Председательствующий по делу Дело № 33-670/2016
судья Копеистова О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ходусовой И.В.
и судей Кузнецовой О.А., Кожиной Е.А.
при секретаре Башуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 17 февраля 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Боровской Н. С., действующей в своих интересах и в интересах <данные изъяты> ФИО и ФИО, ФИО к Министерству территориального развития Забайкальского края о признании незаконным отказа во включении в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края, возложении обязанности включить в список
по апелляционной жалобе представителя Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 18 ноября 2015 года, которым постановлено:
требования удовлетворить;
признать незаконным отказ Министра территориального развития Забайкальского края от <Дата> во включении в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края, Боровской Н. С., ФИО, ФИО, ФИО;
обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить Боровскую Н. С., ФИО, ФИО, ФИО в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края;
решение суда привести к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Ходусовой И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Боровская Н.С., действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты> ФИО и ФИО, ФИО обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее. <Дата> в результате чрезвычайной ситуации дом, в котором они проживали, расположенный по адресу: <адрес> уничтожен огнем. Уведомлением Министерства территориального развития Забайкальского края от <Дата> им отказано во включении в Список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края. По мнению истцов данный отказ является незаконным, поскольку сгоревший дом являлся единственным жилым помещением. Кроме того решением Черновского районного суда г. Читы от 23 июля 2015 г. был установлен факт постоянного проживания истцов в указанном доме.
Просили с учетом уточнений исковых требований признать незаконным отказ Министра территориального развития Забайкальского края от <Дата> во включении в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края; обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить Боровскую Н.С., ФИО, ФИО, ФИО в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края; решение суда привести к немедленному исполнению (л.д. 5-8, 98).
В порядке подготовки дела к судебном разбирательству определением от <Дата> к участию в деле привлечены Правительство Забайкальского края, Управление ФМС России по Забайкальскому краю, Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (л.д. 1-4).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 144-149).
В апелляционной жалобе представитель Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А. просит решение отменить. По мнению заявителя апелляционной жалобы судом не учтено, что при повторном обращении истцов в Министерство территориального развития Забайкальского края ими не предоставлено правоустанавливающих документов на сгоревший жилой дом. При первоначальном обращении истцов к ответчику им во включении в список было отказано по тому же основанию. Решением Центрального районного суда г. Читы от 10 сентября 2015 г. данный отказ признан правомерным, в удовлетворении требований истцов отказано по причине пропуска срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Суд также не принял во внимание, что ФИО супругом Боровской Н.С. на момент пожара не являлся, брак зарегистрирован только <Дата>, а потому он не может быть отнесен к членам семьи собственника сгоревшего дома. Вопреки выводу суда Министерством территориального развития Забайкальского края было учтено решение суда об установлении факта постоянного проживания истцов в жилом доме по <адрес>. Между тем, одного факта проживания для включения в список недостаточно. Судом сделан неверный вывод о том, что действия Министерства противоречат ряду судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку данные акты регулируют иные отношения – связанные с выбором гражданином Российской Федерации постоянного места проживания (л.д. 153-155).
Истцы Боровская Н.С., ФИО, представители третьих лиц Правительства Забайкальского края, Главного управление МЧС России по Забайкальскому краю, Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в суд не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили.
Представитель Управления ФМС России по Забайкальскому краю просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца ФИО, считающего решение Суда законным, судебная коллегия приходит к следующему.
Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов защиты нарушенного права.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от <Дата> № «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» на территории Забайкальского края с <Дата> введен режим чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела усматривается, что при пожаре, возникшем <Дата> в результате чрезвычайной ситуации, дом, в котором проживали истцы, а также надворные постройки, расположенные по адресу: <адрес> уничтожены огнем. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой территориального отдела надзорной деятельности г. Читы ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от <Дата> (л.д. 59).
Из акта обследования жилого дома, решения межведомственной комиссии, утвержденного распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от <Дата> № следует, что жилой дом уничтожен огнем, для проживания не пригоден (л.д. 7-21, 22-25).
Вступившим в силу решением Черновского районного суда г. Читы от 23 июля 2015 года установлен факт постоянного проживания ФИО, Боровской Н.С., ФИО, ФИО до <Дата> в доме по адресу: <адрес> (л.д. 40-43).
По факту произошедшего пожара истцы обратились в Министерство территориального развития Забайкальского края с заявлением о включении их семьи в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещения, признанных непригодными для проживания, либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края (далее – Список), и предоставлении жилого помещения взамен утраченного.
Уведомлением от <Дата> Министерства территориального развития Забайкальского края заявители извещены об отказе во включении в Список (л.д. 10-11).
В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления о включении в Список Министерство территориального развития Забайкальского края указало на отсутствие правоустанавливающих документов на сгоревший дом.
Считая свои права нарушенными, истцы обратились в суд с требованием о признании такого отказа незаконным.
Рассматривая дело в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия исходит из того, что Боровские Н.С., А.А. и ФИО просят признать недействительным отказ в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения и возложить обязанность по предоставлению таких мер. Указанные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о законности требований истцов.
При этом суд правильно исходил из установления факта постоянного проживания истцов одной семьей в сгоревшем доме, отсутствия у них в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся правоотношениям, соответствующим установленным обстоятельствам дела.
Порядок предоставления мер государственной поддержки пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 2015 года – пожара, произошедшего на территории Забайкальского края, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> № «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры», а также Постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> № «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации 2015 года, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края».
Согласно подп. «в» п. 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации № трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по строительству жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, и капитальному ремонту поврежденного в результате пожаров жилья, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности
Согласно подп. 3 п. 3 постановления Правительства Забайкальского края от<Дата> № правом на предоставление жилого помещения в рамках настоящего Порядка обладают граждане, проживавшие в жилых домах, находящихся в федеральной собственности, собственности Забайкальского края, если указанные граждане постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и при этом указанные граждане и все члены их семей не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеют другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, находящиеся под опекой (попечительством), находящиеся на воспитании в приемных семьях), родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина, если они вселены в утраченное жилье гражданином в качестве членов его семьи.
Рассматривая заявление, суд руководствовался указанными нормами и пришел к выводу о незаконности отказа и необходимости включения истцов в Список, так как иных жилых помещений они не имеют, единственный жилой дом сгорел в результате пожара.
Судом правильно установлено, что объектов недвижимости в собственности Боровской Н.С., ФИО, ФИО, ФИО не имеется (уведомления Управления Росреестра по Забайкальскому краю (л.д. 14-16, 37).
Разрешая спор, суд принял во внимание решение Черновского районного суда г. Читы от 23 июля 2015 г. Указанным решением установлено, что истцы являлись одной семьей, вели совместное хозяйство, вместе проживали в сгоревшем дом, заботились друг о друге (л.д.40-43).
Пострадавший в результате пожара дом являлся для них единственным жильем. Указанный факт нашел свое подтверждение в ходе рассмотерния гражданского дела.
Так из материалов дела следует, что ФИО, Боровская Н.С., ФИО зарегистрированы по адресу: <адрес>
Актом обследования от <Дата>, подготовленного кадастровым инженером Пчилинцевой Г.В., установлено, что объект недвижимости – жилое помещение по адресу<адрес> снесен полностью, причина сноса – ветхое строение (л.д. 17-21).
Из объяснений истцов следует, что в связи с невозможностью проживания по месту регистрации, вызванной ветхостью жилого помещения, семья вынуждена была до момента пожара жить в доме по адресу: <адрес>
Материалами дела подтверждается, что указанный жилой дом в Реестре объектов технического учета отсутствует (л.д.132).
Из сообщения Управления Росреестра по Забайкальскому краю следует, что сведения в отношении указанного дома в ЕГРП отсутствуют (л.д. 133, 137).
Между тем, отсутствие у истцов зарегистрированного права собственности на сгоревший дом, не является основанием для лишения их мер социальной поддержки, как лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Суд первой инстанции, установив указанные выше обстоятельства, и сославшись на приведенные нормы, пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований истцов, поскольку вышеуказанными Правилами и Порядком прямо предусмотрено право на включение в список граждан Российской федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края.
Из подпункта «в» пункта 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ №, следует, что трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по строительству жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, и капитальному ремонту поврежденного в результате пожаров жилья, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Аналогичное правило воспроизведено в подп. 1, 2 п. 2 Порядка, утв. постановлением Правительства Забайкальского края №.
Вопрос предоставления трансфертов указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от собственника сгоревшего жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Приведенными выше порядками по предоставлению мер поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, произошедшей в Забайкальском крае в <Дата>, предусмотрено предоставление трансфертов для предоставления жилья гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожара.
В соответствии с п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ №, меры поддержки граждан, не являющихся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в указанных жилых помещениях, осуществляются по договорам социального найма или найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, указанный порядок прямо предусматривает возможность предоставления жилого помещения взамен утраченного, в том числе в случае уничтожения жилья, право собственности на которое у заявителей отсутствует.
Следует учесть, что на момент пожара в доме проживала семья в составе которой несовершеннолетняя ФИО, имеющая малолетнего ребенка ФИО, <Дата> рождения (л.д. 30, 53).
Из материалов дела также следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирован ФИО, ему не принадлежит, там проживают бывшие члены его семьи в количестве <данные изъяты>. После распада прежней семьи ФИО по указанному адресу не проживает. Площадь жилого помещения, со слов ФИО, составляет около <данные изъяты>
Таким образом, ФИО не имеет жилья в собственности, постоянно проживал в доме, утраченном в результате пожара, зарегистрирован в жилом помещении, где на каждого проживающего приходится площадь, которая менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что ФИО на момент рассмотрения заявления не состоял в браке с Боровской Н.С., не может повлечь отмену решения суда.
К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, находящиеся под опекой (попечительством), находящиеся на воспитании в приемных семьях), родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина, если они вселены в утраченное жилье гражданином в качестве членов его семьи (подп 3 п. 3 Порядка, утв. постановлением Правительства Забайкальского края №).
Как указано выше, материалами дела подтверждается, что ФИО и Боровская Н.С. проживали совместно в сгоревшем доме, вели общее хозяйство, заботились друг о друге. Брак между ФИО и Боровской Н.С. зарегистрирован <Дата> (л.д.99).
При установленных обстоятельствах, ФИО, как лицо, утратившее жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации и не имеющее другого пригодного для проживания жилья, может быть включен в Список.
С учетом изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о незаконности включения ФИО в Список, не может повлечь отмену решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявителями не было предоставлено документов, подтверждающих право собственности на жилой дом, судебной коллегией отклоняется, поскольку, как указывалось ранее, меры социальной поддержки могут быть предоставлены не только собственникам, но и лицам, которые постоянно проживали в сгоревшем жилом помещении и не имеют иного пригодного для проживания жилья.
Иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Читы от 18 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: