Анадырская транспортная компания»
Другие
Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу
Администрация городского округа Анадырь
Суд
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа
Судья
Жуков Андрей Николаевич
Дело на странице суда
anadyrgor.chao.sudrf.ru
25.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2019Передача материалов судье
30.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2019Судебное заседание
03.04.2019Судебное заседание
25.04.2019Судебное заседание
30.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2019Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
15.05.2019Судебное заседание
07.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2020Дело оформлено
02.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее