Решение по делу № 2-1155/2018 от 13.08.2018

Дело № 2-1155/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2018 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кустовой Е.С.,

при секретаре Свириной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антонова С.В. к Администрации Кааламского сельского поселения о признании права собственности на недвижимое имущество,

установил:

Антонов С.В. обратился в суд с иском к Администрации Кааламского сельского поселения о признании права собственности на объект капитального строительства – индивидуальный жилой дом. В обоснование иска указывает на то, что актом выбора и обследования земельного участка от 28 октября 2002 года по поручению Администрации г.Сортавала государственной комиссией вынесено заключение о предоставлении Антонову С.В. земельного участка, площадью 1,6 га, на правах аренды, сроком 5 лет, с правом строительства жилого дома и хозяйственных построек. Согласно акту установления (восстановления) границ земельного участка от 06 декабря 2002 года граница земельного участка проходит по государственному лесному фонду, замечаний от смежных землепользователей по установленной границе земельного участка не имеется. В соответствии с постановлением Главы Администрации от 13 февраля 2003 года № 82 утвержден план границ земельного участка под личное подсобное хозяйство, предоставлено право аренды на земельный участок, сроком на 5 лет, земля с основным целевым назначением отнесена к категории земель сельскохозяйственного назначения. 20 февраля 2003 года заключен договор аренды земельного участка сроком 5 лет, который зарегистрирован в Поземельной книге комитета управления муниципальной собственностью г. Сортавала № 240-01. 19 марта 2003 года постановлением Главы самоуправления № 169 истцу разрешено строительство индивидуального жилого дома на <Адрес обезличен> Истцом получено разрешение на выполнение строительно-монтажных работ №388 на выполнение строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек. Одновременно с согласованием разрешительных документов он начал подготовку к строительству жилого дома, а затем построил его. По окончании договора аренды, 22 февраля 2008 года на основании распоряжения № 234 между истцом и администрацией Сортавальского муниципального района на указанный земельный участок заключен новый договор аренды № 1271, зарегистрированный 18 марта 2008 года. Истцом получены технический паспорт на жилой дом, технический план здания от 10 августа 2017 года, техническое заключение о капитальности здания от 2018 года. Согласно отчёту №69 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 01 марта 2018 года стоимость жилого дома составляет 740000 руб. Истцу отказано в государственной регистрации по причине того, что земельный участок находится за пределами границ населенных пунктов, в нарушение п.3 ст.4 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Истец полагает доводы органов государственной регистрации необоснованными, поскольку договор аренды был заключен до введения в действие указанного закона, используется в соответствии с его основным целевым назначением, семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно решению жилищной комиссии №9 от 30 марта 2016 года. Ссылаясь на нормы ст.ст. 4, 8, 12, 209, 218, 219, 422 ГК РФ, Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», просит признать право собственности на объект капитального строительства – индивидуальный жилой дом, расположенный на участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>

Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 14 августа 2018 года к участию в деле привлечено в качество третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия.

Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 11 сентября 2018 года к участию в деле привлечено Министерство имущественных и земельных отношений.

В судебном заседании истец доводы иска поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание ответчик администрация Кааламского сельского поселения своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Министерство имущества и земельных отношений Республики Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В представленном суду отзыве Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая, что вид разрешенного использования земельного участка (для ведения личного подсобного хозяйства) не предполагает возведения на нем объектов капитального строительства.

В судебное заседание представитель администрации Сортавальского муниципального района, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не явился, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на здание, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (ч. 3 ст. 222 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что 20 февраля 2003 года между администрацией г.Сортавала и истцом Антоновым С.В. заключен договор аренды земельного участка общей площадью 16023 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> Участок предоставляется под личное подсобное хозяйство. Срок действия договора 5 лет.

22 февраля 2008 года между администрацией Сортавальского муниципального района и Антоновым С.В. на основании распоряжения №234 от 22 февраля 2008 года заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 16023 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес обезличен> под личное подсобное хозяйство, сроком на 15 лет.

Постановлением Главы самоуправления г. Сортавала №169 от 19 марта 2003 года Антонову С.В. выдано разрешение на строительство жилого дома <Адрес обезличен>

03 апреля 2003 года инспекцией архитектурно-строительного надзора РФ в г.Сортавала выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ №388, согласно которому Антонову С.В. разрешено произвести устройство основания под фундаменты, устройство фундаментов в целях строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек по адресу: <Адрес обезличен>. Срок действия разрешения до 03 апреля 2006 года.

Из технического паспорта на здание №809 от 27 апреля 2017 года усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен> построен в 2003 году, имеет площадь 41,1 кв.м, количество этажей – 1.

Согласно техническому плану здания от 10 августа 2017 года указанный жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>

Также из материалов дела следует, что решением Управления Росреестра по РК от 26 декабря 2017 года №10/17-25772 Антонову С.В. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> Основанием к отказу послужил тот факт, что представленный технический план на здание от 10 августа 2017 года был подготовлен на основании декларации от 08 июня 2017 года, проектной документации от 22 марта 2003 года и постановления Главы самоуправления «О разрешении строительства индивидуального жилого дома гр-ну Антонову СВ. в <Адрес обезличен> №139 от 19 сентября 2002 года. При этом в постановлении №139 имеются неоговоренные исправления (год 2002, № 169), также приложена справка, подписанная застройщиком о завершении строительства в 2005 году дачного дома. Кроме того, приложенное к техническому плану разрешение на строительство от 03 апреля 2003 года выдано неуполномоченным органом, так как в силу ст. 23 Градостроительного кодекса РФ полномочия по выдаче разрешений на строительство были возложены на органы местного самоуправления, органы архитектуры и градостроительства осуществляли лишь их подготовку. Одной из причин отказа также явилось нецелевое использование земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территории относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли либо вопреки правилам градостроительного зонирования.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 10:07:0020404:57 состоит на государственном кадастре недвижимости с разрешенным видом использования – под личное подсобное хозяйство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

В силу п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В силу п. 1 ст. 4 Закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Таким образом, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> является полевым, расположен за пределами населенного пункта, на котором возведено строение – жилой дом.

Вместе с тем согласно п. 3 ст. 4 Закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В соответствии с ч. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Таким образом, действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей право на использование предоставленного земельного участка определенной категории не в соответствии с установленным целевым назначением для данной категории.

Доводы истца о наличии разрешения на строительство жилого дома, выданного главой самоуправления №169 от 19 марта 2003 года, в данном случае правового значения не имеет, поскольку при оформлении такого разрешения не было учтено целевое предназначение земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Доводы истца о том, что разрешение на выполнение строительно-монтажных работ получено им 03 марта 2003 года, строительство жилого дома окончено до 07 июля 2003 года, то есть до принятия Закона №112-ФЗ от 07 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве», суд находит несостоятельной, так как противоречит нормам федерального закона.

К доводам истца о завершении строительства жилого дома до 07 июля 2003 года суд относится критически, поскольку в судебном заседании судом исследовано административное дело №2а-948/2016, из которого следует, что 20 июля 2016 года Антонов С.В. обращался с заявлением в администрацию Сортавальского муниципального района о продлении разрешения на выполнение строительно-монтажных работ на строительство жилого дома, администрацией Сортавальского муниципального района в продлении разрешения на строительство жилого дома отказано, отказ мотивирован отсутствием у органа местного самоуправления соответствующих полномочий и нахождением земельного участка за пределами границ населенного пункта. Указанный отказ Антоновым С.В. оспорен в суде, решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 08 сентября 2016 года Антонову С.В. отказано в удовлетворении исковых требований. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 ноября 2016 года решение суда оставлено без изменения.

Таким образом, учитывая, что Антонов С.В. обратился с заявлением в администрацию Сортавальского муниципального района о продлении разрешения на выполнение строительно-монтажных работ на строительство жилого дома лишь 20 июля 2016 года, суд приходит к выводу, что строительство жилого дома в срок до 07 июля 2003 года завершено быть не могло.

Ссылки истца на отсутствие нарушений при строительстве градостроительных норм и правил, а также на необходимость нахождения жилого дома на земельном участке в связи с нуждаемостью его семьи в улучшении жилищных условий, судом не принимаются, так как не являются достаточным основанием для признания права собственности на жилой дом, поскольку земельный участок, на котором расположен жилой дом, состоит на государственном кадастре недвижимости с разрешенным видом использования – под личное подсобное хозяйство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, до настоящего времени категория земельного участка не изменялась. Доказательств иного стороной истца не представлено.

В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.

Поскольку сведения о переводе земельного участка истца из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов отсутствуют, признание за истцом права собственности на индивидуальный жилой дом приведет к изменению целевого назначения земельного участка.

Однако, несмотря на то, что истец не нарушил права и законные интересы третьих лиц возведенным жилым домом, возведенная им постройка не представляет опасности для жизни и здоровья, является объектом капитального строительства, что подтверждается техническим заключением ООО «Архитектурно-строительные мастерские «Мир» о признании указанного жилого дома пригодным для постоянного проживания людей, то обстоятельство, что указанное строение возведено за чертой населенного пункта, на землях сельскохозяйственного назначения, не предназначенных для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность признания права собственности на спорное домовладение, в связи с чем суд приходит к выводу в удовлетворении исковых требований отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Антонова С.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.С. Кустова

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2018 года.

2-1155/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Антонов Сергей Владимирович
Антонов С. В.
Ответчики
Администрация Кааламского сельского поселения
Другие
Управление Росреестра по Республике Карелия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Администрация Сортавальского муцниципального района
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
13.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2018Передача материалов судье
14.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2018Судебное заседание
11.09.2018Судебное заседание
01.10.2018Судебное заседание
05.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2018Дело оформлено
25.01.2019Дело передано в архив
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее