Дело № 33 – 5483/2022
№ 2 – 1260/2022 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции)
Судья – Гладкова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 15 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю.,
судей Рубан О.Н., Цыбиной И.Н.
при ведении протокола помощником судьи Няшиной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 марта 2022 года, которым на администрацию города Перми возложена обязанность предоставить Яшиной Ксении Сергеевне, ** года рождения, на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, в том числе жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., объяснения прокурора отдела прокуратуры Пермского края Захарова Е.В., просившего оставить апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г.Перми обратился в защиту прав и законных интересов Яшиной К.С. (ранее – Клименко, смена фамилии в связи с вступлением в брак) с иском к администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м., за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой г.Перми в связи с обращением Яшиной К.С. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Яшина (Клименко) К.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать – К1. решением Свердловского районного суда г.Перми от 21.08.2009 лишена родительских прав, сведения об отце ребенка внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери ребенка. С 02.06.2021 Яшина К.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Яшина К.С. является членом семьи нанимателя жилья по договору социального найма жилого помещения от 03.08.2017 по адресу: ****, однако 14.09.2020 начальником ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение Яшиной К.С. не предоставлено.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация г. Перми, указывая, что нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что отсутствие соответствующих субвенций является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Прокурором г.Перми представлены возражения на апелляционную жалобу с просьбой отказать в её удовлетворении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Пермского края Захаров Е.В. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Яшина К.С., администрация г. Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просят.
Представители администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили письменные заявления.
На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по этим доводам.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров; жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Из материалов дела следует, что Клименко Ксения Сергеевна родилась ** в г.****, её матерью является К1., отцом - М., что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством об установлении отцовства (л.д. 43, 44). На дату обращения с иском в суд Яшина К.С. достигла возраста 22 лет.
Я. и Клименко К.С. 14.02.2020 заключили брак, после заключения которого жене присвоена фамилия Яшина (л.д. 42).
Решением Свердловского районного суда г.Перми от 21.08.2009 К1. лишена родительских прав в отношении Клименко К.С., ** года рождения (л.д.79-80).
Распоряжением главы администрации Ленинского района администрации города Перми от 18.06.2009 № ** С. назначена опекуном несовершеннолетней Клименко К.С., оставшейся без попечения родителей; место жительства несовершеннолетней определено совместно с опекуном по адресу: **** (л.д. 47-48).
Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Перми от 27.07.2009 № ** сохранено право пользования жилым помещением № **, общей площадью 16,2 кв.м, в том числе жилой 11,3 кв.м, в 5-комнатной квартире № ** в доме № ** по ул.**** в г.Перми за временно отсутствующей несовершеннолетней Клименко К.С., фактически проживающей по месту жительства опекуна С. (л.д.84).
М. умер 24.07.2014, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.46). К1. умерла 21.05.2017, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.45).
Распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Автозаводского района от 05.02.2015 №** С. освобождена от исполнения обязанностей попечителя на безвозмездной основе в отношении несовершеннолетней Клименко К.С.; установлено попечительство по договору о приемной семье над несовершеннолетней Клименко К.С.; попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно, назначена С.; Клименко К.С. передана на воспитание С.; заявлено ходатайство перед администрацией Ленинского района г.Перми об отмене распоряжения главы администрации Ленинского района г.Перми от 18.06.2009 №249 «Об установлении опеки над несовершеннолетней Клименко К.С.» (л.д. 49-50). Впоследствии, распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Автозаводского района от 07.07.2017 №** внесены изменения в распоряжение главы администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода от 05.02.2015 №** (л.д.51).
Управлением жилищных отношений администрации г.Перми на имя С. выдано уведомление от 23.07.2016 о расселении дома №** по ул.**** (л.д.24).
Решением Свердловского районного суда г.Перми от 14.02.2017 выселены К1., Клименко К.С., П1., П2., П3., П4., П5. из комнаты на поэтажном плане 1 в помещении под номером ** по адресу: г.Пермь, ул.****, в комнату, общей площадью 20,1 кв.м, в том числе жилой площадью 12,8 кв.м, номер на поэтажном плане 2 в 3-комнатной квартире по адресу: г.Пермь, ул.****; К1., Клименко К.С., П1., П2., П3., П4., П5. признаны утратившими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: **** (л.д.85-89).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 02.06.2017 №** П4. предоставлена комната (помещение №2 на поэтажном плане) общей площадью 20,1 кв.м, в том числе жилой площадью 12,8 кв.м, в 3-комнатной квартире №** в доме №** по ул.**** на состав семьи из семи человек, в том числе: К1., Клименко К.С., П1., П2., П3., П5. (л.д.90).
Между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» (наймодатель) и П4. (наниматель) 03.08.2017 заключен договор №** социального найма жилого помещения, по условиям которого наниматель принимает в бессрочное владение и пользование, находящееся в муниципальной собственности жилое помещение – комната (помещение №2 на поэтажном плане) в 3-комнатной квартире, общей площадью 20,1 кв.м., в том числе жилой площадью 12,8 кв.м., расположенное по адресу: ****, для проживания в нем; совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: сестра К1., племянница Клименко К.С., жена П1., сын П2., сын П5., внук П3. (л.д. 54-55).
Заключение об установлении факта невозможности проживания Яшиной К.С. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ****, выдано 14.09.2020, поскольку площадь, приходящаяся на одно лицо - 3,35 кв.м., что менее учетной нормы на одного человека (л.д. 21,57).
На основании распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 02.06.2021 №1169 Яшина К.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми (л.д. 28). Данные обстоятельства подтверждаются также уведомлением от 16.06.2021 (л.д. 29).
Таким образом, местом жительства Яшиной К.С. в силу ст. 20 ГК РФ фактически является город Пермь. Яшина (Клименко) К.С. с 17.11.2017 по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: г.Пермь, ул.****, совместно с ней зарегистрированы: П1., П2., П3., П4., П5. (л.д. 37, 92, 97-100). Доказательств её согласия на предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании не имеется.
Материалами дела подтверждается, что Яшина К.С. при наличии к тому законных оснований в течение длительного времени фактически не обеспечена жилым помещением в установленном законом порядке, что является нарушением её прав.
При изложенных выше обстоятельствах, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Яшиной К.С. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается в полной мере.
Суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; 2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; 3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.
Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.
Яшина К.С. должна быть обеспечена жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами соответствующей категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
В решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет средств, имеющих целевое назначение.
Ссылка администрации г. Перми на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
руководствуясьст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 июня 2022 года