Решение по делу № 2-623/2021 от 18.05.2021

дело № 2-623/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 22 июня 2021 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Герасименко В.С., при секретаре Мисюра Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно- Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Кабанский район» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Восточно - Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Кабанский район» об обязании организовать проведение и провести обследования, предшествующие разработке деклараций безопасности в отношении гидротехнических сооружений, таких как берегоукрепление протоки реки Селенга у с. Нюки Кабанского района Республики Бурятия (кадастровый ); берегоукрепление реки Селенга в Кабанском районе Республики Бурятия (кадастровый номер ); гидротехническое сооружение для защиты коммуникаций с. Жилино Кабанского района (кадастровый ), а также произвести расчет вероятного вреда в случае аварии на гидротехнических сооружениях и согласовать его в установленном порядке с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия. Заявленные требования мотивированы тем, что в результате проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений установлено, что в отношении трех гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности МО «Кабанский район» Администрацией муниципального района не приняты меры к обеспечению их безопасности, проведению преддекларационных обследований, оформлению деклараций безопасности, что существенным образом нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду, а также ненадлежащее осуществление полномочий в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе непринятие мер по про ведению преддекларационных обследований может повлечь возникновение аварийной ситуации и иных тяжких последствий, что противоречит интересам Российской Федерации.

В судебном заседании заместитель прокурора Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Марков Б.В. на исковых требованиях настаивал, по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Кабанский район», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица Забайкальское управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 - ФЗ, ст. 8 Закона Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» от 07.12.2004года № 896 –III к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно абз. 3 статьи 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требований представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений, являющихся основными документами, содержащими сведения о соответствии гидротехнических сооружений критериям безопасности.

Согласно абз. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-Ф3 декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I,II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I,II, III или IV класса.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-Ф3 установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений для утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, что является основанием для внесения сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

В силу ч.1,3 и 4 статьи 11 указанного закона государственная экспертиза декларации безопасности проводится в соответствии с положениями данной статьи в порядке, установленном Правительством РФ; государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций.

Невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения, в частности, в соответствии с требованиями статьи 19 указанного закона является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-Ф3 собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать технически исправное состояние и безопасность гидротехнических сооружений, разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

В соответствии с п.п. 2, 4, 5, 8 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020г. № 1892 декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения. Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Декларация безопасности подписывается декларантом. Орган государственного надзора рассматривает декларацию безопасности, прилагаемые к ней документы и заключение экспертной комиссии по результатам рассмотрения этой декларации безопасности и выносит решение об их утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со дня поступления этих документов в орган государственного надзора.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 03.07.2016г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленные в Российском регистре гидротехнических сооружений до дня вступления в силу данного Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса.

Судом установлено, что в нарушение указанных выше требований законодательства собственником гидротехнических сооружений -Администрацией муниципального образования «Кабанский район» не организовано проведение обследований, предшествующих разработке деклараций их безопасности, что в том числе следует из предостережения Забайкальского управления Ростехнадзора от 20.01.2021г. № 350-80.

Кроме того, вследствие непринятия мер по проведению преддекларационных обследований сооружений, в настоящее время не возможно установить приведут ли возможные их повреждения к возникновению чрезвычайных ситуаций, также не определены мероприятия по поддержанию их в техническом исправном состоянии.

При этом, судом не установлено объективных причин, препятствующих исполнению обязанностей ответчиком по организации преддекларационных обследований гидротехнических сооружений.

Данный срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в части возложения определенных обязанностей на Администрацию муниципального образования «Кабанский район», предложенный истцом, в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд находит разумным, необходимым и достаточным.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты конституционных прав граждан на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенного, исковое заявление подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина взысканию с Администрации муниципального образования «Кабанский район» как с органа местного самоуправления не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Восточно- Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Кабанский район» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение и провести обследования, предшествующие разработке деклараций безопасности в отношении следующих гидротехнических сооружений:

- берегоукрепление протоки реки Селенга у с. Нюки Кабанского района Республики Бурятия (кадастровый ),

- берегоукрепление реки Селенга в Кабанском районе Республики Бурятия (кадастровый ),

- гидротехническое сооружение для защиты коммуникаций с.Жилино Кабанского района (кадастровый ),

- произвести расчет вероятного вреда в случае аварии на гидротехнических сооружениях и согласовать его в установленном порядке с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья В.С. Герасименко

2-623/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц и РФ
Ответчики
Администрация МО " Кабанский рвйон"
Другие
Забайкальское управление Ростехнадзора
Суд
Кабанский районный суд Республики Бурятия
Судья
Герасименко Виктория Сергеевна
Дело на странице суда
kabansky.bur.sudrf.ru
18.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее