Дело №2-1236/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 20 сентября 2018 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой Я.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биктяшевой Золфиры Мавлетовны к администрации МО ГО «Воркута» о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» №220 от 5 февраля 2016 г. о снятии истца с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, о восстановлении истца в очереди на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты,
у с т а н о в и л :
Биктяшева З.М. обратилась с иском в суд, в котором просила отменить решение администрации г.Воркуты о снятии её с учета очередности и восстановить её на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В обоснование иска указала, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 25 января 2016 г. она снята с учета граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с датой постановки на учет 25 июля 1997 г. по причине выявления в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности. С решением она не согласна, указав, что с 25 июля 1997 г. она с составом семьи семь человек поставлена на учет для получения жилья за пределами г.Воркуты по категории «пенсионер». При наличии жилья в .... общей площадью 26,9 кв.м. при установленной норме нуждаемости по .... 15 кв.м., ее семья не перестала быть нуждающейся, и она не должна была быть исключена из очереди.
Ответчик администрация МО ГО «Воркута» в письменном отзыве иск не признала, указав, что право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) определяется отсутствием иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Факт приобретения жилья означает констатацию исчезновения такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет являлась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Третье лицо Минстрой Республики Коми в отзыве просило в удовлетворении иска отказать, поскольку наличие в собственности граждан или членов их семьи жилых помещений за пределами РКС и приравненных к ним местностей, является основанием для снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилья. Истец была поставлена на учет на получение жилищной субсидии как гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера. Соответственно, обязательным условием постановки ее на учет и дальнейшего сохранения за ней права состоять на таком учете с заявленным составом семьи являлось отсутствие жилых помещений у истца и членов ее семьи за пределами районов Крайнего Севера. Факт приобретения жилья означает утрату такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Истец, ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещены судом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Биктяшев Ф. состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 25 июля 1997 г. по категории «пенсионеры».
4 мая 2007 г. Биктяшев Ф. умер (л.д.44).
На момент смерти Биктяшев Ф. состоял в браке с Биктяшевой З.М. (л.д.62-63).
На основании личного заявления Биктяшевой З.М. от 10 июля 2007 г. распоряжением главы МО ГО «Воркута» от 13 июля 2007 г. №402 (протокол №25 от 13 июля 2007 г.) она была поставлена на учет в результате перевода на неё очереди умершего супруга Биктяшева Ф.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» (протокол от 25 января 2016 г. №2 утвержденный постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 05 февраля 2016 г. №220) Биктяшева З.М. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с датой постановки на учет 25 июля 1997 г. на основании п.п. «в» п.21 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879 (выявление в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, а именно: наличие в собственности Биктяшевой З.М. с 22 января 2013 г. жилого дома по адресу: ....
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.
Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.1 Закона №125-ФЗ от 21.10.2002).
На момент постановки Биктяшева Ф. на учет в очередь – 25 июля 1997 года действовали Федеральный закон от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» и Постановление Правительства РФ от 03 августа 1996 года №937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», которые предусматривали право на получение жилищной субсидии для лиц, выезжающих из РКС и приравненных к ним местностей, имеющих стаж работы в РКС и приравненных к ним местностей не менее 10 лет.
Из копии трудовой книжки Биктяшева Ф. следует, что на дату постановки на учет его стаж работы в РКС составлял более 10 лет.
Согласно удостоверению ... Биктяшеву Ф. 2 декабря 2001 г. назначена пенсия по старости (л.д.75).
Федеральным законом от 17 июля 2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в ст. 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. Федеральный закон от 17 июля 2011 №212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 (ст. 2 данного Закона).
Вместе с тем в соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Таким образом, перевод очереди Биктяшева Ф. на Биктяшеву З.М. соответствует действующему законодательству, ответчиком не оспаривается.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, принятым в целях совершенствования деятельности по реализации ФЗ №125-ФЗ от 25.10.2002, утверждено «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Ответчиком оспаривается право истца на получение государственного жилищного сертификата в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений в соответствии с п.21 Положения.
Из п.21 Положения следует, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в ряде случаев, включая такие как: в) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Администрация проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах.
При этом при наличии оснований снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.
В свою очередь, необходимо учитывать, что снятие с учета возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.
Нормами ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ и п.п. «з» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели. То есть сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Анализ норм федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.
Таким образом, законом предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.
По смыслу указанных выше законодательных и нормативных актов граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления таких сведений.
Члены семьи, желающие получить жилищную субсидию в составе семьи лица, состоящего на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты также должны отвечать требованиям об отсутствии у них на праве собственности жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с подп. "в" п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно пункту 17(2) Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семей граждан - участников основного мероприятия, право на обеспечение жилыми помещениями (получение социальной выплаты) которых установлено абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", являются члены семьи умершего (погибшего) гражданина, которые были признаны (могли быть признаны) таковыми в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил на дату его смерти (гибели).
С учетом приведенных выше норм права, для решения вопроса о возможности сохранения за Биктяшевой З.М. права на получение жилищной субсидии в связи со смертью супруга, необходимо установить являлась ли она членом его семьи на дату его смерти.
Из материалов учетного дела истца и Биктяшева Ф. следует, что Биктяшев Ф. при постановке на учет проживал по адресу: .... на момент постановки на учёт состав его семьи включал 5 человек : Биктяшев Ф., жена Биктяшева З.М., дочь ... ..., внук ... сын ... (л.д.70).
В соответствии с поквартирными карточками квартиры по адресу: ... состав семьи Биктяшева Ф. в период с 25 июля 1995 г. по 3 мая 2007 г.составлял (с момента постановки до даты смерти): с 25 июля 1997 по 24 апреля 1998 г. - 5 человека (заявитель, жена, сын, дочь, внук, ); с 24 апреля 1998 г. по 30 мая 2000г. 7 человек – (заявитель, жена, дочь, сын, невестка и два внука); с 24 ноября 2000 по 03 мая 2007 г 8 человек (заявитель, дочь, сын, три внука, невестка). После смерти Биктяшева Ф. по адресу: .... по настоящее время зарегистрированы по постоянному месту жительства: Биктяшева З.М., Биктяшев Р.Ф., Биктяшева Л.В., Биктяшев Д.Р., Тазутдинов Р.Р., Кревчик Ф.Ф. и Кревчик В.П. Названных лиц Биктяшева З.М. указывает в качестве членов семьи, о чем представлена справка о составе семьи Биктяшевой З.М. (л.д.14), аналогичные справки о составе семьи в учетное дело были представлены и Биктяшевым Ф. при жизни (л.д.71); и Биктяшевой З.М. после перевода очереди на неё (л.д.52); указывались также они и в заявлении (рапорте) Биктяшева Ф. (л.д.53,76).
Из материалов дела следует, что с 6 июля 2013 г. за Биктяшевой З.М. по настоящее время зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: .... на основании свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.93-95). За иными лица, указанными в качестве членов семьи истца, зарегистрированных прав на жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера, не установлено, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРП на Биктяшеву З.М., Биктяшева Р.Ф., Биктяшеву Л.В., Биктяшева Д.Р., Тазутдинова Р.Р., Кревчик Ф.Ф. и Кревчик В.П..
В соответствии с ч.4, ч.5 ст.50 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005, учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления и размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно решению №13 от 23 июля 2009 г. О нормах площади жилья в Ялуторском районе учетная норма площади жилья в Ялтуровском районе на 213 г. составляет 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Соответственно, при наличии в собственности Биктяшевой З.М. жилого дома общей площадью 26,90 кв.м., Биктяшева З.М. и члены её семьи не переставали быть нуждающимися в жилом помещении, поскольку причитающаяся площадь 3,84 кв.м. =(26,90:7): на всех членов семьи) дома на каждого члена семьи меньше установленной нормы, при составе семьи семь человек.
Из чего следует, что наличие в собственности вышеуказанного жилого дома, расположенного за пределами районов Крайнего Севера не повлияло на право умершего и истца состоять на учете для получения государственного жилищного сертификата, поскольку причитающаяся площадь спорной квартиры на каждого члена семьи была меньше установленной нормы.
При таких обстоятельствах само по себе не предоставление Биктяшевой З.М. сведений о наличии в собственности вышеуказанного жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера не повлияло на право умершего и истца состоять на учете для получения государственного жилищного сертификата.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу, что за истцом следует признать право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры» с даты постановки на учет умершего супруга Биктяшева Ф.– 25 июля 1997 и обязать ответчика восстановить её в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет умершего супруга Биктяшева Ф. – 25 июля 1995 г.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
признать за Биктяшевой Золфирой Мавлетовной, ..., право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры» с даты постановки на учет умершего супруга Биктяшева Фарита -25 июля 1997 г.
Восстановить Биктяшеву Золфиру Мавлетовну в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет умершего супруга Биктяшева Фарита – 25 июля 1997 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (25 сентября 2018 г.).
Председательствующий: А.Г. Гюлумян