Решение по делу № 2-989/2024 от 16.07.2024

УИД № 37RS0020-01-2024-001314-23

Дело № 2-989/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ивановская область, г.Тейково                                                             4 сентября 2024 года

Тейковский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Алешиной О.А.,

при секретаре Михайловой Н.С.,

с участием помощника Тейковского межрайонного прокурора Лихачева М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тейковского межрайонного прокурора к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней школе № 4, администрации городского округа Тейково Ивановской области, отделу образования администрации г.о. Тейково Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Тейковский межрайонный прокурор обратился в Тейковский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ средняя школа №4, администрации г.о. Тейково Ивановской области, отделу образования администрации г.о. Тейково Ивановской области, в котором просит обязать администрацию г.о. Тейково в течение года с момента разработки проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания, выполнить капитальный ремонт здания по адресу: <адрес>, обеспечить финансирование расходов МБОУ средняя школа № 4 в соответствии с проектно-сметной документацией; обязать МБОУ средняя школа № 4 в течение года с момента получения финансирования на проведение капитального ремонта, выполнить работы по капитальному ремонту здания согласно разработанной проектно-сметной документации.

В обоснование иска указал, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в МБОУ средняя школа № 4.

Установлено, что МБОУ средняя школа № 4 осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу: <адрес>. Здание, расположенное по указанному адресу, принадлежит ему на праве оперативного управления.

В соответствии со сводным сметным расчетом стоимости требуется проведение работ по капитальному ремонту помещений объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Школа для мальчиков и богадельня» (конструктивные решения, внутренние работы, фасадные работы, ремонт канализации, отопления, вентиляции, силового электрооборудования, водопровода, горячего водоснабжения), реставрационные работы.

Вместе с тем, со стороны МБОУ средняя школа № 4 надлежащих мер, направленных на проведение капитального ремонта здания образовательного учреждения, не принято. Капитальный ремонт на момент 04.06.2024 не осуществляется, денежные средства на его проведение не выделены.

Несвоевременное проведение капитального ремонта здания ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников, а также сотрудников образовательного учреждения.

Учредителем МБОУ средняя школа № 4 и собственником его имущества является администрация г.о. Тейково. Функции и полномочия учредителя от имени администрации г.о. Тейково осуществляет отдел образования администрации г.о. Тейково.

В судебном заседании 04.09.2024 г. судом принято уточнение исковых требований, согласно которым истец просит суд обязать администрацию г.о. Тейково обеспечить финансирование расходов МБОУ СШ № 4 на проведение работ по ремонту цоколя, отмостки здания образовательного учреждения, расположенного по адресу <адрес>.; обязать МБОУ СШ № 4 в срок до 31.12.2025 выполнить работы по ремонту цоколя, отмостки здания образовательного учреждения, расположенного по адресу <адрес>.

Представитель истца – помощник Тейковского межрайонного прокурора Лихачев М.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – МБОУ СШ № 4 директор - Сальникова Г.В., в судебном заседании не участвовала, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика - отдела образования администрации Тейковского муниципального района Панкова М.А., Касьянова М.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержали.

Представитель ответчика – администрация г.о Тейково Генералова Ю.О. в судебном заседание иск не признала, указала, что, в результате проведенной работы по подготовке проектной документации на капитальный ремонт помещений объекта культурного наследия получено положительное заключение государственной экспертизы на капитальный ремонт от ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что положительное заключение государственной экспертизы получено позднее окончания срока подачи заявок в соответствии с запросом Департамент образования и науки Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ на участие в отборе городского округа Тейково Ивановской области на предоставление субсидии из федерального бюджета в основной поток отбора на капитальный ремонт на 2025-2027 гг. МБОУ СШ № 4 не попала. В настоящее время муниципалитет готов принять участие в 2024 году в дополнительном отборе на капитальный ремонт (в случае его проведения) либо принять участие в следующем отборе на капитальный ремонт в 2025 году на период 2028-2030 гг.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, выслушав прокурора, представителя администрации г.о. Тейково, отдела образования администрации г.о. Тейково, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства.

Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая указанные законоположения, суд признает, что Тейковский межрайонный прокурор располагает полномочиями на обращение с данным иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в результате непринятия ответчиками соответствующих мер по проведению ремонтных работ в здании школы могут быть нарушены права учащихся школы и иных посетителей школы на безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении. При этом состав лиц, в отношении которых допущенные ответчиками нарушения могут повлечь неблагоприятные последствия в виде нарушений указанных прав в сфере охраны жизни и здоровья, определить невозможно.

Выявленные судом спорные правоотношения регламентируются следующими нормами законодательства.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, согласно статье 3 Федерального закона "Об образовании Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012, является приоритет жизни и здоровья человека.

В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении.

В частности, ч.ч. 1,2 ст. 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пп. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников (обучающихся) и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Из материалов дела следует, что учредителем МБОУ средняя школа №4, расположенного по адресу: <адрес>, является администрация г.о. Тейково, полномочия учредителя от имени администрации выполняет отдел образования администрации г.о. Тейково. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности серии от ДД.ММ.ГГГГ .

Здание МБОУ СШ № 4, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования - г.о. Тейково. МБОУ осуществляет владение и пользование указанным зданием на праве оперативного управления.

    Тейковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в МБОУ СШ № 4.

В ходе данной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалиста службы государственного строительного надзора Ивановской области по вопросу проверки соответствия зданий образовательных организаций нормативным требованиям к обеспечению их безопасности в процессе эксплуатации, в том числе соответствия строительным нормам и правилам, при визуальном осмотре выявлено наличие вертикальных и наклонных трещин с различной шириной раскрытия, повреждено покрасочное покрытие на стенах. В мужском туалете местами отсутствует плитка Технический (подвальный) этаж требует ремонта. В отдельных местах на фасаде и цоколе отслоение штукатурного слоя, частичное разрушение наружных слоев кирпичной кладки. Отмостка здания отсутствует. Крыльцо здания подвержено разрушению. Отсутствует водосточная система на кровле здания.

Судом по делу были исследованы письменные доказательства.

Согласно представленным в материалы дела письменным пояснениям, ответчиками – администрацией г.о. Тейково, отделом образования администрации г.о. Тейково проведена работа по подготовке проектной документации на комплексный капитальный ремонт здания начальной школы № 4, получено положительное заключение автономного государственного учреждения Ивановской области «Управления государственной экспертизы Ивановской области»     от ДД.ММ.ГГГГ Стоимость капитального ремонта согласно положительному заключению о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта составляет 82 млн. рублей. Сумма является существенной для бюджета города Тейково.

Директор МБОУ СШ № 4 ранее в судебном заседании пояснила, что здание школы действительно требует ремонта, с выводами заключения службы государственного строительного надзора Ивановской области по вопросу проверки соответствия зданий образовательных организаций нормативным требованиям к обеспечению их безопасности в процессе эксплуатации, в том числе соответствия строительным нормам и правилам, согласна, требования прокурора считает обоснованными.

        Сопоставление пояснений сторон и представленных доказательств позволяют суду прийти к выводу о том, что на настоящее время выявленные дефекты не устранены, что влечет опасность для здоровья детей, обучающихся в школе.

Сам по себе факт наличия данных дефектов ответчиками по делу не оспаривается.

Доводы ответчиков о том, что устранение дефектов, выявленных проверкой, начнется после получения финансирования, проведения конкурса, определения победителя конкурса в электронной форме, без конкретизации сроков, суд находит несостоятельными, поскольку наличие неустраненных дефектов здания школы прямо указывает на опасность для учащихся, учитывая и наступление холодного времени года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии достаточных данных для удовлетворения уточненных требований прокурора о понуждении ответчика МБОУ СШ № 4 провести ремонтные работы по ремонту цоколя, отмостки, указанных в информации по проверке от 18 апреля 2024 г. № 447 службы государственного строительного надзора Ивановской области.

Разрешая требование истца об обязании администрации Тейковского муниципального района финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений в МБОУ СШ № 4, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в числе прочего, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, а также для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

При этом в силу положений пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.

Согласно п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как установлено судом МКБУ СЩ № 4 является некоммерческой организацией и финансируется за счет средств бюджета г.о. Тейково, учредителем является г.о. Тейково в лице отдела образования.

Администрация г.о. Тейково, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет финансовое обеспечение оказываемых МБОУ услуг в сфере образования, и осуществляет финансирование поддержания имущества, переданного в оперативное управление МБОУ средней школе № 4, в надлежащем состоянии.

Принимая во внимание, что ответчиком - администрацией г.о. Тейково Ивановской области, до настоящего времени не обеспечено финансирование работ по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, а доказательств обратного не представлено, следовательно, исковое требование прокурора в части обязания администрации Тейковского муниципального района обеспечить финансирование работ по ремонту цоколя, отмостки здания подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить конкретный срок совершения действий, суд полагает, необходимым определить срок исполнения данного решения суда до 31.12.2025 г. Суд находит указанный срок разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по устранению нарушений требований законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

         Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней школе № 4, администрации городского округа Тейково Ивановской области, отделу образования администрации г.о. Тейково Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Возложить на администрацию г.о. Тейково обязанность обеспечить финансирование расходов МБОУ СШ № 4 на проведение работ по ремонту цоколя, отмостки здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на МБОУ СШ № 4 обязанность в срок до 31.12.2025 выполнить работы по ремонту цоколя, отмостки здания образовательного учреждения, расположенного по адресу:     <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                             Алешина О.А.

            Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2024 г.

2-989/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тейковский межрайонный прокурор
Ответчики
Отдел образования администрации г.о.Тейково
МБОУ средняя школа №4
Администрация г.о.Тейково
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Дело на странице суда
teikovsky.iwn.sudrf.ru
16.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2024Передача материалов судье
23.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Судебное заседание
11.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее