ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-20045/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 22 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-653/2024 (УИД 04RS0021-01-2024-000611-91) по иску Морозова Сергея Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о включении периодов работы в страховой стаж, в специальный стаж
по кассационной жалобе представителя Морозова Сергея Николаевича - Яковлева Антона Николаевича на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 июля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., пояснения участвующего в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи представителя Морозова Сергея Николаевича – Яковлева Антона Николаевича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Морозов Сергей Николаевич (далее - Морозов С.Н., истец) обратился в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее – ОСФР по Республике Бурятия, ответчик) о включении периодов работы в страховой стаж, в специальный стаж.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проживал и работал на территории Казахской ССР и Республики Казахстан с 5 июня 1971 г. по 15 июля 2022 г., работал.
3 апреля 2023 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», но получил отказ. В решение ОСФР по Республики Бурятия от 18 апреля 2023 г. об отказе в назначении досрочной пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что на дату обращения продолжительность стажа на соответствующих видах работ истца составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней, при требуемой продолжительности не менее 25 лет.
Отказ в назначении пенсии истец полагает необоснованным, нарушающим его права, поскольку согласно статье 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу (то есть до 1 января 2021 г.), пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. Соответственно, за стаж работы, приобретенный до вступления в силу Соглашения от 20 декабря 2019 г., пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 г., которое прекратило действие с 1 января 2023 года.
Морозов С.Н., уточнив исковые требования, просил суд включить в страховой стаж период прохождения военной службы с 21 ноября 1989 г. по 11 декабря 1991 г., период работы в должности десантника-пожарного в Павлодарской авиагруппе Казахской базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства с 21 мая 1992 г. по 21 августа 1992 г.; включить в специальный стаж периоды его работы с 1 сентября 1992 г. по 23 мая 1993 г. в должности и.о. летчика-наблюдателя Павлодарской авиагруппы, с 24 мая 1993 г. по 31 декабря 2010 г. в должности летчика-наблюдателя 3 класса Павлодарской авиагруппы, с 1 января 2011 г. по 31 января 2019 г. в должности старшего летчика-наблюдателя Баянаульской авиагруппы, с 1 февраля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в должности руководителя Баянаульского авиационного отделения; обязать ОСФР по Республике Бурятия назначить страховую пенсию по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 3 апреля 2023 г.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2024 г., с учетом определения суда об исправлении описки от 4 апреля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 июля 2024 г. исковые требования Морозова С.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия удовлетворены частично.
Включен в страховой стаж Морозова Сергея Николаевича период прохождения военной службы с 21 ноября 1989 г. по 31 октября 1991 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Представителем Морозова С.Н. - Яковлевым А.Н., действующим на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 июля 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Кассатор указывает на необходимость применения положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. к спорным периодам и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме в связи с осуществлением в спорные периоды деятельности, дающей право на назначение страховой пенсии по старости досрочно и уплатой страховых взносов на территории Республики Казахстан.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Морозов С.Н., представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующего в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи представителя Морозова С.Н. – Яковлева А.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 29 декабря 2022 г. истец Морозов С.Н. считается гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
3 апреля 2023 г. Морозов С.Н. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Республике Бурятия от 18 апреля 2023 года принято решение об отказе в установлении пенсии Морозову С.Н., поскольку на дату обращения продолжительность стажа на соответствующих видах работ составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней, при требуемой продолжительности не менее 25 лет. Периоды работы с 1 сентября 1992 года по 15 марта 2022 года в должности летчика-наблюдателя в Казахской базе авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства «Павлодарской авиагруппы» не включены в специальный стаж, поскольку для реализации права на пенсию в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение ЕАЭС от 19 декабря 2019 года) трудящийся может обратиться за установлением пенсии в любой территориальный орган ПФР по своему выбору с заявлением о назначении пенсии. Согласно статье 12 Соглашения ЕЭС за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года, согласно статье 10 Соглашения компетентным органом периоды работы не подтверждены; с 1 января 1998 г. вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16 июля 1996 г. №32-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР « О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.
Как следует из трудовой книжки истца, Морозов С.Н. осуществлял трудовую деятельность с 1 ноября 1991 г. по 18 мая 1992 г. в качестве сантехника в «Чалмадское СУ», с 21 мая 1992 г. по 21 августа 1992 г. в должности десантника-пожарного в Павлодарской авиагруппе Казахской базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства, с 1 сентября 1992 г. по 23 мая 1993 г. в должности и.о. летчика- наблюдателя Павлодарской авиагруппы, с 24 мая 1993 г. по 31 декабря 2010 г. в должности летчика-наблюдателя 3 класса Павлодарской авиагруппы, с 1 января 2011 г. по 31 января 2019 г. в должности старшего летчика-наблюдателя Баянаульской авиагруппы, с 1 февраля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в должности руководителя Баянаульского авиационного отделения.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Морозова С.Н. следует, что дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования - 7 сентября 2022 года, имеются сведения о периодах трудовой деятельности в период с 12 сентября 1998 года по 17 ноября 1989 года в качестве работника «Чалмадское ПЛХП», с 1 ноября 1991 года по 12 марта 1992 года в качестве сантехника «Чалмадское СУ», далее с 3 квартала 2022 года имеются сведения о трудовой деятельности в АУ РБ «Забайкальская База Авиационной Охраны Лесов».
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 11 июня 2022 г. №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Закона СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», установив, что в период с 21 ноября 1989 г. по 31 октября 1991 г. истец проходил действительную военную службы в составе Вооруженных Сил СССР, суд первой инстанции пришел к выводу о включении указанного периода в стаж работы истца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в остальной части, суд первой инстанции указал на то, что на день обращения истца за назначением страховой пенсии двустороннего соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения не имелось, заключенное ранее Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., денонсировано, в спорные периоды истец не был застрахован в российской системе государственного социального страхования, в отношении Морозова С.Н. за эти периоды не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также дополнительные тарифы.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
У Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г.№ 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 названного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 16 июля 2014 г. было принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «з» пункта 1 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. №459.
Согласно подпункту «б» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации от 18 июля 2002 г. №537, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. №459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации №665 от 16 июля 2014 г. «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона №400-ФЗ, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Согласно статьям 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
С 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства - члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств - членов в соответствии с законодательством каждого из государств - членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2).
Согласно статье 12 Соглашения от 20 декабря 2019 года назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Соглашение от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» денонсировано Российской Федерацией путем принятия Федерального закона от 11 июня 2022 г. №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Соглашение прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 г.
При переезде граждан государств - участников Содружества Независимых Государств на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, их пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых условий (гражданство Российской Федерации) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при отсутствии иного соглашения с Российской Федерацией.
Согласно пункту 8 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. №99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией, учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, исходя из того, что истец обратился за назначением пенсии после 1 января 2023 г., то есть после того как Соглашение от 13 марта 1992 г. прекратило свое действие, иной международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствует, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации и работавших на территории Республикой Казахстан, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в спорные периоды истец не был застрахован в российской системе государственного социального страхования, в отношении Морозова С.Н. за эти периоды не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также дополнительные тарифы, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в страховой стаж дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно периодов работы в должности десантника-пожарного в Павлодарской авиагруппе Казахской базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства с 21 мая 1992 г. по 21 августа 1992 г.; включить в специальный стаж периоды его работы с 1 сентября 1992 г. по 23 мая 1993 г. в должности и.о. летчика-наблюдателя Павлодарской авиагруппы, с 24 мая 1993 г. по 31 декабря 2010 г. в должности летчика-наблюдателя 3 класса Павлодарской авиагруппы, с 1 января 2011 г. по 31 января 2019 г. в должности старшего летчика-наблюдателя Баянаульской авиагруппы, с 1 февраля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в должности руководителя Баянаульского авиационного отделения; возложении на ОСФР по Республике Бурятия обязанности назначить страховую пенсию по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 3 апреля 2023 г.
Доводы кассатор о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» подлежат отклонению как основанные на неправильном применении норм материального права регулирующих спорные правоотношения, поскольку действие указанного выше Соглашения в отношении Российской Федерации прекращено с 1 января 2023 г. с учетом Федерального закона от 11 июня 2022 г. №175-ФЗ.
На основании части 1 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ прекращение международного договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что договор оставляет после себя определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено международным договором, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридические последствия участников сохраняют свою силу.
Таким образом, основным последствием денонсации международного договора (одностороннего заявления государства об отказе от договора) является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору.
До денонсации Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года вопрос о зачете в страховой стаж истца периодов его работы в Республике Казахстан в целях пенсионного обеспечения не рассматривался и не было признано право истца на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.
Иные доводы кассатора подлежат отклонению поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений, принятых по настоящему делу в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, в связи с чем принятые по делу решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 июля 2024 г. отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 июля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Морозова Сергея Николаевича - Яковлева Антона Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 8 ноября 2024 г.