УИД 60RS0001-01-2024-002720-20
Дело № 2-2273/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2024 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.А.,
при секретаре Мызниковой М.И.,
с участием прокурора СЕА, представителя ответчиков ПЕП, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Пскова к Администрации города Пскова о проведении мероприятий по ограничению доступа к расселенному аварийному дому и возложении обязанности организовать работы по сносу расселенного аварийного дома,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора города Пскова обратился в суд с административным иском к Администрации города Пскова о признании незаконным бездействия Администрации города Пскова, организации работ по сносу расселенного аварийного дома и проведении мероприятий по ограничению доступа к дому.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Пскова проведен мониторинг реализации муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья на территории г. Пскова.
По результатам мониторинга установлено наличие на территории г. Пскова полностью расселенного аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>
Постановлением Администрации города Пскова от 11.06.2015 № 1286 утверждено Положение о переселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в г. Пскове в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение жильем жителей города Пскова».
В рамках указанного положения расселен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> списан с полным износом, но на 26.03.2024 жилой дом не снесен.
В целях сноса данного дома прокуратурой города Пскова в декабре 2022 года в адрес Главы г. Пскова внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства, которое 27.01.2023 удовлетворено, но в связи с отсутствием свободных лимитов в местном бюджете перераспределить в 2023-2024 гг средства на снос объекта капитального строительства на территории МО «Город Псков» не представилось возможным. Отсутствие надлежащего финансирования не освобождает Администрацию города Пскова от обязанности по сносу данного дома.
С учетом изложенного просил признать незаконным бездействие Администрации города Пскова и обязать в срок до 31.12.2024 организовать работы по сносу расселенного аварийного дома по адресу: <адрес> обеспечить проведение мероприятий по ограничению доступа к данному дому.
Суд, в соответствии со ст. 16.1 КАС РФ перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление городского хозяйства Администрации города Пскова.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил суд возложить на Администрацию города Пскова обязанность обеспечить проведение мероприятий по ограничению доступа к расселенному аварийному дому по адресу: <адрес>, а именно: заколотить окна и двери в доме в течение месяца после вступления решения суда в законную силу и обязать Администрацию города Пскова организовать работы по сносу расселенного аварийного дома по адресу: <адрес> срок до 01.10.2025. От требований к Управлению городского хозяйства Администрации города Пскова отказался, просил прекратить производство по делу в части.
Определением суда от 16.10.2024 производство по делу в части иска, предъявленного к Управлению городского хозяйства Администрации города Пскова, прекращено.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков Администрации города Пскова и Управления городского хозяйства Администрации города Пскова ПЕП с иском согласилась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
По результатам работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в пункте 47 Положения.
В силу абзаца 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.03.2014 заключением межведомственной комиссии города Пскова жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 26-27).
Постановлением Администрации города Пскова от 06.04.2016 № 399 дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащем сносу (л.д. 36-37,38-39).
В соответствии с Положение о переселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в г. Пскове в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение жильем жителей города Пскова», утвержденным Постановлением Администрации города Пскова от 11.06.2015 № 1286, проживающие в аварийном доме по адресу: <адрес> были расселены, а аварийный дом списан с полным износом на основании постановления Администрации города Пскова от 25.04.2023 № 639 и на 26.03.2024 дом не снесен.
В декабре 2022 года прокуратурой города Пскова в адрес Главы города Пскова внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства, которое до настоящего времени не исполнено.
В части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.
В соответствии с пунктами 7.1, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
При этом на основании пункта 4 статьи 5.2 названного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Оценив доводы стороны и установив, что жилой дом находится в заброшенном аварийном состоянии, ухудшает внешний облик города, при этом свободный доступ в помещения не ограничен, что не исключает возможности совершения правонарушений, поджога и создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, указанное здание является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию города Пскова обязанности по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание.
При таких обстоятельствах исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению и возлагает на Администрацию города Пскова обязанность по проведению мероприятий по ограничению доступа к расселенному аварийному дому по адресу: <адрес>, а именно: заколотить окна и двери в доме в течение месяца после вступления решения суда в законную силу и организовать работы по сносу расселенного аварийного дома в срок до 01.10.2025.
Суд считает данный срок разумным и достаточным для организации указанных мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2025 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.