Решение по делу № 2а-2158/2021 от 04.12.2020

Дело № 2а-2158/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2021 г.                        Санкт-Петербург

Судья Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга Мотова М.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административном дело по административному иску МИФНС РФ № 27 по Санкт-Петербургу к Ворониной Людмиле Анатольевне о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец МИФНС РФ № 27 по Санкт-Петербургу обратился в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании недоимки по налогам. В обоснование заявленных требований указал, что 03.05.2018 г. Воронина Л.А. представила в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 г.; по декларации налогоплательщик исчислила налог в сумме 22 920 рублей. В установленный законом срок 15.07.2018 г. обязанность по уплате налога административным ответчиком не исполнена, поэтому ей было выставлено требование № 77760 от 10.07.2019 г. 06.06.2019 г. административным ответчиком была произведена оплата задолженности по налогу, неоплаченной осталась задолженность по пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2017 г., в связи с чем административный истец просит взыскать с ответчика указанную задолженность в размере 139 рублей 05 копеек.

    Поскольку сумма задолженности не превышает двадцать тысяч рублей, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; лица, участвующие в деле возражений по вопросу рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не представили.

    Изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с положениями Главы 23 Налогового Кодекса РФ налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по ставке, установленной п.1 ст. 224 НК РФ, относится к категории федеральных налогов и сборов. Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Одним из объектов налогообложения по НДФЛ в соответствии со ст. 208, 209 НК РФ являются доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ.

    На основании п.1 ст. 224, ст. 228 НК РФ доход от источников в РФ, полученный физическим лицом – налоговым резидентом РФ, облагается по ставке 13%. Для доходов, в отношении которых предусмотрена данная налоговая ставка, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218-221 НК РФ.

    Согласно ст.ст. 228, 229 НК РФ физические лица, получившие доходы от источников в РФ, обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию и не позднее 15 июля того же года уплатить самостоятельно исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет.

    В соответствии со ст. 80 НК налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, об источниках доходов, о налоговой базе, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налогоплательщик подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

Согласно ст. 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК Российской Федерации. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьей 48 НК Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 46 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В соответствии с п. 5 ст. 75 НК Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. В силу п. 6 ст. 75 НК Российской Федерации к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (ч. 1 ст.48 НК РФ).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст.48 НК РФ).

    Из материалов дела следует, что 03.05.2018 г. Воронина Л.А. представила в МИФНС РФ № 27 по Санкт-Петербургу налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. По данной декларации ею исчислен налог к уплате в размере 22 920 рублей.

    В установленный законом срок до 15.07.2018 г. обязанность по уплате НДФЛ административным ответчиком Ворониной Л.А, исполнена не была, в связи с чем в ее адрес было направлено требование об уплате налога № 77760 от 10.07.2019 г.

    Из текста административного иска следует, что 06.06.2019 г. ответчик произвела оплату задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 г.; не уплаченной осталась задолженность по пени в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ за 2017 г.

    До настоящего времени недоимка по пени на НДФЛ ответчиком не оплачена; доказательств обратного суду не представлено.

    Из материалов дела также следует, что налоговый орган обратился мировому судье судебного участка № 196 Санкт-Петербурга с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Ворониной Л.А. недоимки по пени по НДФЛ за 2017 г., определением мирового судьи судебного участка № 196 Санкт-Петербурга от 26.08.2020 г. налоговому органу отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа по мотивам пропуска срока для подачи заявления.

    Принимая решение по делу, суд учитывает следующее. Статьей 286 (часть 2) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Учитывая, что в направленном административному ответчику требовании № 77760 был установлен срок для погашения недоимки по пени на НДФЛ до 29.10.2019 г., и принимая во внимание, что право на обращение в суд с заявлением о взыскании данной недоимки возникло у административного истца с указанной даты, следует прийти к выводу о том, что для административного истца последним днем обращения в суд являлось 29.04.2020 г. (29.10.2019 г. + 6 месяцев).

Из материалов дела следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по пени на НДФЛ административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 196 Санкт-Петербурга лишь 26.08.2020 г., т.е. по истечении четырех месяцев после указанного срока, а во Фрунзенский районный суд в суд 04.12.2020 г. (л.д. 4).

Исходя из того, что соответствующие Налоговому кодексу РФ процедуры взыскания указанной задолженности налоговым органом своевременно не производились, суд полагает, что действия инспекции по взысканию с ответчика задолженности по пени на НДФЛ за 2017 г., срок взыскания которого налоговым органом пропущен, незаконны, не соответствуют ст. 32 Налогового кодекса РФ, нарушают права и законные интересы налогоплательщика; указанная задолженность, в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса РФ и Приказом ФНС России от 15.08.2016 года № СА-7-8/438, от 19.08.2010 года № ЯК-7-8/393, безнадежна к взысканию.

    Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления, в котором он ссылается, что в случае отказа в восстановлении срока, сумма задолженности по налогам будет являться невосполнимой потерей бюджета.

Отклоняя указанное ходатайство, суд исходит из следующего.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Причины пропуска срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, которые суд мог бы расценить в качестве уважительных, административным истцом не указаны и доказательства действительности и наличия таких причин суду не представлены.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для восстановления административному истцу пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления и удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 27 по Санкт-Петербургу к Ворониной Людмиле Анатольевне о взыскании пени на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. - отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

        Копия верна:

        Судья:            М.А. Мотова

    Решение в окончательной форме принято 04.02.2021 г.

2а-2158/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС № 27 по СПб
Ответчики
Воронина Людмила Анатольевна
Суд
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Мотова Марина Александровна
Дело на сайте суда
frn.spb.sudrf.ru
04.12.2020Регистрация административного искового заявления
07.12.2020Передача материалов судье
08.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
04.02.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
04.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее