№2-400/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кодинск 24 мая 2018 года
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Яхина В.М.,
при секретаре Фроловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коршунова А.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю о взыскании заработной платы, компенсации за задержку в выплате заработной платы, компенсации морального вреда, -
У С Т А Н О В И Л:
Коршунов А.А. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю, просив взыскать с ответчика в его пользу: дополнительную компенсацию за 5-й месяц со дня увольнения в размере 53576,29 руб.; дополнительную компенсацию за 6-й месяц со дня увольнения в размере 53576,29 руб.; денежную компенсацию в связи с нарушением сроков выплаты денежного содержания в размере 96393,21 руб.; компенсацию морального вреда в размере 150000 руб.; индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениваем вследствие инфляционных процессов в размере 7863,67 руб.
Требования мотивированы тем, что решением Кежемского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Межрайонной ИФНС №8 по Красноярскому краю в его пользу взыскана не полностью выплаченная заработная плата, которая состояла из: 28400,61 руб. суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2016 год, 39290,25 руб. суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2017 год, 83294,80 руб. суммы денежной компенсации за неиспользованные отпуска, 18285,40 руб. суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, 214305,16 руб. суммы компенсации в связи с сокращением (4-х месячное денежное содержание). Указанное решение вступило в законную силу. Решением суда установлено, что при начислении и выплате оспариваемых сумм ответчиком неправомерно не учитывались суммы материального стимулирования выплаченные ему в 2016-2017 г. На основании Решения о выплате дополнительной компенсации, вынесенным Агентством труда и занятости населения Красноярского края КГКУ «ЦЗН Кежемского района» ответчик произвел ему выплату дополнительной компенсации за 5-й месяц и за 6-й месяц в размере 38451,16 руб. за каждый месяц, без учета средств материального стимулирования, чем нарушены его законные права и интересы, выражающиеся в невыплате всех причитающихся по законодательству сумм. Кроме того, в его пользу с ответчика подлежат взысканию проценты за пользование денежными средствами, рассчитанные исходя из ключевой ставки, установленной Центральным банком России на момент фактической выплаты причитающихся сумм. Поскольку со стороны ответчика имело место нарушение его трудовых прав, связанное с отказом ответчика добровольно выплатить установленные законодательно суммы денежного содержания и вынуждением обращаться в суд за защитой нарушенного права, полагает необходимым заявить в свою пользу компенсацию морального вреда, а также индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с обесцениваем вследствие инфляционных процессов.
В судебном заседании истец Коршунов А.А. поддержал свои исковые требования по основаниям, изложенным при подаче иска в суд. Пояснил, что ответчик произвел ему выплату дополнительной компенсации за 5-й, 6-й месяц с даты увольнения в размере ? суммы 4-х месячного денежного содержания, без учета средств материального стимулирования. Просил взыскать с ответчика в его пользу: дополнительную компенсацию за 5-й месяц со дня увольнения в размере 53576,29 руб.; дополнительную компенсацию за 6-й месяц со дня увольнения в размере 53576,29 руб.; компенсацию морального вреда в размере 150000 руб.; индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениваем вследствие инфляционных процессов в размере 7863,67 руб. Также, уточнив свои требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил взыскать с ответчика в свою пользу денежную компенсацию в связи с нарушением сроков выплаты денежного содержания, а также дополнительной компенсации за 5-й, 6-й месяц с даты увольнения в размере 81541,09 руб.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю в зал суда не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, направил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому считает заявленные требования Коршунова А.А. не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что суммы дополнительного материального стимулирования не входят в состав денежного содержания государственного служащего и не могут учитываться при расчете спорных выплат истцу. Учитывая, что в удовлетворении основного требования необходимо отказать, то и не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании процентов за задержку в выплате оспариваемых сумм, компенсация морального вреда, индексации денежных сумм.
Представитель третьего лица на стороне ответчика УФНС России по Красноярскому краю в зал суда не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просил дело рассматривать в свое отсутствие, направил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований Коршунова А.А. отказать в полном объеме.
Судом, в силу ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика и третьего лица.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (далее ФЗ № 79 от 27.07.2004 года), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно ст.3 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.
В соответствии со ст. 13 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено: вступившим в законную силу решением Кежемского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю в пользу Коршунова А.А. взыскано денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в сумме 67 690 руб.86 коп., денежная компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 101 580 руб.20 коп., компенсация в связи с сокращением (4-х месячное денежное содержание) в сумме 214 305 руб.16 коп., всего в сумме 383 576 руб.22 коп.
Указанным решением суда установлено, что Коршунов А.А. в период с 13.10.2011 г. по 15.05.2017 года проходил службу в Межрайонной ИФНС России № 18 по Красноярскому краю в должности начальника правового отдела. 15.05.2017 года Коршунов А.А. уволен с гражданской службы в связи с сокращением должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При начислении и выплате Коршунову А.А. денежного содержания за нахождение в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2016 г. и 2017 г., денежной компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, денежной компенсации при сокращении (4-х месячное денежное содержание) ответчиком неправомерно не учитывались суммы материального стимулирования, выплаченные ему в 2016-2017 г.г. (июнь 2016 г. – апрель 2017 г.) в размере 496744 руб. 36 коп. Также из материалов данного дела следует, что Коршунову А.А. судом произведена: - доплата денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в октябре-ноябре 2016 года (21 дн.) в сумме 28400,61 руб.; - доплата денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в апреле 2017 года (25 дн.) в сумме 39290,25 руб.; - доплата компенсации за неиспользованный отпуск (53 дн.) в марте 2017 года в сумме 83294,80 руб.; - доплата компенсации за неиспользованный отпуск (10 дн.) в мае 2017 года в сумме 18285,40 руб.; - доплата компенсации в виде 4-х месячного денежного содержания при увольнении в сумме 214305,16 руб.
На основании Решений о выплате дополнительной компенсации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Агентством труда и занятости населения Красноярского края КГКУ «ЦЗН Кежемского района» ответчик произвел Коршунову А.А. выплату дополнительной компенсации за 5-й месяц и за 6-й месяц в размере 38451,16 руб. за каждый месяц.
В материалы дела предоставлены письменные доказательства, из которых следует, что Коршунову А.А. была начислена и выплачена компенсация ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в виде месячного денежного содержания за 5 и 6 месяц при увольнении с начислением суммы компенсации в размере 38451,16 руб. за каждый месяц. При этом в расчет среднего дневного заработка и месячного денежного содержания Коршунова А.А. не включены суммы средств материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».
Как установлено решением Кежемского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, суммы материального стимулирования, выплаченные Коршунову А.А. в 2016-2017 г.г. (май 2016 г. – апрель 2017 г.) составили 496744 руб. 36 коп.: - в июне 2016 г. в сумме 75944 руб.21 коп., - в июле 2016 г. в сумме 94963 руб.66 коп., - в октябре 2016 г. в сумме 115722 руб. 65 коп. и 15000 руб., - в декабре 2016 г. в сумме 104774 руб. 75 коп., - в апреле 2017 г. в сумме 90339 руб. 09 коп.
Приказом ФНС России от 01.02.2017 года № ММВ-7-4/159, приказом УФНС России по Красноярскому краю от 09.02.2017 года № ДБ-2.1-02/49 МИФНС № 18 по Красноярскому краю реорганизована путем присоединения к МИФНС № 8 по Красноярскому краю, которая является правопреемником в отношении МИФНС № 18 по Красноярскому краю.
Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» установлено, что с 01.01.2007 года и в 2008-2012 годах материальное стимулирование государственных служащих органов Федеральной налоговой службы осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства.
В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года N 90н был утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Пунктом 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 года N 90 н предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
В соответствии со ст. 50 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).
Пунктом 10 статьи 50 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года установлено, что Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 73 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Ч.7 ст.11 ТК РФ также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
В ФЗ № 79 от 27.07.2004 года понятие система оплаты труда отсутствует, не дано определение средней заработной платы и не урегулирован порядок выплат компенсации за отпуск, следовательно, необходимо руководствоваться ст. 135, 139 ТК РФ.
В соответствии с абз.2 ч.1 ст.135 ТК РФ, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства от 24.12.2007 года N 922.
Согласно п. 2 данного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
В силу ч.1 ст.51 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов; 2)ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; 6)ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года).
В соответствии с ч.3 ст.51 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.51 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а)должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а)денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента,…;в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г)других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31.03.2015 года и 23.04.2016 года принимались постановления соответственно №302-12 и №347-7, которыми в 2015 и 2016 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд указывает, что выплаченное Коршунову А.А. в период службы за 2016-2017 годы материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты оспариваемых им сумм.
Согласно п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с ч.9 ст. 31 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
В соответствии с п.8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Изложенное буквально означает, что другие выплаты гражданским служащим производятся помимо денежного содержания (оклада денежного содержания и дополнительных выплат), но поскольку их выплата предусмотрена законом, то они включаются в систему оплаты труда.
Материальное стимулирование сотрудников Федеральной налоговой службы предусмотрено нормативным правовым актом - Постановлением Правительства Российской Федерации, при этом данное материальное стимулирование выплачивается в виде премий за качество исполнения ими своих должностных обязанностей. То есть Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено премирование государственных гражданских служащих. При этом указание на то, что данные выплаты не относятся к системе оплаты труда, данное постановление не содержит.
Согласно разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 г. N 14-04-05/34482 о том, что в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7 (далее - постановление N 238-7), предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона N 79-ФЗ, Минфин России полагает, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением N 238-7. Принимая во внимание изложенное, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
При этом постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающие ежегодные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов имеют одинаковую природу.
Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 25.09.2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" ответственным органом за создание порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу, является Министерство финансов РФ.
В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года N 90н был утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. При этом указание на то, что данные выплаты не относятся к системе оплаты труда, а так же не входят в расчет компенсации за отпуск данное постановление не содержит.
Напротив, разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 г. N 14-04-05/34482 направлены в Федеральную налоговую службу. В свою очередь Федеральная налоговая служба своим письмом от 06.08.2014 года № НД-4-51/15285 направила разъяснения по подведомственности в налоговые инспекции для сведения и использования в работе.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой деятельности (пункт1).
Пунктом 5.5 названного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, его разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов от 15 июля 2014 года, подлежат применению к спорным правоотношениям сторон.
В абз.2 ст.139 ТК РФ установлено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Доводы представителя ответчика о том, что материальное стимулирование не включается в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, в данном случае не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) в виде премий за качество исполнения им своих должностных обязанностей (является стимулирующей выплатой), являются его доходом, носят систематический характер, с указанного дохода исчисляется социальный налог.
При анализе п.1,2,5,10 ст.50 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 г. N 611 законодатель сам предусмотрел выплаты (СМС, премии, материальная помощь, единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску) в системе оплаты труда государственных гражданских служащих.
Отчасти указанный вывод суда подтверждается так же анализом положения пункта 1 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562, согласно которому настоящие Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий): а) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; б) на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения.
При этом п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) (часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению приходит к выводу, что средства материального стимулирования, выплаченные истцу в виде премии, должны учитываться при расчете оспариваемых истцом сумм.
Представленный истцом Коршуновым А.А. расчет подлежащих взысканию сумм, произведенные с учетом средств материального стимулирования, стороной ответчика не оспаривался. Расчет истца по оспариваемым суммам подробно мотивирован, судом проверен (с учетом представленных расчетных листов за период входящий в расчет среднего заработка), правильность расчета сомнений не вызывает.
Доплата компенсации в виде месячного денежного содержания за 5 и 6 месяц при увольнении составила 107152,58 руб. исходя из следующего расчета: (92027,45 руб. – подлежало выплатить, 38451,16 руб. - фактически выплачено = 53576,29 руб. за 1 месяц) х 2 месяца, которая подлежит взысканию с ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю в пользу истца Коршунова А.А.
По требованиям истца Коршунова А.А. о взыскании в его пользу с ответчика компенсации за задержку выплаты оспариваемых сумм в размере 81541,09 руб., согласно представленному уточненному расчету, суд указывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ (в редакции закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Расчет истца Коршунова А.А. о взыскании компенсации за задержку в выплате оспариваемых сумм истцом подробно мотивирован, судом проверен, правильность расчета сомнений не вызывает.
Сумма, подлежащая взысканию с расчетом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (даты выплаты взысканных судом сумм) составляет: по сумме 39290,25 руб. (доплата компенсации за 25 дней ежегодного оплачиваемого отпуска в апреле 2017 года) с ДД.ММ.ГГГГ – 8600,65 руб. По сумме 83294,80 руб. (доплата компенсации за 53 дня неиспользованного отпуска при увольнении в марте 2017 года) с ДД.ММ.ГГГГ – 18233,24 руб. По сумме 18285,40 руб. (доплата компенсации за 10 дней неиспользованного отпуска при увольнении в мае 2017 года) с ДД.ММ.ГГГГ – 3452,58 руб. По сумме 214305,16 (доплата компенсации в виде 4-х месячного денежного содержания при увольнении) с ДД.ММ.ГГГГ – 40464,37 руб., а всего на сумму 70750,84 руб.
Сумма, подлежащая взысканию с расчетом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: По сумме 53576,29 руб. (доплата компенсации в виде месячного денежного содержания за 5 месяц при увольнении) с ДД.ММ.ГГГГ – 5824,63 руб. По сумме 53576,29 руб. (доплата компенсации в виде месячного денежного содержания за 6 месяц при увольнении) с ДД.ММ.ГГГГ – 4965,62 руб., а всего на сумму 10790,25 руб.
Общая сумма процентов компенсации за задержку выплаты оспариваемых сумм составит: 81541,09 руб. (70750,84 + 10790,25).
По требованиям истца Коршунова А.А. о взыскании в его пользу с ответчика индексации сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов суд указывает следующее.
Истец просит взыскать с ответчика в свою пользу индексацию в размере 7863,67 руб. согласно представленному расчету.
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд принимает во внимание следующее.
На основании ст. 130 ТК РФ индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
По смыслу положений ст. ст. 2, 130, 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Таким образом, законодатель предусмотрел обязанность работодателей производить индексацию заработной платы работников, учитывая, что в силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. При этом индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен.
Вместе с тем, индексация не обеспечивает реального повышения содержания заработной платы, в связи с чем, индексация лишь включается в механизм повышения заработной платы и не является единственным способом его обеспечения. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Указание в п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" на право работника требовать индексации сумм задержанной заработной платы одновременно с получением денежной компенсации в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, не свидетельствует о том, что такая индексация должна проводиться в ином порядке, чем предусмотрено ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, индексация денежных доходов граждан должна производиться не произвольно, а в соответствии с механизмом, установленным государством.
Нормативно-правовой акт, определявший такой порядок индексации ранее, а именно Закон РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", утратил силу с 01 января 2005 года.
В настоящее время порядок индексации заработной платы ни трудовым законодательством, ни иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не установлен, а единого для всех работников способа индексации заработной платы не предусмотрено.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела, оснований для индексации несвоевременно выплаченных истцу сумм у суда не имеется.
По требованиям истца Коршунова А.А. о взыскании в его пользу с ответчика компенсации морального вреда суд указывает следующее.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ч. 2).
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, ч.2 ст.237 ТК направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ"). Такое правовое регулирование, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору (Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2011 г. N 538-О-О).
Ч. 2 п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 г. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22) «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» гласит, что, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Суд считает, что истцу причинен моральный вред по факту нарушения его трудовых прав в связи с недоплатой заработной платы, поэтому полагает, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда должны подлежать удовлетворению в размере 7 000 руб., при этом суд исходит из конкретных обстоятельств дела, учитывая объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины работодателя, невыплаченную сумму, а также период в течении которого указанные суммы истцу не выплачивались, т.е. суд учитывает период нарушения прав истца, а также требования разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Коршунова А.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю о взыскании дополнительной компенсации, компенсации за задержку в выплате денежного содержания, индексации, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю в пользу Коршунова А.А. 107152 рубля 28 копеек, из которых: - 53576 рублей 29 копеек – доплата компенсации в виде месячного денежного содержания за 5-й месяц при увольнении; - 53576 рублей 29 копеек – доплата компенсации в виде месячного денежного содержания за 6-й месяц при увольнении;
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю в пользу Коршунова А.А. 81541 рубль 09 копеек - денежную компенсацию за задержку в выплате денежного содержания;
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю в пользу Коршунова А.А. 7 000 рублей – компенсацию морального вреда.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Кежемский районный суд Красноярского края в Красноярский краевой суд в течение месяца.
Председательствующий В.М. Яхин
: