Решение по делу № 3а-36/2021 от 11.01.2021

3а-36/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Пешкина А.Г.,

при секретаре Калинкович И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2021 года в г.Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Кутукова Константина Витальевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, возложении обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере установленной рыночной стоимости,

установил:

Кутуков К.В. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Комитету Республики Коми имущественных и земельных отношений об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности помещения с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м., находящегося по адресу: <Адрес обезличен> в размере рыночной стоимости 191 000 рублей, возложении обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере установленной рыночной стоимости.

В обоснование указал, что несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости рыночной стоимости влечет увеличение налогового бремени.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №135-ФЗ) и статей 373, 388 и 400 Налогового кодекса Российской Федерации. К числу оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статья 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 3 Федерального закона №135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Административный истец с 15 мая 2013 года владеет на праве собственности объектом недвижимости с кадастровым номером 11:20:0801001:3674, и в силу положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права и обязанности административного истца.

Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 года №329Д утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, в том числе минимальные (средние) значения удельных показателей кадастровой стоимости.

В соответствии с этим приказом по состоянию на 1 января 2015 года (дата определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке) кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 1 261 288 рублей 65 копеек.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 декабря 2015 года.

Пунктом 8 Положения о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 8 декабря 2015 года №496, предусмотрено, что Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (Минимущество Республики Коми) является правопреемником Агентства Республики Коми по управлению имуществом.

Указом Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года №115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений переименовано в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.Судом при рассмотрении дела распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.

На административных ответчиков возложена обязанность доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, если они возражают против удовлетворения требований, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимыми письменными доказательствами являются отчет независимого оценщика и/или экспертное заключение.

Административным истцом представлен составленный оценщиком ... М.А. отчет №285-20 от 30 декабря 2020 года, из которого следует, что рыночная стоимость помещения с кадастровым номером <Номер обезличен> на 1 января 2015 года составляла 191 000 рублей.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

По ходатайству административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено эксперту ... В.А.

Согласно заключению №014ОКС-2021 от 19 апреля 2021 года, эксперт ... В.А., отвечая на поставленные судом вопросы, пришла к выводу о том, что отчет №285-20 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. При его составлении оценщиком допущены такие нарушения и ошибки, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Рыночная стоимость помещения определена экспертом на 1 января 2015 года в размере 275 000 рублей.

Экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержит подробное описание исследования, сделанные на его основании выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

При проведении экспертизы эксперт руководствовалась нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Экспертиза проведена по материалам дела.

При определении рыночной стоимости объекта недвижимости экспертом применен сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. Обоснован отказ от доходного и затратного подходов.

В ходе применения сравнительного подхода экспертом проведен анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости с аналогичными характеристиками, как у оцениваемого объекта недвижимости. Информация об объектах-аналогах приведена в расчетных таблицах, произведены необходимые корректировки стоимости объектов-аналогов.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает его в качестве допустимого и достоверного доказательства рыночной стоимости объекта оценки.

Иных допустимых доказательств, опровергающих определенную экспертом рыночную стоимость объекта оценки, суду не представлено. Мотивированных возражений на экспертное заключение и ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы от участвующих в деле лиц не поступало.

Основания для установления рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 191 000 рублей отсутствуют, поскольку, как обоснованно указано в заключении судебной экспертизы, данная величина не может быть действительной с учетом допущенных оценщиком в отчете нарушений и ошибок.

Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером <Номер обезличен> подлежит установлению в размере рыночной стоимости 275 000 рублей.

Обязанность по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости у органа регистрации прав возникает в силу закона при установлении такой стоимости решением комиссии или суда.

Обстоятельств вынесения органом регистрации прав незаконных решений и/или совершения незаконных действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца, по делу не установлено. Административный истец на такие обстоятельства не ссылается.

Следовательно, требование административного истца о возложении на административных ответчиков обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере установленной рыночной стоимости удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Кутукова Константина Витальевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м., находящегося по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 275 000 (двести семьдесят пять тысяч) рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 декабря 2020 года.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>.

Отказать в удовлетворении требования Кутукова Константина Витальевича о возложении на административных ответчиков обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере установленной рыночной стоимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца.

Судья А.Г. Пешкин

3а-36/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кутуков Константин Витальевич
Ответчики
Управление Росреестра по РК
Комитет РК имущественных и земельных отношений
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пешкин А.Г.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация административного искового заявления
12.01.2021Передача материалов судье
13.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2021Судебное заседание
26.04.2021Производство по делу возобновлено
11.05.2021Судебное заседание
11.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее