Дело № 2-812/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года г. Волгоград
Красноармейский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Савокиной О.С.,
при секретаре Коноваленко И.М.,
с участием истца Коняхиной С.А., представителя истца Коняхина С.А. - Бакиной А.В., представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда Кириченко А.Г., представителя третьего лица ГУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи №7» Морозовой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коняхиной Светланы Александровны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Коняхина С.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Свои требования мотивирует тем, что решением Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда № от 19 ноября 2018 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия 30 лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, требуемого для определения права на досрочное пенсионное обеспечение. Данным решением истцу отказано во включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов с 21 ноября 1995 года по 2 апреля 2000 год, с 29 апреля 2000 года по 16 ноября 2000 год- работа в должности медицинской сестры взрослой реанимации ММУ “Клиническая больница № 7”. С данным решением она не согласна, поскольку с 21 ноября 1995 года по 4 октября 2001 год она работает в должности медицинской сестры - анестезиста взрослого анестезиолого -реанимационного отделения МУЗ “ Клиническая больница № 7”, ответчиком были зачислены выслугу лет в календарном исчислении. Никаких изменений в наименовании должности, отделения, переводов на другую работу и иных записей, свидетельствующих об изменении условий труда, в трудовой книжке не указано. Полагает, что указанные периоды ее работы в должности медицинской сестры - анестезиста взрослого анестезиолого - реанимационного отделения МУЗ “ Клиническая больница № 7” подлежат включению в специальный стаж работы в льготном исчислении.
Просит суд признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда № от 19 ноября 2018 года незаконным в части; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда засчитать в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1,5 года), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы: с 21 ноября 1995 года по 2 апреля 2000 год, с 29 апреля 2000 года по 16 ноября 2000 год - работы медицинской сестры - анестезиста взрослого анестезиолого -реанимационного отделения МУЗ “ Клиническая больница № 7”; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда назначить Коняхиной С.А. досрочную пенсию по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность с момента обращения с 1 октября 2018 года.
Истец Коняхина С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель истца по доверенности Бакина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда Кириченко А.Г., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи №7» Морозова Т.Е. в судебном заседании полагалась на усмотрение суда.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
На основании ч. 2 ст. 6, ст. 17 ч. 1, ст. 18, 19, 46 Конституции РФ - каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами, и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что решением Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда № от 19 ноября 2018 года Коняхиной С.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 30 лет специального стажа, требуемого для определения специального стажа.
Согласно решения № от 19 ноября 2018 года, специальный стаж истца составил 27 лет 6 месяцев 19 дней.
При оценки права на досрочную трудовую пенсию по старости, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включены периоды работы с 21 ноября 1995 года по 2 апреля 2000 год и с 29 апреля 2000 года по 16 ноября 2000 год, в должности медсестры взрослой реанимации ММУ “Клиническая больница №7” в календарном исчислении.
Не согласившись с указанным решением в части включения в специальный стаж в календарном исчислении периодов работы в должности медсестры взрослой реанимации ММУ “Клиническая больница № 7” обратилась в суд.
Согласно трудовой книжки Коняхиной С.А. серии №, истец 21 ноября 1995 года принята на должность медицинской сестры - анестезиста взрослого анестезиолого-реанимационного отделения, 4 октября 2001 года уволена по собственному желанию.
Согласно справкам уточняющей стаж работы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, выданных МУЗ “Клиническая больница № 7” г.Волгограда № 309 -к от 6 мая 2004 года № от 24 января 2018 года, Коняхина С.А. 21 ноября 1995 года (приказ № от 21 ноября 1995 года) по 4 октября 2002 год (приказ № от 4 октября 2001 года)работала в ММУ “Клиническая больница № 7” г.Волгограда, в должности медицинской сестры взрослого анестезиолого-реанимационного отделения. Согласно справок работа протекала в стационаре на одну ставку, полный рабочей день, снования выдачи справок: приказы за период с 1995 года по 2001 год, штатные расстановки (расписания) за 2001 год, ранее не сохранились, лицевые счета за период с 1995 год по 2001 год, личная карточка Т-2.
Дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования — 8 декабря 1997 года.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью".
В соответствии п. 2 ч. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии 1 год работы в этой должности и подразделениях считать за 1 год и 6 месяцев.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ N 377 от 15 октября 1999 года к медицинскому персоналу отнесена должность медицинской сестры-анестезистки. "Списком...", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 и "Списком...", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 предусмотрено отделение анестезиологии-реанимации.
С 01 ноября 1999 года пенсионное обеспечение, в частности, медицинских работников регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", а с 14 ноября 2002 года при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам применяются Списки и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 годаN 781.
Согласно Приложению к Правилам исчисления сроков выслуги лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения N 1066 от 22 сентября 1999 года в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев, работа в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 7 - 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28 - 31 Списка предоставляет право на льготное исчисление стажа только при условии работы в соответствующих должностях среднего медицинского персонала, а именно: в должности медицинской сестры-анестезиста, медицинской сестры, в том числе старшей.
Так, согласно Приложению к Правилам в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев, работа в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8. 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка дает право на льготное исчисление стажа только при условии работы в должностях врача-анестезиолога-реаниматолога (врача анестезиолога-реаниматора), в том числе заведующего, медицинской сестры-анестезиста, медицинской сестры палатной, в том числе старшей (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года N 449).
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Коняхина С.А. в периоды с 21 ноября 1995 года по 2 апреля 2000 год и с 29 апреля 2000 года по 16 ноября 2000 год выполняла трудовые функции медицинской сестры - анестезиста взрослого анестезиолого - реанимационного отделения ММУ “Клиническая больница № 7”, ее работа была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения, при этом истец работала на полную ставку, полный рабочий день, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Оценивая указанные доказательства, суд приходит к выводу о том, что формальное несоответствие наименования отделения, в котором истец осуществлял деятельность по охране здоровья населения, с наименованием отделения, предусмотренном Перечнем № 781 от 29 октября 2002 года, само по себе не может являться достаточным основанием для отказа в реализации истцу права на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ нарушает права истца.
В соответствии с выпиской из лицевого счета застрахованного лица Коняхиной С.А. в периоды с 21 ноября 1995 года по 2 апреля 2000 год и с 29 апреля 2000 года по 16 ноября 2000 год работала в должности медицинской сестры анестезиолого - реанимационного отделения ММУ “Клиническая больница № 7” г.Волгограда - что в представленных работодателем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета указан код - 3П81ГД, что соответствует зачету лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в специальный стаж в календарном исчислении.
Однако с учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в спорный период истец Коняхина С.А. осуществляла деятельность в качестве медицинской сестры - анестезиста взрослого анестезиолого - реанимационного отделения ММУ “Клиническая больница № 7”, в связи, с чем имеет право на его зачет в специальный стаж в льготном исчислении. Ненадлежащее выполнение работодателем своей обязанности по предоставлению сведений в пенсионный орган о характере и условиях труда работника, не может являться безусловным основанием для лишения последнего права на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, указанные периоды работы Коняхиной С.А. в должности медицинской сестры - анестезиста взрослого анестезиолого - реанимационного отделения ММУ “Клиническая больница № 7” подлежат включению в специальный страховой стаж Коняхиной С.А. в льготном порядке из расчета один год работы за один год и шесть месяцев.
На основании изложенного, требования Коняхиной С.А. о признании решения Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку суммарная продолжительность периодов специального стажа Коняхиной С.А., с учетом включенных судом в ее стаж периодов работы, превышает требуемые 30 лет, что в свою очередь дает ей право на назначение досрочной пенсии по старости с момента ее обращения к ответчику - 1 октября 2018 года, поэтому ее иск в данной части является обоснованным и так же подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коняхиной Светланы Александровны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда № от 19 ноября 2018 года об отказе Коняхиной Светлане Александровне в назначении досрочной трудовой пенсии в части.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда включить Коняхиной Светлане Александровне в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию следующие периоды: с 21 ноября 1995 года по 02 апреля 2000 год; 29 апреля 2000 года по 16 ноября 2000 год – работы медсестры – анестезиста взрослого анестезиолого – реанимационного отделения ММУ «Клиническая больница №7» в льготном порядке как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Красноармейском районе г. Волгограда назначить Коняхиной Светлане Александровне досрочную страховую пенсию по старости с 1 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца после изготовления мотивированного решения суда в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 30 апреля 2019 года.
Судья: О.С. Савокина