ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Величко С.А.,
при секретаре Новосёловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симакова И. В. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Симаков И.В. обратился в Петрозаводский городской суд РК с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – Симакова И.В., решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ умерла; в качестве отца записан ВВВ, который приходится отцом старшей сестры истца, а отцом истца фактически не является. С ДД.ММ.ГГГГ Симаков И.В. проживает в г. Петрозаводске, работает, зарегистрирован по месту проживания сроком до ДД.ММ.ГГГГ, жилья в собственности и на условиях договора социального найма не имеет. Указывает, что поскольку имеет право на предоставление жилого помещения, он обращался к ответчику с заявлением о включении в соответствующий список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Петрозаводского городского округа. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № на основании постановления администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Петрозаводском городском округе. До настоящего времени истец жильем не обеспечен. На основании вышеизложенного Симаков И.В. просит возложить на ответчика обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству и в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия, администрация Сегежского муниципального района, администрация Парфинского муниципального района.
Истец Симаков И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения на праве собственности или на ином праве не имеет, членом семьи нанимателя такого жилого помещения также не является, в связи с чем, просит возложить на ответчика обязанность предоставить ему жилое помещение на условиях, предусмотренных законом.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. В ранее представленном суду письменном отзыве, исковые требования не признали; факт, включения истца в список граждан, подлежащих обеспечению жильем на праве специализированного найма по Петрозаводскому городскому округу, подтвердили. Также указали, что администрация Петрозаводского городского округа обеспечивает жилыми помещениями данную категорию граждан в рамках переданных государственных полномочий. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация осуществляет государственные полномочия в рамках переданных ей денежных средств. Ввиду недостаточного объема финансирования полагает, что на сегодняшний день отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения Симакову И.В.
Третье лицо Правительство Республики Карелия, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило письменный отзыв на исковое заявление, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены; представили письменный отзыв на иск, просят о рассмотрении дела в их отсутствие.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Поскольку судом были предприняты предусмотренные ГПК РФ меры уведомления о рассмотрении дела и возможности его разбирательства в присутствии ответчика, а последним не было принято должных мер к реализации процессуальных прав, предусмотренных статьей 35 ГПК РФ, суд, принимая во внимание положения ст.ст. 167, 233-235 ГПК РФ, учитывая выраженное истцом согласие на рассмотрение дела по правилам заочного производства, приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам, с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие, и считает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальное регулирование вопросов обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями содержится в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также - Закон).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу п.п. 3, 4 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия
от 16 апреля 2013 года № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа. Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 указанного Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения (далее - орган местного самоуправления) на основании списка.
Статья 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает два основных требования, которые должны быть соблюдены в целях обеспечения надлежащей передачи государственных полномочий: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законом субъектов Российской Федерации; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводится в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях Республики Карелия и федеральных государственных образовательных учреждениях, установленными данным Законом, за исключением части 6 статьи 3; по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 указанного Закона; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
По смыслу указанных выше правовых норм жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться без неоправданных задержек после наступления предусмотренных законом оснований.
В судебном заседании установлено, что истец Симаков И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечивался.
Мать истца - Симакова И.В. (в отношении которого она была одинокой матерью) решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ умерла.
Постановлением администрации Парфинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ истец был определен в ССС.
Постановлением администрации Парфинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Симакова И.В. назначена ХХХ
Согласно информации, предоставленной администрацией Парфинского муниципального района, на основании приказа департамента образования и молодёжной политики Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № Симаков И.В. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Новгородской области и постановкой на учет в г. Сегежа Карельской АССР.
По сведениям, предоставленным администрацией Сегежского муниципального района Республики Карелия, Симаков И.В. в ДД.ММ.ГГГГ был включен в список детей-сирот по Сегежскому муниципальному району в связи с переездом из Парфинского муниципального района Новгородской области, где над ним была установлена опека <данные изъяты> ХХХ При этом в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Сегежскому муниципальному району Республики Карелия Симаков И.В. не был включен в связи с отсутствием обращений по данному вопросу в администрацию Сегежского муниципального района.
В настоящее время истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанная квартира принадлежит на праве собственности ААА
Фактически Симаков И.В. проживает по адресу: <адрес>,
<адрес>; как пояснил истец, указанное помещение он снимает с ДД.ММ.ГГГГ; в период с ДД.ММ.ГГГГ проживал в квартире по адресу: <адрес>, также на условиях коммерческого найма; в ДД.ММ.ГГГГ проживал в общежитии, место в котором было предоставлено истцу ККК, в котором истец обучался до ДД.ММ.ГГГГ (был отчислен, обучение не завершил). Симаков И.В. сообщил, что с ДД.ММ.ГГГГ работал в различных организациях г. Петрозаводска, в настоящее время работает автомоляром без официального оформления в ООО (<адрес>), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время нигде не обучался.
Истец в судебном заседании пояснил, что постоянным местом своего жительства считает г. Петрозаводск, где живет на протяжении более шести лет, и в дальнейшем намерен жить и работать.
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Симаков И.В. включен в список граждан, подлежащих обеспечению жильем на праве специализированного найма по Петрозаводскому городскому округу.
Судом также установлено, что каких-либо жилых помещений в собственности или на ином праве Симаков И.В. не имеет, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости; членом семьи нанимателя таких жилых помещений не является, в браке не состоит.
В соответствии с положениями ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец постоянно проживает на территории г.Петрозаводска, принимая во внимание, что упомянутые выше нормативные правовые акты предусматривают предоставление жилого помещения по месту жительства лица, оставшегося без попечения родителей, истец имеет право на предоставление жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
С учетом изложенного, поскольку в отношении истца не решен вопрос об обеспечении его жилым помещением, суд считает необходимым возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить Симакову И.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы представления на одного человека.
На основании статьи 98 ГПК РФ за счет ответчика суд возмещает расходы истца по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194–199, 233, 235, 237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Симакова И. В. удовлетворить.
Возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить Симакову И. В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Симакова И. В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.А. Величко
Мотивированное решение изготовлено 07.06.2021.