Решение по делу № 4А-136/2018 - (4А-2946/2017) от 29.12.2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 44а - 136/18

г. Уфа                                     22 января 2018 г.

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 26 декабря 2017 г.) жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ТуймазыФрут» Мухамадеева А.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 20 июня 2017 г., решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2017 г. о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «ТуймазыФрут» Мухамадеева А.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 20 июня 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2017 г., директор общества с ограниченной ответственностью «ТуймазыФрут» Мухамадеев А.М. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.

Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными постановлениями, Мухамадеев А.М. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, просит отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены судебных постановлений.

В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 12 названного Федерального закона неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 этой статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы). Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Закона, подлежат разработке и утверждению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в двухмесячный срок (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925).

В соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ФИО1 24 января 2016 г. уволена с должности главного специалиста – эксперта отдела ЗАГС ..., 1 февраля 2016 г. между ней и ООО «ТуймазыФрут» заключен трудовой договор №... на неопределенный срок, согласно которому ФИО1 принята в Общество на должность юриста, начало работы установлено с этого же дня.

Должность, которую ранее замещала ФИО1, относится к Перечню должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Башкортостан обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденному Указом Президента Республики Башкортостан от 24 августа 2009 г. № УП-500.

10 февраля 2016 г. ООО «ТуймазыФрут» факсимильной связью направило в Государственный комитет Республики Башкортостан по делам юстиции уведомление о принятии на работу ФИО1 с указанием даты устройства на работу, даты и номера приказа о приеме на работу. Иные сведения в уведомлении не отражены.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности: постановлением заместителя Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 мая 2017 г. (л.д. 1-5); копией справки по результатам проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ООО «ТуймазыФрут» от 17 мая 2017 г. (л.д. 6-7); копией объяснения защитника ООО «ТуймазыФрут» ФИО1 от 17 мая 2017 г. из которой усматривается, что она признает отсутствие в уведомлении указания на замещаемую должность и должностные обязанности; сообщает, что форма уведомления и способ отправки были изложены работником приемной Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции; что функция по уведомлению государственного органа была возложена на работника отдела кадров, которая в настоящее время уволена; что в памятке, выданной ей при увольнении из государственного учреждения, было указано об обязанности уведомить только об устройстве на работу (л.д. 11); копией уведомления №... от 10 февраля 2016 г. ООО «ТуймазыФрут» о заключении трудового договора с ФИО1 представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту её службы с отчетом о получении (л.д. 15); копией приказа ООО «ТуймазыФрут» №... от 1 февраля 2016 г. о приеме на работу ФИО1 на должность юриста (л.д. 16); копией трудового договора от 1 февраля 2016 г., заключенного между ООО «ТуймазыФрут» и ФИО1, который является договором по основному месту работы и заключен на неопределенный срок (л.д. 17-18); копией трудовой книжки ФИО1 (л.д. 21-22).

Достоверность и допустимость доказательств, положенных в основу выводов о виновности Мухамадеева А.М. в совершении административного правонарушения, мировым судьей и судьей межрайонного суда проверены, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Привлекая Мухамадеева А.М. к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, мировой судья правомерно установил, что данное должностное лицо в нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» при заключении трудового договора с ФИО1 сообщило неполные сведения (с нарушением содержания сообщения) о её трудоустройстве бывшему работодателю – Государственному комитету Республики Башкортостан по делам юстиции.

При этом несоблюдение работодателем обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с порядком, установленным Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. №29 в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в соответствующий перечень должностей, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой и (или) гражданско-правовой договор (договоры).

Субъектом административной ответственности за данное правонарушение является должностное лицо – работодатель, представитель нанимателя, а также индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Мухамадеева А.М. имелась возможность для соблюдения требований антикоррупционного законодательства, за нарушение которых статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства, свидетельствующие об обратном, заявителем в ходе рассмотрения дела и жалоб не представлены, судебными инстанциями не добыты.

Ссылка подателя жалобы на отсутствие на прежней работе в должностных обязанностях ФИО1 надзорных функций над Обществом является несостоятельной, поскольку сообщение подлежит направлению независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.

Также является ошибочным утверждение об отсутствии в действиях заявителя, указавшего в уведомлении неполные сведения о бывшем государственном служащем, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, по следующим основаниям.

Ответственность за административное правонарушение по статье 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на работодателя возложена обязанность при заключении с бывшим служащим, среди прочего, трудового договора, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок установлен в Правилах сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29.

Пунктами 5 и 6 данных Правил закреплено, что в сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние); б) число, месяц, год и место рождения гражданина; в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке); г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии); в случае если с гражданином заключен трудовой договор, наряду со сведениями, указанными в пункте 5 настоящих Правил, также указываются следующие данные: а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу; б) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия); в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии); г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Соответственно, несоблюдение должностным лицом вышеприведенных требований в полном объеме образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.

Не влечет отмену судебных постановлений и ссылка заявителя на разъяснения, содержащиеся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 КоАП РФ, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» информации), данное административное правонарушение может быть признано малозначительным.

Так, из уведомления от 10 февраля 2016 г. ООО «ТуймазыФрут» следует, что в нем не были указаны: число, месяц, год рождения ФИО1; должность государственной или муниципальной службы, замещаемая ею перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке); наименование должности, которую она занимает по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием; должностные обязанности.

Непредставление указанных сведений свидетельствует о том, что у представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы отсутствовала необходимая для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» информация, в связи с чем оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.

Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела, судьи межрайонного суда при рассмотрении жалобы, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности заявителя в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении нарушен не был.

Административное наказание назначено Мухамадееву А.М. в пределах санкции статьи 19.29 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 20 июня 2017 г., решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2017 г. о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «ТуймазыФрут» Мухамадеева А.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

Заместитель Председателя

Верховного Суда

Республики Башкортостан                              З.У. Латыпова

...

...

4А-136/2018 - (4А-2946/2017)

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
Мухамадеев А.М.
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Статьи

19.29

Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
22.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее