дело № 2-158(1)/2019
64RS0034-01-2018-002044-06
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 февраля 2019 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Симшина Д.В.,
при секретаре Кудякове А.И.,
с участием
представителя истца - старшего помощника прокурора <адрес> Авдуева Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саратовского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области о понуждении к обеспечению исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов,
установил:
прокурор Саратовского района Саратовской области обратился с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц и, с учетом уточнений, просил суд обязать администрацию Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в здании администрации информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с п. 8.1.6 Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения исполнения законодательства о защите инвалидов в здании администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области. В ходе проверки установлено, что в здании указанного учреждения, в нарушение норм законодательства о доступности для маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, которая должна быть размещена должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа; на основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование должны быть обустроены направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Саратовского района Саратовской области Авдуев Р.М. поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом уточнений.
Ответчик - администрация Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в судебное заседание своего представителя не направила, о причинах неявки суду не сообщила.
Из письменных возражений на иск следует, что нежилое здание администрации имеет год постройки - 1996 год, то есть создано и введено в эксплуатацию до утверждения СП 59.13330.2016, в связи с чем не могут распространять свое действие на уже созданный объект. Вместе с тем, администрация Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области обеспечивает равные возможности передвижения и равные условия жизнедеятельности инвалидов по зрению с другими категориями населения. В случае обращения указанных граждан специалисты администрации обязаны осуществить их сопровождение до места оказания муниципальной услуги и обратно. Таким образом, созданы условия для беспрепятственного доступа к месту оказания муниципальных услуг.
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.ст. 7, 43 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15, 16 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Статья 9 Конвенции о правах инвалидов возлагает на государства-участники обязанность принимать меры по обеспечению доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр и введенных в действие с 15 мая 2017 года.
В соответствии с п. 8.1.6 СНиП 35-01-2001 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм..
Судом установлено, что учреждение - администрация Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области располагается в нежилом здании, по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с. Усть-Курдюм, ул. Советская, д. 77А.
В здании администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, в нарушение норм законодательства о доступности для маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, которая должна быть размещена должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа; на основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование должны быть обустроены направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
На момент рассмотрения дела указанные нарушения не устранены, доказательств обратного ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает как свои требования, так и возражения.
Необеспечение ответчиком беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданию администрации, нарушает гарантированные законодательством права маломобильных групп населения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что перечисленные нарушения не позволяют маломобильным группам населения беспрепятственно пользоваться объектом социальной инфраструктуры и реализовать свои конституционные права, связанные со свободой передвижения на равных основаниях с иными гражданами и в полном объеме, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Возражения ответчика о том, что требования свода правил СНиП 35-01-2001 необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий, и сооружений, и поскольку здание, в котором расположен детский сад, введено в эксплуатацию в 1969 году, поэтому положения свода правил на него не распространяется, суд находит несостоятельными.
Как указано выше, в силу федерального законодательства уполномоченные субъекты обязаны создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения содержатся в своде правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр.
Согласно п.п. 1.1, 1.2 указанного свода правил, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.
Поскольку помещение, в котором размещена администрация, передано для использования в качестве объекта социальной инфраструктуры, следовательно, оно должно быть приспособлено под потребности маломобильных групп населения, а именно, им должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в здание.
Исключение из этого правила законодатель допускает только в единственном случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, тогда по согласованию с общественными объединениями инвалидов допускается осуществление мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Принимая во внимание приведенные положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достаточности, свидетельствующих об отсутствии технической возможности оборудования здания администрации для нужд инвалидов в соответствии с требованиями свода правил СНиП 35-01-2001 стороной ответчика не представлено.
При этом организация в здании контрольно-пропускного режима, согласно которому в случае обращения граждан из маломобильных групп населения, ответственные лица - специалисты администрации обязаны осуществить их сопровождение до места предоставления услуги туда и обратно, по мнению суда, об исполнении ответчиком предусмотренной федеральным законодательством обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры не свидетельствует.
На основании вышеизложенного, учитывая требования части 2 статьи 206 ГПК РФ, в соответствии с которой при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, и с учетом объема мероприятий, подлежащих проведению ответчиком в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, полагает возможным установить срок исполнения решения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Саратовского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области о понуждении к обеспечению исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов, - удовлетворить.
Обязать администрацию Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в здании администрации информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с п. 8.1.6 Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (08 февраля 2019 года).
Судья Д.В. Симшин