Дело №2а-1099/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Анякиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Строкач С. А. к государственному учреждению центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе о признании решения необоснованным и возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
Строкач С.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом; включить периоды ухода за ребенком-инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии; обязать ответчика назначить Строкач С.А. пенсию с даты обращения за ее назначением.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что она обратилась к ответчику с заявлением об установлении периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, в целях зачета в страховой стаж. По результатам рассмотрения данного заявления истцу было отказано по причине признания Ф.И.О. инвалидом медицинским учреждением иностранного государства. Истец полагает указанный отказ незаконным, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Строкач С.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Кандул Н.А. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.6 п.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Как установлено судом, истец является матерью Ф.И.О., 1996 года рождения.
Согласно удостоверению, выданному Пенсионным фондом Украины Управления в Ленинском районе города Днепропетровска Украины №, Ф.И.О. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по инвалидности с детства.
Решением Ленинского районного суда города Днепропетровска дочь истца Ф.И.О. признана недееспособной.
ДД.ММ.ГГГГ Строкач С.А. обратилась к ответчику с заявлением об установлении периода ухода за ребенком-инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в целях зачета в страховой стаж в соответствии с п.п.6 п.1 ст.12 ФЗ «О страховых пенсиях».
По результатам указанного заявления ответчиком принято решение об отказе в установлении периода ухода, осуществляемого за ребенком-инвали<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование оспариваемого отказа указано, что дочь истца Ф.И.О. была признана инвалидом медицинским учреждением иностранного государства.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 30.04.2020) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом.
Раздел IV Правил определяет документы, подтверждающие иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж. Периоды ухода за ребенком-инвалидом согласно абзацу первому пункта 34 Правил устанавливаются решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления лица, осуществляющего уход, и представленных документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на иждивении, что соответствует порядку установления страховых пенсий, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях" (статья 21).
Положения абзаца третьего пункта 34 Правил, предусматривающие подтверждение факта и периода нахождения на инвалидности сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов, или документами, поступившими от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, соответствуют Федеральному закону "О страховых пенсиях". Определяя условия назначения страховой пенсии по инвалидности, часть 2 статьи 9 данного Федерального закона предусматривает, что страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 9 статьи 3).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, участником которого также является Украина, предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение (статья 3).
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (статья 6).
Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании граждан инвалидами, и национальное законодательство иностранных государств может предусматривать иной порядок признания лица инвалидом.
Следовательно, правовых оснований для принятия в целях пенсионного обеспечения документов об инвалидности, выданных иностранным государством, не имеется.
Таким образом, представленные истцом Строкач С.А. документы, подтверждающие установление ее дочери Ф.И.О. инвалидности на территории Украины, не являются основанием для установления периода ухода за ребенком-инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в целях зачета в страховой стаж в соответствии с п.п.6 п.1 ст.12 ФЗ «О страховых пенсиях».
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения ответчика требованиям действующего законодательства.
Решение государственного учреждения центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе принято в пределах его полномочий, содержит законное основание для отказа со ссылкой на нормы права.
Учитывая изложенное, исковые требования о признании незаконным решения ответчика и возложении обязанности включить периоды ухода за ребенком в страховой стаж удовлетворению не подлежат.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, заявление Строкач С.А. о назначении пенсии в настоящее время находится на рассмотрении у ответчика, решение по нему не принято, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Строкач С.А. о возложении на ответчика обязанности назначить ей пенсию с даты обращения за ее назначением не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Строкач С. А. к государственному учреждению центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе о признании решения необоснованным и возложении обязанности совершить определённые действия отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2020
Судья В.В.Просолов