Судья Сааринен И.А. |
№ 33а-1145/2022 10RS0011-01-2022-002596-13 2а-1932/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Кудряшовой Е.П., Колбасовой Н.А.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 февраля 2022 г. по административному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Республике Карелия к Зетяну Генрику Саргисовичу о временном помещении в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее – Министерство) обратилось в суд с административным иском о помещении Зетяна Г.С. (далее – мигрант), являющегося гражданином Республики Армения, в специальное учреждение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации (далее – специальное учреждение). Иск мотивирован тем, что в отношении мигранта, освобожденного по отбытии срока наказания в виде лишения свободы за совершение умышленного преступления, были приняты решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, нежелательности пребывания на территории Российской Федерации и возбуждении процедуры реадмиссии. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил поместить мигранта в специальное учреждение до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на 3 месяца, то есть до 10 мая 2022 г.
Решением суда административный иск удовлетворен частично. Административный ответчик помещен в специальное учреждение на срок исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на 1 месяц - до 10 марта 2022 г.
С указанным решением не согласен административный ответчик, который в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, поскольку он прибыл на территорию Российской Федерации в 2012 г. и стал участником программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию, получив разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Полагает необоснованным рассмотрение 11 февраля 2022 г. административного иска, подписанного 10 февраля 2021 г., в том числе, исходя из противовирусных ограничений. Обращает внимание на несоблюдение процедуры доставления его в специальное учреждение, ознакомления его с административным иском и приложенными к нему документами, рассмотрения дела. Указывает на достаточность имеющихся у него денежных средств для самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции административный ответчик и его представитель Вечерская С.Н. на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Представитель Министерства Федотов Д.А. возражал против отмены решения суда, ссылаясь, помимо прочего, на утрату мигрантом статуса участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (далее – Государственная программа).
Прокурор Ильмаст А.Н. в своем заключении полагал решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Административный ответчик, являющийся гражданином Республики Армения, осужден приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2014 г. по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, пп. «а» и «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. № 6968-рн принято решение о нежелательности пребывания административного ответчика в Российской Федерации.
Кроме того, решением Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия от 19 июля 2021 г. № 11/ТО-43-нв принято решение о неразрешении въезда Зетяна Г.С. в Российскую Федерацию сроком на 10 лет после отбытия (исполнения) наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ.
С учетом указанных обстоятельств 8 сентября 2021 г. Министерством было принято решение о возбуждении процедуры реадмиссии, а 3 февраля 2022 г. – о его помещении в специальное учреждение.
В связи с освобождением Зетяна Г.С. от отбывания наказания, 11 февраля 2022 г. он был помещен в специальное учреждение.
Обращаясь с заявлением о помещении административного ответчика в специальное учреждение, Министерство указывало на наличие обстоятельств, препятствовавших его передаче в порядке реадмиссии до истечения 48 часов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для помещения мигранта в специальное учреждение.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом по следующим основаниям.
В силу п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Согласно пп. 2-6 ст. 32.2 Закона № 115-ФЗ по общему правилу иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, при отсутствии документа, удостоверяющего его личность, в обязательном порядке содержится в специальном учреждении, помещение в которое на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя, а на больший срок – только на основании решения суда. Доставку иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, в случае необходимости в суд, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, к месту передачи данному иностранному государству либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
С учетом указанных обстоятельств административный ответчик, в отношении которого было принято решение о реадмиссии, подлежал помещению в специальное учреждение в целях обеспечения исполнения указанного решения (п. 1 ст. 35.1 Закона № 115-ФЗ).
Актуальность применения указанной обеспечительной меры следует из факта осуждения административного ответчика за совершение особо тяжкого преступления против общественной безопасности и общественного порядка, а также из отсутствия у него проездного документа (паспорта), поскольку срок действия имеющегося у него паспорта истек 22 апреля 2021 г. При этом Министерством заблаговременно (8 сентября 2021 г.) инициировало процедуру реадмиссии.
Вопрос о законности принятых в отношении административного ответчика решений от 19 июля 2021 г., 12 декабря 2019 г. и 8 сентября 2021 г. может являться предметом самостоятельного судебного оспаривания.
Оснований полагать, что административный ответчик в настоящее время является участником Государственной программы, не имеется как в силу положений п. 2 названного выше указа, согласно которому свидетельства участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выданные до 1 января 2013 г., действительны до 1 января 2015 г., так и пп. «д» п. 25 Государственной программы, предусматривающего, что свидетельство ее участника не выдается, ранее выданное свидетельство аннулируется в случае, если соотечественник осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение особо тяжкого преступления.
Факт обращения мигранта за получением гражданства, в условиях отсутствия соответствующего решения компетентного органа, правового значения для дела не имеет.
Не допущено при рассмотрении дела и каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда.
По изложенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного по делу судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 февраля 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи