Дело №2-1221/2023
91RS0011-01-2023-001324-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2023 года пгт. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Теткова Р.И.
при помощнике судьи – Клечиковой К.А.
с участием помощника прокурора – Кобзарева А.О.
директора МБУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым – Витюк А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Прокуратуры Красногвардейского района Республики Крым - А.А. Ларина, в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым, Администрации Красногвардейского района Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Совет министров Республики Крым,
установил:
Прокурор Красногвардейского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым, Администрации Красногвардейского района Республики Крым в котором просит:
- обязать Администрацию Красногвардейского района обеспечить финансирование расходов, связанных с ограждением территории Учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
- обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым устранить выявленные нарушения законодательства после получения бюджетного финансирования путем ограждения все территории Учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений, по результатам которой было установлено, что в нарушение п. 2.2.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-20, ст. 2, п. 6 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ, ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, ответчиками не обеспечено периметральное ограждение территории школы забором. Указанные нарушения законодательства, регламентирующие вопросы в сфере антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений являются недопустимыми, поскольку создают возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц, автотранспорта на территорию образовательного учреждения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, существенно ослабляет антитеррористическую защищенность школы, которая является одним из критериев обеспечения безопасности обучающихся. В связи с чем, прокурор обратился в суд, с вышеуказанным исковым заявлением.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Директор МБУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым – Витюк А.И., в судебном заседании иск признала, суду пояснила, что с 2021 года и по настоящее время, она просит Администрацию Красногвардейского района Республики Крым о дополнительном финансировании школы, а именно для установки забора вокруг школы, однако администрация, на её письменные запросы не реагирует.
Представитель Администрации Красногвардейского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, в адрес суда направил возражения, в которых указывает, что обеспечить финансирование расходов, связанных с ограждением территории учреждения школы, возможно лишь после выделения району субсидии за счет средств республиканского бюджета, в связи с чем, просил в иске отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в соответствии с требованиями ГПК РФ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Совета министров Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в соответствии с требованиями ГПК РФ.
Суд, учитывая положения ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Так, судом установлено, что согласно предоставленной информации из Администрации Красногвардейского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Красногвардейского района Республики Крым расположено 44 образовательных учреждений. Из 30 общеобразовательных учреждений ограждены 14, из которых 12 дошкольных образовательных учреждений и 2 учреждения дополнительного образования детей.
Вместе с тем предоставлен список общеобразовательных учреждений, не имеющих ограждения, а именно:
- ???МБОУ «Восходненская школа В.И.Криворотова»;
- ???МБОУ «Зерновская школа»;
- ???МБОУ «Клепининская школа имени 51 Армии»; ???
- МБОУ «Карповская школа имени В.И Пономаренко»; ???
- МБОУ «Климовская школа имени А.Г. Андреева»;
- МБОУ «Краснознаменская школа»;
- МБОУ «Колодезянская школа»;
- ???МБОУ «Котельниковская школа»; ???
- МБОУ «Марьяновская школа»; ???
- МБОУ «Миролюбовская школа»; ????
- МБОУ «Найдёновская школа»;????
- МБОУ «Некрасовская школа»;
- ????МБОУ «Петровская школа №l»;
- ????МБОУ «Полтавская школа»;
- ????МБОУ «Ровновская школа»;????
- МБОУ «Удачненская школа» (л.д. 5).
Судом так же установлено, что директор МБУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым – Витюк А.И., ДД.ММ.ГГГГ направляла в адрес начальника управления образования Администрации Красногвардейского района Республики Крым письмо №, в котором просила дополнить финансирование в 2021 г. МБУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского <адрес> Республики Крым:
- на капитальный ремонт забора школы, имеется ПСД и коммерческое предложение на сумму 2430320,00 рублей;
- на ремонт теневого навеса, имеется локальный сметный расчет на сумму 49650,43 руб.; ??
- на ремонт помещения, где расположен пульт управления АСПС, видеонаблюдения и тревожной кнопки, имеется локальный сметный расчет на сумму 85360,46 рублей; ?
- на ПСД по объекту «Капитальный ремонт (замена окон, дверей) МБОУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» с получением положительного заключения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости, имеются КП на сумму 175864,19 руб.;
- на мероприятия по антитеррористической защищенности объекта, имеется КП на сумму 469500,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ директор МБУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым – Витюк А.И., направляла в адрес начальника управления образования Администрации Красногвардейского района Республики Крым письмо №, в котором просила выделить средства для осуществления мероприятий по подготовке к 2022/2023 учебному году школы на:
- формирование и проверку сметной документации «Капитальный ремонт забора школы по адресу: <адрес> Клепининское сельское поселение Красногвардейский район, Республика Крым» в ГАУ РК «Госстройэкспертиза»» в сумме 130000,00 рублей.
- разработку ПСД на монтаж системы молниезащиты с проверкой сметной стоимости в ГАУ РК «Госстройэкспертиза» в сумме 138000,00 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ директор МБУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым – Витюк А.И., направляла в адрес начальника управления образования Администрации Красногвардейского района Республики Крым представление №, в котором просила выделить дополнительные средства в размере 2272184,00 руб. на ограждение территории учреждения.
Однако, как пояснила в судебном заседании директор МБУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым – Витюк А.И., что по всем вышеуказанным запросам, которые она направляла в Администрацию Красногвардейского района Республики Крым, ответы в школу не поступали.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 13 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в частности, путем принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Согласно подп. "е" п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Уставом МБОУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым предусмотрено, что учреждение является юридическим лицом, предметом деятельности учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства.
Учредителем МБОУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым является муниципальное образование Республики Крым в лице администрации Красногвардейского района Республики Крым, что подтверждается Уставом МБОУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым.
Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание социальную значимость рассматриваемого спора, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, суд считает необходимым обязать ответчика обеспечить финансирование мероприятий, связанных с периметральным ограждением МБОУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку несоблюдение требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности может привести к возможному совершению актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, может причинить вред жизни и здоровью людей, тогда как их безопасность гарантирована Конституцией Российской Федерации и находится под защитой государства.
Кроме того, Администрацией Красногвардейского района Республики Крым не представлено доказательств направления ходатайств в адрес профильных министерств, о выделении субвенций для финансирования мероприятий по обеспечению периметрального ограждения МБОУ «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым, и доказательств того, что указанные субвенции не предоставлены.
Вместе с тем, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 2, 5, 6, 10, 12, 13, 98, 173, 194 - 199, 209, 211 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Красногвардейского района Республики Крым – удовлетворить.
Обязать Администрацию Красногвардейского района Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с ограждением территории Муниципального бюджетного учреждения «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым, устранить выявленные нарушения законодательства после получения бюджетного финансирования путем ограждения всей территории Муниципального бюджетного учреждения «Карповская школа имени В.И. Пономаренко» Красногвардейского района Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный суд Республики Крым через Красногвардейский районный суд Республики Крым.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Тетков Р.И.