Решение по делу № 3а-213/2020 от 22.07.2020

Дело № 3а-213/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург                         08 декабря 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи          Ночевника С.Г.,

при секретаре Кузнецове А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТЕХАГРОПРОМ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

ООО «ТЕХАГРОПРОМ» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес> в размере равном их рыночной стоимости <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. указав, что является собственником вышеуказанных земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб., а земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> руб., что существенно превышает их рыночную стоимость и нарушает права административного истца на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.

08.12.2020 ООО «ТЕХАГРОПРОМ», с учетом выводов судебной экспертизы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости, изменило предмет административного искового заявления и просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости - <данные изъяты> руб. по состоянию на 27.12.2016, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости - <данные изъяты> руб. по состоянию на 27.12.2016.

В письменном отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что удовлетворение заявленных требований оставляется на усмотрение суда. Указано, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим административным ответчиков по заявленным требованиям.

В письменном отзыве Управления Росреестра по Ленинградской области указано, что спорные земельные участки не вошли в перечень объектов оценки и не прошли пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и определена исходя из их площади и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 750,83 руб./кв.м., утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области № 383 от 30.12.2010 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области». Дата определения кадастровой стоимости земельных участков 27.12.2016. Разрешение требований административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости оставляется на усмотрение суда. Самостоятельных возражений по существу предъявленных требований Управление Росреестра по Ленинградской области не имеет и решение об удовлетворении требований оставляет на усмотрение суда.

Аналогичная позиция приведена в письменном отзыве административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», который также указал, что решение вопроса об удовлетворении требований оставляется на усмотрение суда.

В письменном отзыве заинтересованного лица администрации МО «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области указано, что у заинтересованного лица имеются сомнения в установленной в отчете итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.

В судебное заседание представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованного лица администрации МО «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца Малышева Т.Н. поддержала заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость в размере равном рыночной стоимости согласно экспертному заключению.

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яровая И.А. в судебном заседании сообщила, что разрешение требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Судом установлено, 13.03.2018 за ООО «ТЕХАГРОПРОМ» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: размещение дачных домов и садовых домов.

13.03.2018 за ООО «ТЕХАГРОПРОМ» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>». Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: размещение дачных домов и садовых домов.

Из выписки из ЕГРН от 29.06.2020 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. Дата определения кадастровой стоимости 27.12.2016.

Из выписки из ЕГРН от 29.06.2020 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. Дата определения кадастровой стоимости 27.12.2016.

10.07.2020 ООО «ТЕХАГРОПРОМ» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

16.07.2020 ООО «ТЕХАГРОПРОМ» дан ответ, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков к рассмотрению комиссии не принимается.

Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке от 10.06.2020 № 022/20 следует, что по состоянию на 27.12.2016 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб., по состоянию на 27.12.2016 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

Отчет подготовлен оценщиком ФИО6, членом Ассоциации СРО «Национальная коллегия специалистов оценщиков».

В связи с наличием сомнений в обоснованности представленного отчета, судом было удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица администрации МО «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о назначении по делу судебной экспертизы.

Согласно заключению судебной экспертизы № 15/09/20-1 от 23.10.2020 по результатам проведенного анализа выявлено, что оценщиком в отчете об оценке от 10.06.2020 №022/20 при составлении отчета были допущены нарушения, напрямую повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости. Отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Проводимые в рамках отчета расчеты основаны на противоречивой информации, выполнены с методологическими ошибками. Информация, использованная оценщиком, не является в полной мере достоверной, достаточной. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером по состоянию на 27.12.2016 составляет <данные изъяты> руб., с кадастровым номером по состоянию на 27.12.2016 составляет <данные изъяты> руб.

Экспертиза выполнена ФИО7, членом СРО Ассоциация оценщиков «Сообщество профессионалов оценки».

В соответствие со ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, исследовав заключение эксперта № 15/09/20-1 от 23.10.2020 и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы, и ответы на поставленные судом вопросы.

Как следует из заключения эксперта, расчет рыночной стоимости объекта недвижимости проведен в рамках сравнительного подхода с использованием метода сравнения продаж.

В качестве аналогов экспертом отобраны 5 объектов, по своим характеристикам максимально сопоставимые с объектами оценки.

Эксперт проанализировал сравниваемые объекты-аналоги на основании всех характеристик, произвел корректировки на условие рынка, местоположение относительно водоема, наличие межевания, площадь.

Расчеты стоимости объектов-аналогов с учетом ценообразующих факторов и расчет стоимости объектов оценки наглядно приведен в экспертном заключении.

Поскольку документальных данных содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и , административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении повторной или дополнительной судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельных участков ни административным истцом, ни административными ответчиками не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере равном его рыночной стоимости определенной судебной экспертизой.

Доводы о том, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим административным ответчиком, подлежат отклонению, поскольку противоречат положениям ст.247 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ТЕХАГРОПРОМ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 27 декабря 2016 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 27 декабря 2016 года.

Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «ТЕХАГРОПРОМ» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , считать 10 июля 2020 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья                                 С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2020 г.

3а-213/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "ТехАгроПром"
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЛО
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской обл.
Правительство Ленинградской области
Другие
Администрация МО "Колтушское сельское поселение"
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Ночевник Сергей Григорьевич
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
22.07.2020Регистрация административного искового заявления
22.07.2020Передача материалов судье
24.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.08.2020Предварительное судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
02.11.2020Производство по делу возобновлено
18.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее