Дело № 2 а-5436/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«25» декабря 2018 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми,
в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Апкиной А.А.,
с участием административного истца Гисич О.В.,
представителя административных ответчиков Мироновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Гисич О.В. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <Адрес>, должностным лицам ГУФСИН России по <Адрес> Галлеру А.Э., Гурдину В.В., о признании незаконными решений,
установил:
Гисич О.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <Адрес> (далее ГУФСИН России по <Адрес>), должностным лицам ГУФСИН России по <Адрес> Галлеру А.Э., Гурдину В.В., о признании незаконными решений, изложенных в письмах №/ТО/2-2633 от 25.12.2017 г. и №/ТО/11/1-2278 от ДД.ММ.ГГГГ, в части указания в них сведений о том, что женщины, в нарушение требований ст.115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, могут содержаться в одиночных камерах.
В обоснование своих требований указано, что она отбывает наказание в виде лишения свободы в <данные изъяты> где в период содержания в нарушение требований ст.115 УИК РФ помещалась в одиночную камеру, поскольку содержалась в одиночно камере. По вышеуказанному нарушению требований ст.115 УИК РФ, она обращалась с заявлением в ГУФСИН России по <Адрес>. В ответ на её обращения административными ответчиками в её адрес были письма №/ТО/2-2633 от ДД.ММ.ГГГГ и №/ТО/11/1-2278 от ДД.ММ.ГГГГ, которые она считает незаконными, противоречащими требованиям ст.115 УИК РФ, и несоответствующими требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Административный истец Гисич О.В. в судебном заседании, которое проведено с использованием систем видеоконференц-связи, на удовлетворении административного иска настаивала.
Представитель административных ответчиков Миронова Т.В., просила в удовлетворении административного иска отказать.
Оценив доводы сторон, а также представленные суду доказательства, заслушав пояснения представителей ответчиков и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Административный истец Гисич О.В. содержалась в <данные изъяты>, где помещалась в помещение камерного типа (ПКТ) и штрафной изолятор (ШИЗО).
В адрес ГУФСИН России по <Адрес> от Гисич О.В. поступила жалоба, номер и дата регистрации: № ог-1857 от ДД.ММ.ГГГГ в которой Гисич О.В. указывает на нарушение условий содержания в <данные изъяты>, в том числе на содержание осужденных женщин поодиночке, т.е. в одиночных камерах.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ГУФСИН России по <Адрес> Галлером А.Э. дан ответ, согласно которому сообщается, что действующим уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрено содержание осужденных, водворенных в штрафной изолятор или переведенных в помещение камерного типа за нарушение установленного порядка отбывания наказания в камерах штрафных помещений по два и более человека. В ФКУ ИК-28, каждая камера ШИЗО и ПКТ позволяет размещать до 4 осужденных.
В адрес помощника начальника ГУФСИН России по <Адрес> Гурдина В.В. от Гисич О.В. поступила жалоба, номер и дата регистрации: № ог-2344 от ДД.ММ.ГГГГ в которой Гисич О.В. указывает на нарушение условий содержания в ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по <Адрес>, в том числе на содержание осужденных женщин поодиночке, т.е. в одиночных камерах.
ДД.ММ.ГГГГ помощником начальника ГУФСИН России по <Адрес> Гурдиным В.В. дан ответ, согласно которому сообщается, что одиночные камеры в исправительных учреждениях для отбывания наказания женщин не оборудуются. Осужденная Гисич О.В. содержалась в камере ШИЗО одна, что не является нарушением действующего законодательства. Нарушений закона при рассмотрении жалобы не установлено.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть их, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан закреплены в Федеральном законе от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Порядок обращения граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 5 указанного закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно ст. 8 данного закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст. 12 данного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Административный истец по настоящему делу Гисич О.В., является осужденной к наказанию в виде лишения свободы, отбывает наказание в местах лишения свободы, поэтому её правовое положение как осужденной регламентировано специальным законом - Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ), а также действовавшими на момент оспариваемого бездействия Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
В соответствии со ст. ст. 10, 12, 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (ст. 10).
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы)… по защите прав и свобод человека (ст. 12).
Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса (ст. 15).
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что право на обращение в суд было реализовано Гисич О.В. в установленный законом срок.
Частью 2 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к исправительным учреждениям отнесены исправительные колонии, предназначенные для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.
Согласно ч.4 ст.74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, кроме перечисленных в частях пятой, шестой и седьмой настоящей статьи, отбывающих наказание в исправительных колониях строгого, особого режима и тюрьмах, а также осужденные женщины.
В соответствии с ч.1 ст.115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:
а) выговор;
б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;
в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;
г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;
д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;
е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.
Таким образом, водворение осужденных в штрафной изолятор, перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры являются мерами взыскания, которые предусмотрены УИК РФ.
Согласно указанной норме, помещение в одиночные камеры допускается только в отношении осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях особого режима.
Вместе с тем, суд считает, что осужденные женщины, помещенные в штрафной изолятор или помещения камерного типа, могут содержаться как с другими осужденными так и по одному.
На основании вышеизложенного, суд считает, что решения, изложенные в письмах №/ТО/2-2633 от ДД.ММ.ГГГГ и №/ТО/11/1-2278 от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой части, соответствуют требованиям закона и права Гисич О.В. не нарушают, в силу чего данный административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Гисич О.В. в удовлетворении административного иска к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <Адрес>, должностным лицам ГУФСИН России по <Адрес> Галлеру А.Э., Гурдину В.В., о признании незаконными решений, изложенных в письмах №/ТО/2-2633 от ДД.ММ.ГГГГ и №/ТО/11/1-2278 от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.И. Плешивцев
Копия верна:
Судья