№
УИД: 91RS0№-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2022 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Хулаповой Г.А.,
при секретаре судебного заседания – ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в лице представителя ФИО2 к администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № Р-12098, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> Республики Крым, в котором просила признать отказ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании перепланировки, предусмотренной проектом перепланировки незаконным. Сохранить квартиру, расположенную по адресу: <адрес> ФИО3 С. М., <адрес>, корпус 2, <адрес>, кадастровый №, собственник - ФИО1, в перепланированном и переустроенном состоянии, поскольку это не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозы их жизни и здоровью.
Исковые требования обоснованы тем, что в указанной квартире в 2021 году с целью улучшения жилищных условий истцом - собственником квартиры была произведена перепланировка. Для ее согласования после перехода права собственности на квартиру - Истцом были собраны все необходимые документы и представлены в Администрацию <адрес>. В согласовании перепланировки, предусмотренной проектом перепланировки, Администрацией <адрес> было отказано в ответе № Р-12098 от ДД.ММ.ГГГГ.
Перепланировка и переустройство квартиры заключаются в изменении конфигурации существующих помещений, не затрагивая несущие конструкции и фасад здания, и состоят из следующих мероприятий: уменьшение площади жилой комнаты (пом.5) за счет увеличения площади помещения кухни (пом. 4) и коридора (пом.1); Установка дверных блоков; Монтаж ненесущей перегородки из газобетонных блоков; Увеличение площади ванной комнаты (пом. 3); Установка сантехнического оборудования и дверных блоков в туалете (пом. 2), ванной (пом. 3) и кухне (пом.4); Установка дверных блоков; Установка нового сантехнического оборудования; Демонтаж оконно-дверного блока. Принципиальные объемно-планировочные решения: уменьшается площадь жилой комнаты (пом.5) за счет увеличения иной полезной площади квартиры, путем монтажа ненесущей перегородки из газобетонных блоков толщиной 100 мм. <адрес> ванной комнаты (пом. 3). Устанавливается сантехническое оборудование в туалете (пом. 2), ванной (пом.3), кухне (пом.4). В результате перепланировки квартиры образовались помещения следующей площади: коридор - 7,3 м2, туалет-1,4 м2, ванная - 3,3 м2, кухня-10,7 м2, Жилая комната - 15,0 м2, Жилая комната - 24,6 м2, Итого в помещении: 62,3 м2, лоджия - 4,6 м2. <адрес> квартиры уменьшилась на 1,0 м2 за счет внутренней перепланировки и исключения из полезной площади вновь смонтированной ненесущей перегородки. Демонтаж перегородок осуществляется посредством частичного разрушения материала из которого они выполнены. По результатам перепланировки общая площадь квартиры увеличилась на 3.2 кв. м. за включения в полезную площадь лоджии.
В судебное заседание истец и ее представитель не явились, о дате, месте времени слушания дела извещены надлежащим образом, предоставили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени слушания дела.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать их, оставаясь собственником, прав владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другим способом, распоряжаться им иным образом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела истец является собственником жилого помещения, (квартира) площадью 63,3 кв.м. с кадастровым номером 90:22:010219:8432; распложенного по адресу: <адрес> ФИО4 С.М., <адрес>, на основании сновании договора участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ ООО Специализированный застройщик «Холд-Инвест».
В целях благоустройства жилого помещения и повышения уровня жизни истец произвела перепланировку вышеуказанной квартиры.
Согласно Приложению № к договору участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ, экспликация помещений квартиры до перепланировки имеет следующий вид:
Помещение №, коридор, общая площадь - 7,30 кв.м.:
Помещение №, туалет, общая площадь - 1,40 кв.м.;
Помещение №, ванная, общая площадь - 2,30 кв.м.;
Помещение №, кухня, общая площадь - 9,10 кв.м.;
Помещение №, жилая, общая площадь - 18,60 кв.м.;
Помещение №, туалет, общая площадь - 24,60 кв.м.;
Помещение №, лоджия, общая площадь - 3,80 кв.м. (1,90 кв.м, с коэффициентом 0,5);
Итого: общая площадь - 63,30 кв.м., в том числе жилая - 43,20 кв.м.
Согласно ответа МКУ Департамент городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым № Р-12098 от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе изучения представленных на рассмотрение комиссии документов выявлены основания для отказа в согласовании переустройства и перепланировки помещения на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ ввиду несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Истец полает, что вышеуказанный ответ № Р-12098 от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушающим ее жилищные права как собственников спорного жилого помещения.
Согласно статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно Правилам пользования жилыми помещениями переустройство, перепланировка недопустимы, если они: нарушают прочность или разрушают несущие конструкции здания; нарушают работу инженерных систем и установленного оборудования; ухудшают сохранность и внешний вид фасадов; нарушают противопожарные устройства.
В соответствии с пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
В силу положений статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (часть 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом положения статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 14, статей 26 - 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению собственника самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если собственником жилого помещения были представлены указанные в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом в порядке искового производства при наличии заявления собственника жилого помещения о сохранении жилого помещения в существующем виде, а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению собственника жилого помещения об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (правовая позиция Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенная в постановлении по делу N А53-23065/2015). В силу части 4 приведенной статьи на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения только в случаях, указанных в статье 27 ЖК РФ, а именно:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В указанной статье представлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А12-20761/2012, Постановление Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф09-11243/12 по делу № А47-8825/2011).
Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцом в Администрацию <адрес> был предоставлен проект переустройства и (или) перепланировки <адрес> по адресу <адрес>, ул. ФИО5, <адрес>.
Согласно Выписке из протокола Заседания от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 отказано в удовлетворении заявления в согласовании переустройства и перепланировки помещения на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ ввиду несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данными выводами администрации <адрес>.
В рамках рассмотрения настоящего дела судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам эксперта ООО «МЦСЭ» ФИО8, изложенным в заключении №-Д от ДД.ММ.ГГГГ:
- Проект перепланировки и переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ФИО3 С.М., <адрес>, корпус 2, <адрес>, кадастровый №, №-ПП-11.2021-АР, выполненный ООО «Архитектор» требованиям законодательства РФ, соответствует.
- Права и законные интересы граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <адрес> ФИО3 С.М., <адрес>, корпус 2, <адрес>, не нарушаются, угрозы их жизни или здоровью в результате выполненной перепланировки и (или) переустройства <адрес>, не создаются.
- Сохранить квартиру, расположенную по адресу: <адрес> ФИО3 С.М., <адрес>, корпус 2, <адрес>, кадастровый № в перепланированном и переустроенном состоянии, возможно.
- При проведении перепланировки несущие конструктивные элементы здания не затронуты, изменения в конструктивную схему не вносились, дефекты и повреждения конструкций не имеются.
- Произведенные работы в квартире, расположенной по адресу: <адрес> ФИО3 С.М., <адрес>, корпус 2, являются перепланировкой и переустройством.
Согласно Пояснениям к заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, В заключение эксперта №-Д от ДД.ММ.ГГГГ экспертом установлено опечатки (технические ошибки), не влияющие на выводы эксперта.
На стр. 9-10 заключения эксперта, экспликация помещений имеет следующий вид: «Экспликация помещений квартиры до перепланировки имеет следующий вид:
Помещение №, коридор, общая площадь - 7,23 кв.м.;
Помещение №, жилая, общая площадь - 24,49 кв.м.;
Помещение №, жилая, общая площадь - 18,44 кв.м.;
Помещение №, кухня, общая площадь - 9,13 кв.м.;
Помещение №, туалет, общая площадь -1,40 кв.м.;
ФИО9 6, ванная, общая площадь - 2,36 кв.м.;
Помещение №, лоджия, общая площадь - 3,60 кв.м. (1,80 кв.м. с коэффициентом 0,5);
Итого: общая площадь - 63,30 кв.м., в том числе жилая — 42,93 кв.м.»
На стр. 15 заключения эксперта, экспликация помещений имеет следующий вид: «Экспликация помещений <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> ФИО3 С.М.; <адрес>, корпус 2, после выполненной перепланировки и переустройства и переустройства состоит в следующем:
Помещение №, коридор, общая площадь - 7,30 кв.м.;
Помещение №, туалет, общая площадь - 1,40 кв.м.;
Помещение №, ванная, общая площадь -3,30 кв.м.;
Помещение №, кухня, общая площадь - 10,70 кв.м.;
Помещение №, жилая, общая площадь — 15,00 кв.м.;
Помещение №, жилая, общая плогцадь - 24,60 кв.м.;
Помещение №, лоджия, общая площадь - 4,60 кв.м. (2,30 кв.м, с коэффициентом 0,5, площадь лоджии не учитывается в силу cm. 15 ЖК РФ);
Итого: общая площадь -62,30 кв.м., в том числе жилая -39,60 кв.м.»
Основания для сомнений в выводах судебного эксперта имеющего высшее образование, соответствующую квалификацию судебного эксперта, а также свидетельства и сертификаты, удостоверяющие повышение квалификации, у суда отсутствуют.
Указанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ на основании определения суда о поручении проведения экспертизы эксперту данной организации в соответствии с профилем деятельности, определенным выданной ему лицензией, заключение содержит необходимые исследования, ссылки на нормативно-техническую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст.307 УК РФ.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных. Достоверных, объективных доказательств, опровергающих выводы вышеназванного экспертного заключения, суду представлено не было.
Ходатайств о назначении и проведении повторной либо дополнительной судебной строительно- технической экспертизы стороной ответчика заявлено не было. Ответчиком также не заявлено о наличии обстоятельств, препятствующих сохранению квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии.
Анализ представленных суду доказательств позволяет сделать вывод о том, что работы по перепланировке жилого помещения являются незначительными, сохранение вышеназванных жилых помещений в перепланированном и переустроенном состоянии не нарушает прав и законных интересов граждан и не создает угрозы их жизни и здоровью, в связи с чем, суд находит возможным сохранить данное жилое помещение в перепланированном и переустроенном состоянии.
Решение суда о сохранении помещения в перепланированном состоянии является основанием для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения и в информацию о государственной регистрации прав собственности.
На основании изложенного исковое заявление подлежит удовлетворению.
Оснований для взыскания судебных расходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 в лице представителя ФИО2 к администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № Р-12098, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Р-12098 в согласовании перепланировки, предусмотренной проектом перепланировки.
Сохранить в перепланированном и переустроенном состоянии жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> ФИО3 С.М., <адрес>, корпус 2, <адрес>, кадастровый №, состоящей из:
Помещение №, коридор, общая площадь - 7,30 кв.м.;
Помещение №, туалет, общая площадь - 1,40 кв.м.;
Помещение №, ванная, общая площадь -3,30 кв.м.;
Помещение №, кухня, общая площадь - 10,70 кв.м.;
Помещение №, жилая, общая площадь — 15,00 кв.м.;
Помещение №, жилая, общая плогцадь - 24,60 кв.м.;
Помещение №, лоджия, общая площадь - 4,60 кв.м. (2,30 кв.м, с коэффициентом 0,5, площадь лоджии не учитывается в силу cm. 15 ЖК РФ);
Итого: общая площадь -62,30 кв.м., в том числе жилая -39,60 кв.м..
Решение суда является основанием для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения и в информацию о государственной регистрации прав собственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.А. Хулапова