УИД 34RS0011-01-2021-010158-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2023 года Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.,
судей: Грымзиной Е.В., Поликарпова В.В.,
при помощнике судьи Щегольковой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – <адрес> к ООО «Ситиматик-Волгоград» о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней ООО «Ситиматик-Волгоград»
на решение Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым
иск Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области к ООО «Ситиматик-Волгоград» о возложении обязанности, удовлетворен.
Возложена на ООО «Ситиматик-Волгоград» обязанность в рамках заключённых прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных, индивидуальных жилых домах вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками и образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного, индивидуального жилого дома как единого комплекса недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Дрогалевой С.В., выслушав представителя ответчика ООО «Ситиматик-Волгоград» - Пиляеву фио2. поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Афанасьеву фио1, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, представителя третьего лица Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Богородицкую фио3 возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области обратился в суд с иском к ООО «Ситиматик-Волгоград» о возложении обязанности в рамках заключенных прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных, индивидуальных жилых домах вывозить отходы, образующиеся при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками, в результате жизнедеятельности многоквартирных, индивидуальных жилых домов как единого комплекса недвижимого имущества.
В обоснование требований истец указал, что с ООО «Ситиматик-Волгоград» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, по условиям которого ООО «Ситиматик-Волгоград» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО). Статус регионального оператора по обращению с ТКО присваивается на 10 лет, зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области, обязанностью регионального оператора является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории Волгоградской области. Однако начиная с августа 2021 года, региональный оператор не производит вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, ссылаясь на то, что данные отходы не соответствуют определению ТКО, приведенному в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»), и соответственно, не относятся к ТКО. Однако как полагает истец, отнесение мусора к ТКО определяется Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (далее - Федеральный классификационный каталог отходов), согласно которому к типу «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» отнесены среди прочих «растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам». Истец считает, что отходы, возникающие при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками, образующиеся в результате жизнедеятельности многоквартирного дома на его придомовой территории, а также в результате уборки приусадебной (придомовой) территории индивидуального жилого дома, являются ТКО и их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение должно обеспечиваться региональным оператором ООО «Ситиматик-Волгоград».
Волжским городским судом Волгоградской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней ООО «Ситиматик-Волгоград» оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Определением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В своем определении Верховный суд Российской Федерации указал на необходимость установления образования несанкционированных свалок, установления обстоятельств: являются ли места скопления отходов, образующихся при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками, несанкционированными и соответствуют ли размещенные отходы, образованные при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками в результате жизнедеятельности многоквартирных, индивидуальных жилых домов, по своим критериям определению «несанкционированная свалка мусора» с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, а также необходимости установления надлежащего оказания региональным оператором услуги по обращению с отходами, образовавшимися при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками в результате жизнедеятельности многоквартирных, индивидуальных жилых домов.
Третье лицо Администрация городского округа города Волжский Волгоградской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явилось, доказательств уважительной причины неявки не представило, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, действовавшим на момент рассмотрения спора в целях определения нормативов в составе отходов учитывались также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> признаны утратившими силу вышеназванные правила и утверждены новые правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Согласно пункту 5 Правил нормативные накопления определяются в том числе: а) для категории потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Под жилым домом (объектом индивидуального жилищного строительства, индивидуальным жилым домом) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте ДД.ММ.ГГГГ СП 476.1325800.2020 «Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов», утвержденного и введенного в действие Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № <...>/пр, определено, что придомовая территория (приватная) - территория, часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов). Приватная территория отделена от внутриквартальных территорий общего пользования периметром застройки, а также ландшафтными и планировочными решениями.
С ДД.ММ.ГГГГ утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-ст ГОСТ Р 70386-2022 «Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы», в пункте 3.21 которого дано определение придомовой территории как территории, на которой расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанной территории объектами.
Исходя из приведенных нормативных положений в состав отходов, подлежащих учету, включены также такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории жилого дома и многоквартирного дома, вследствие чего придомовая территория объекта индивидуального жилищного строительства или многоквартирного дома подлежит рассмотрению как целостный объект при формировании бытовых отходов, а региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с твердыми коммунальными отходами, которые соответствуют терминологии Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и учтены в нормативах накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при уборке придомовой территории.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя среди прочего Федеральный классификационный каталог отходов.
В Федеральном классификационном каталоге отходов группа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» (7 30 000 00 00 0) в том числе включает в себя вид отходов «Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (7 31 300 00 00 0), в который входят такие отходы, как «растительные отходы при уходе за газонами, цветниками» (7 31 300 01 20 5) и «растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками» (7 31 300 02 20 5).
Под древесно-кустарниковой растительностью понимаются деревья и кустарники, произрастающие совместно на одном земельном участке (пункт 3.5 ГОСТ Р 53052-2008 «Национальный стандарт Российской Федерации. Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-ст).
Под содержанием зеленых насаждений в соответствии с пунктом 3.13 ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ гост № <...>-ст (далее - ГОСТ Р 56195-2014), понимается комплекс работ (мероприятий) по уходу за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями содержания зеленых насаждений, в том числе включающих мероприятия по посеву газонов, устройству цветников, подготовке участков для озеленения, посадке деревьев и кустарников, по обеспечению их сохранности и проведение, в случае необходимости, санитарной или омолаживающей обрезки.
Согласно пунктам 6.3, 6.3.1 ГОСТ Р 56195-2014 уборка придомовой территории подразделяется на летнюю и зимнюю. В перечень работ по уборке придомовой территории в летний период входит помимо иного надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.
При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с порядком, действующим в муниципальном образовании, на территории которого находится многоквартирный дом. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ. Соответственно их вывоз производится исполнителем работ.
Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Волгоградской области», действовавшим в период спорных отношений и утратившим силу ДД.ММ.ГГГГ, была утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области, раздел 2 которой «Количество образующихся отходов» содержал сведения о количестве образования твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области по данным статистических отчетов и таблицу 5 «Перечень ТКО в соответствии с ФККО», в которой были поименованы такие виды отходов, как растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к ТКО (7 31 300 00 00 0), растительные отходы при уходе за газонами, цветниками (7 31 300 01 20 5) и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (7 31 300 02 20 5). В таблице 9 были приведены среднестатистические данные морфологического состава твердых коммунальных отходов и их доля по объему, и согласно этим данным дерево и листья включены в морфологический состав твердых коммунальных.
Аналогичные положения содержатся и в ныне действующей территориальной схеме обращения с отходами на территории Волгоградской области, утвержденной приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-ОД.
В соответствии с положениями части 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) данных правил.
Из содержания утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следует, что региональный оператор обязан в том числе принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к такому договору, а также обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в то время как потребитель помимо прочего обязан производить оплату по такому договору в порядке, размере и сроки, которые определены этим договором (подпункты «а», «б» пункта 11, подпункт «в» пункта 13).
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и ООО «Управление отходами – Волгоград» (в настоящее время - ООО «Ситиматик-Волгоград») заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.1 Соглашения ООО «Ситиматик-Волгоград» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присваивается на 10 лет (пункт 1.2 Соглашения). Зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области (пункт 1.5 Соглашения). Региональный оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области (пункт 2.1.1 Соглашения).
Пунктом 2.1.8 Соглашения предусмотрено, что начало деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
С августа 2021 года ООО «Ситиматик-Волгоград» не производит вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений.
Так, стороной истца в материалы дела представлены многочисленные обращения граждан по вопросу неосуществления региональным оператором вывоза отходов, образующихся при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, акты обследования территории.
В соответствии с письмами ООО «Ситиматик-Волгоград» от 30 августа и ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский Волгоградской области такие группы отходов, а также их смеси, среди которых ветки деревьев, древесные остатки, грунт, не соответствующие понятийному аппарату, установленному статьей 1 Федерального закона «Об отходах производств и потребления», не порождают обязанностей ООО «Ситиматик-Волгоград» в статусе регионального оператора по обращению с данным видом отходов, указанные отходы (отличные от твердых коммунальных отходов иные виды (группы) отходов, а также их смеси) подлежат вывозу исполнителем работ в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией, по нерегулируемой цене.
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указал, что расчет нормативов произведен комитетом в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, пунктом 3 которых предусмотрено, что в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками включены в группу отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам.
Таким образом, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и древесно-кустарниковыми посадками, образованные на придомовой территории, входят в состав твердых коммунальных отходов, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами без взимания дополнительной платы.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, установив, что при проведении замеров и взвешиваний в отношении отходов, образующихся при уборке придомовой территории, были учтены виды отходов, отнесенные к твердым коммунальным отходам Федеральным классификационным каталогом отходов, среди которых поименованы растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к ТКО (7 31 300 00 00 0), вследствие чего указал, что обязанность по обращению с растительными отходами, образующимися при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковым посадками, которые относятся к твердым коммунальным отходам, лежит на региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судебная коллегия, исходя из доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, оценив представленные доказательства, соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности исковых требований.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО (пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>).
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, складирование твердых коммунальных отходов, осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>).
Пунктом 13 Правил № <...> и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами, с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка твердых коммунальных отходов, включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, под которой согласно пункту 2 Правил № <...> понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов, и перемещению их в мусоровоз.
Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов, в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердых коммунальных отходов, Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил № <...>).
Под несанкционированной свалкой мусора согласно ГОСТ Р 56195-2014 понимается самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование мусора на площади свыше 10 м2 и объемом свыше 2 м3.
В силу пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-О, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-О, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-О-О, реализация судом второй инстанции своих процессуальных полномочий направлена на исправление возможной судебной ошибки в решениях судов первой инстанции. При этом пробелы процессуальной деятельности суда первой инстанции могут быть восполнены апелляционной инстанцией с учетом допустимых правовых механизмов, в том числе путем приобщения и исследования дополнительных доказательств, с целью подтверждения указанных в обжалованном решении суда фактов и правоотношений или установления новых фактов и правоотношений.
Условия, при которых допускается представление новых доказательств в суд второй инстанции, должны обеспечивать устранение судебной ошибки, обоснование доводов и возражений сторон, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, противодействие злоупотреблению процессуальными правами со стороны лиц, участвующих в деле, доступность правосудия. При этом дополнительные доказательства оцениваются в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, принимаются во внимание при решении вопроса, полно ли суд первой инстанции выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Таким образом, роль суда в процессе доказывания является определяющей, поскольку именно суд определяет обстоятельства, имеющие значение для дела, подлежащие установлению в процессе доказывания, предлагает лицам, участвующим в деле представить доказательства, в определенных случаях истребует доказательства, оценивает доказательства в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В процессе рассмотрения дела судебной коллегией были приняты новые доказательства.
Приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-ОД ООО «Ситиматик-Волгоград» лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, в связи с допущением многократных нарушений Правил обращения с отходами, наличием объема задолженности по оплате услуг операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, нарушением обществом условий соглашения в отношении представления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ООО «Ситиматик-Волгоград» к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о признании недействительным приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-ОД отказано.
Материалами дела достоверно подтверждено, что с августа 2021 года ООО «Ситиматик-Волгоград» перестал исполнять, принятые на себя обязательства и вывозить скопившиеся отходы.
Представленные истцом в суд первой инстанции акты и фотографии подтверждают то, что отходы складировались жителями в местах, предназначенных для их размещения.
При этом, ответчик, будучи региональным оператором, допустил накопление указанных отходов в местах их складирования,
Кроме того, в силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Соглашения ООО «Ситиматик-Волгоград» принял на себя обязательства по приобретению и содержанию контейнеров и бункеров, предназначенных для складирования отходов, однако данная обязанность ответчиком надлежащим образом исполнена не была, необходимое число контейнеров и бункеров для складирования отходов на месте складирования отходов отсутствовало.
Указанное, свидетельствует о ненадлежащем оказании региональным оператором услуги по обращению с отходами, образовавшимися при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками в результате жизнедеятельности многоквартирных, индивидуальных жилых домов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, лишение ответчика статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области не освобождает ООО «Ситиматик-Волгоград» от надлежащего исполнения, принятых на себя обязательств по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, на момент разрешения спора ООО «Ситиматик-Волгоград» являлось действующим региональным оператором по обращению с ТКО, а его бездействие по исполнению предписаний носит длящийся характер. Учитывая, что гражданский процессуальный кодекс предусматривает иной порядок для устранения неясностей в ходе исполнения судебных актов, оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Заключение государственного контракта с ООО «ЭкоЦентр» не свидетельствует о незаконности принятого судом первой инстанции решения, поскольку ООО «ЭкоЦентр» приняло на себя обязательства по ликвидации ТКО/ТГО на территории Волгоградской области, образовавшихся от предыдущей деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом денежные средства за вывоз твердых коммунальных отходов приняло ООО «Ситиматик-Волгоград».
Доводы ответчика о ненадлежащем складировании отходов потребителями опровергается материалами дела, из которых следует, что отходы складировались на отведенных для этого местах.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что складируемые отходы не относятся к твердым коммунальным отходам и должны утилизироваться потребителями самостоятельно отклоняются судебной коллегией, поскольку образующиеся в результате ухода за придомовой территорией жилых домов, многоквартирных домов растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, расположенными на этой придомовой территории, относятся к твердым коммунальным отходам. Так как данные отходы включены в территориальную схему обращения с отходами на территории <адрес>, входят в морфологический состав твердых коммунальных отходов и учитываются в нормативах накопления твердых коммунальных отходов, то их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами без взимания дополнительной платы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ19-543, оставленном без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АПЛ19-508, доводы о том, что твердые коммунальные отходы не могут образовываться за границами жилых помещений, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней основаны на неверном толковании норм материального права и субъективной оценке обстоятельств дела, в связи с чем подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней ООО «Ситиматик-Волгоград» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи