Дело № 03а-40/16 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2016 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Кораблёвой Е.С.,
с участием представителя административного истца Железнова В.А. Евдокимовой Е.Е.,
представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Зобенковой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Железнова В.А. к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Железнов В.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее Управление Росреестра по Новгородской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что он является арендатором части земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу <...>, на земельном участке расположено здание, производственная база <...>. Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года установлена в размере <...> копеек, что значительно выше его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № 11/02/2016 з.у. от 29 февраля 2016 года, выполненным оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Инвенцен», подтвержденным положительным экспертным заключением экспертов Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 925/2016-2 от 18 апреля 2016 года, в размере <...> рублей. Поскольку установленная кадастровая стоимость этого земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и нарушает его права, увеличивая размер арендных платежей, просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, равном <...> рублей.
Определениями суда от 09 июня 2016 года, от 27 июня 2016 года Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее Департамент) освобожден от участия в административном деле в качестве заинтересованного лица и привлечен к участию в деле в качестве второго административного ответчика, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Муниципальное унитарное предприятие «Ритуальная служба» (далее МУП «Ритуальная служба»), Общество с ограниченной ответственностью «СервисКом» (далее ООО «СервисКом»).
Административный истец Железнов В.А., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Новгородской области, Департамента, заинтересованных лиц Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области, МУП «Ритуальная служба», ООО «СервисКом» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представители Управления Росреестра по Новгородской области, Департамента просили рассмотреть дело в их отсутствие, остальные участники процесса о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В представленных в суд в письменной форме возражениях относительно административного иска представитель Управления Росреестра по Новгородской области разрешение вопроса обоснованности административного иска отнесла на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель административного истца Железнова В.А. Евдокимова Е.Е. административный иск поддержала по указанным выше мотивам.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Зобенкова И.Е. в судебном заседании разрешение вопроса обоснованности заявленных требований отнесла на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление Железнова В.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, учитывая порядок определения арендной платы, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права арендатора данного земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона; под рыночной стоимостью объекта оценки для целей настоящего Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 (далее Правила).
Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу положений абзаца 1 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что в соответствии с договором № <...> общего пользования на условиях аренды неделимым земельным участком несельскохозяйственного назначения с множественностью лиц на стороне арендатора, заключенным <...> года между Муниципальным образованием Боровичский муниципальный район (арендодатель) и МУП «Ритуальная служба» (арендатор), последнему был предоставлен в аренду сроком на <...> лет земельный участок с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование –для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, общей площадью <...> кв. м, находящийся по адресу: <...>, на земельном участке расположено здание, производственная база, <...>.
На основании Соглашения № <...> о присоединении к договору № <...> от <...> года общего пользования на условиях аренды неделимым земельным участком несельскохозяйственного назначения с множественностью лиц на стороне арендатора, заключенного <...> года между Муниципальным образованием Боровичский муниципальный район (арендодатель) и Железновым В.А. (арендатор), Железнов В.А. присоединился к названному договору, арендодатель предоставил, а арендатор принял в общее пользование на условиях аренды сроком на <...> лет земельный участок с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование –для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, общей площадью <...> кв. м, в том числе площадью для взимания арендной платы <...> кв. м, находящийся по адресу: <...>, на земельном участке расположено здание, производственная база, <...>.
Данное соглашение прошло государственную регистрацию в установленном порядке.
Условиями соглашения предусмотрено, что размер арендной платы, подлежащей уплате арендатором, исчисляется от кадастровой стоимости земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новгородской области утверждены постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 14 августа 2013 года № 7 (4143).
Указанная государственная кадастровая оценка осуществлялась в отношении земельных участков, сформированных по состоянию на 01 января 2012 года.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости данный земельный участок поставлен на кадастровый учет <...> года.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года утверждена вышеназванным постановлением Департамента (приложение № 1 к постановлению от 01 августа 2013 года № 3) в размере <...> копеек.
Также в судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...> снят с кадастрового учета 11 мая 2016 года и имеет статус «архивный» в связи с его разделом и образованием двух земельных участков с кадастровыми номерами <...>.
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения:
- о временном земельном участке с кадастровым номером <...>, с уточненной площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование –для размещения производственных баз жилищно-эксплуатационных служб, расположенный по адресу: <...>, сведения о праве собственности (аренды) не зарегистрированы;
- учтенный земельный участок с кадастровым номером <...>, с уточненной площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование –для размещения гаражей, расположенный по адресу: <...>, принадлежащий на праве собственности ООО «СервисКом» (регистрационный № <...> от <...> года).
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ оговорено, что при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (архивные сведения).
В соответствии с абзацем пятым статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).
Учитывая, что Железнов В.А. обратился в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> 17 мая 2016 года, за ним сохраняется право на применение результатов такого пересмотра с 01 января 2016 года для целей, установленных законодательством.
Как следует из отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 29 февраля 2016 года № 10/02/2016з.у., выполненного оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Инвенцен», рыночная стоимость указанного земельного участка на 01 января 2012 года составляет <...> рублей, что значительно ниже установленной его кадастровой стоимости.
Согласно положительному экспертному заключению экспертов экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 925/2016-2 от 18 апреля 2016 года указанный отчет соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, ССО РОО 2015, заданию на оценку, сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объекта оценки подтверждены.
Железнов В.А. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше земельного участка не обращался.
Выводы оценщика в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка лицами, участвующими в деле, не оспаривались, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку отчет составлен специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного выше объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии кадастровой стоимости названного выше земельного участка его действительной рыночной стоимости, чем затрагиваются права Железнова В.А., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года подлежит установлению в размере его рыночной, определенной вышеназванным отчетом.
При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной будет являться внесение органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного земельного участка Железнов В.А. не обращался, датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать дату его обращения в суд 17 мая 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Железнова В.А. к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование –для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, общей площадью <...> кв. м., находящегося по адресу: <...>, на земельном участке расположено здание, производственная база, <...>, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере рыночной, равном <...> рублей.
Датой подачи Железновым В.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать дату обращения в суд 17 мая 2016 года.
Решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 21 июля 2016 года.
Председательствующий Л.В.Макарова