Дело №2-186/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Мокроусово 15 июня 2016 года
Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Хреновой Н.А.,
с участием представителя истца – Главного Управления социальной защиты населения Курганской области - Пановой Н.В.
при секретаре Сазоновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Главного управления социальной защиты населения Курганской области к Шанауровой ФИО1, администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании отсутствия права у Шанауровой Е.С. состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях на момент принятия распоряжения администрации Мокроусовского сельсовета от 10.07.2014 №73-р «О принятии на учет», о признании указанного распоряжения администрации Мокроусовского сельсовета незаконным, о возложении обязанности на администрацию Мокроусовского сельсовета снять Шанаурову Е.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Главное управление социальной защиты населения Курганской области обратилось в Мокроусовский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Шанауровой ФИО2, администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании отсутствия права у Шанауровой Е.С. состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях на момент принятия распоряжения администрации Мокроусовского сельсовета от 10.07.2014 №73-р «О принятии на учет», о признании указанного распоряжения администрации Мокроусовского сельсовета незаконным, о возложении обязанности на администрацию Мокроусовского сельсовета снять Шанаурову Е.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 2-5).
В обоснование иска указывает, что в соответствии с Положением о Главном управлении социальной защиты населения Курганской области (далее – Главное управление), утвержденным постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 07.09.2007 года №369, а также постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 года №120 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов» Главное управление является уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Члены семьи погибших (умерших) участников ВОВ, на основании ст. 23.2 указанного Федерального закона имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при условии признаниях их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Наличие нуждаемости в жилых помещениях определяется нормами жилищного законодательства.
Шанаурова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вдова участника ВОВ, была принята на учет в качестве нуждающейся для получения внеочередного жилья распоряжением администрации Мокроусовского сельсовета от 10.07.2014 №73-р «О принятии на учет».
Шанаурова Е.С. 11.07.2014 года обратилась в Главное управление с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. По результатам оценки документов, послуживших основанием для постановки Шанауровой Е.С. на учет, комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, решила отказать ей в предоставлении указанной выплаты (протокол от 25.03.2016 №140).
Считают постановку Шанауровой Е.С. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения незаконной по следующим основаниям.
Из документов учетного дела Шанауровой Е.С. следует, что с 26.10.1989 года она зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности дочери и зятю Шанауровой Е.С. – Дубровиной Н.Ф., Дубровину Л.Д. по ? и ? доле соответственно. Ранее ? доля указанного жилого дома принадлежала на праве собственности ответчику на основании договора на передачу жилого помещения в собственность (приватизации) от 19.08.1992 года №52. На основании договора дарения от 27.07.2009 года, принадлежащая Шанауровой Е.С. ? доля в жилом доме была подарена ею – Дубровину Л.Д. Однако, по условиям договора дарения от 27.07.2009 года Шанаурова Е.С. сохранила право проживания после подписания договора (п.4 договора дарения).
В силу ст.31 Жилищного кодекса РФ Шанаурова Е.С. является членом семьи собственника жилого помещения – своей дочери Дубровиной Н.Ф. На каждого члена семьи ответчика приходится 16,95 кв.м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи в с.Мокроусово Курганской области (15 кв.м). Жилой дом, в котором проживает Шанаурова Е.С. в установленном порядке непригодным для проживания не признан. Кроме того, ответчик проживает в данном жилом доме на законных основаниях, то есть на основании условия договора дарения ? доли жилого дома от 27.07.2009 года, согласно которому Шанаурова Е.С. после перехода права собственности на это помещение к зятю сохраняет право пользования домом наравне с его собственником.
Полагают, что у администрации Мокроусовского сельсовета отсутствовали правовые основания для принятия Шанауровой Е.С. на учет нуждающихся в жилом помещении, и распоряжение администрации Мокроусовского сельсовета от 10.07.2014г. №73-р, согласно которому Шанаурова Е.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, является незаконным. Следовательно, у Шанауровой Е.С. на момент принятия данного распоряжения отсутствовало право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель истца – Главного Управления социальной защиты населения Курганской области Панова Н.В., действующая по доверенности от 14.06.2016г. №554 (л.д.124,125), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд исковые требования удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Ответчик Шанаурова Е.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена должным образом, о причинах неявки суд не уведомила, отзыва относительно заявленных исковых требований суду не представила (л.д.110).
Представитель ответчика – администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области Важенин А.В., действующий на основании решения Мокроусовской сельской Думы от 29.09.2014 года №2 (л.д.64), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. В отзыве указал, что, в связи с отсутствием заинтересованности, оставляет решение исковых требований на усмотрение суда (л.д.50,123).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, Дубровин Л.Д., Дубровина Н.Ф., Трусова И.Л. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело без их участия. В заявлениях указали, что с заявленными исковыми требованиями согласны (л.д.114,116,118).
На основании ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», а именно подп. 4 п. 1, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положением статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч.1 ст. 23.2 указанного закона).
Постановлением Правительства Курганской области от 10.04.2006 N 120 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны (приложение N 1).
На основании подп. 5 п. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны, мерами социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ О ветеранах пользуются нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Пункт 2 Порядка устанавливает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в п. 1 настоящего Порядка, осуществляется путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 3 Порядка Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - уполномоченный орган) запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (далее - органы местного самоуправления) информацию о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, по форме, утвержденной уполномоченным органом. На основании информации, полученной от органов местного самоуправления, уполномоченный орган формирует общий реестр граждан, который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке.
Приведенные выше нормы позволяют сделать вывод о том, что члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», то есть на получение социальных выплат, при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее-нуждающимися в жилых помещениях) ч.1 ст.51 ЖК РФ признает:1) не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (части 2 и 3 статьи).
Согласно п.п.4 и 5 ст.50 Жилищного Кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Шанаурова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», о чем свидетельствует имеющаяся в деле копия удостоверения (л.д.10,80), копия свидетельства о браке (л.д.79), справка ГКУ «УСЗН №10» по Мокроусовскому району (л.д.41), и не оспорено в судебном заседании.
Распоряжением администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области №73-р «О принятии на учет» от 10.07.2014 Шанаурова Е.С., поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 13).
Шанаурова Е.С. 11.07.2014 г. обратилась в Главное управление социальной защиты населения Курганской области с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения, как состоящей на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 9).
Согласно акта проверки жилищных условий Шанауровой Е.С. от 07.07.2014г. (л.д.14), справкам администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области от 23.06.2014 г. (л.д.15,83), копии паспорта (л.д.10), информации ТП УФМС России по Курганской области в Мокроусовском районе (л.д.44), заявлению Шанауровой Е.С. (л.д.68), протоколу заседания жилищной комиссии при Администрации Мокроусовского сельсовета №6 от 09.07.2014г. (л.д.86), копиям похозяйственной книги (л.д.108-109), Шанаурова Е.С. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, вместе с дочерью – Дубровиной ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зятем – Дубровиным ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучкой – Трусовой ФИО12. Собственниками жилого дома является Дубровина Н.Ф., Дубровин Л.Д., Трусова И.Л.. Занимаемое жилое помещение состоит из четырех комнат, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., отопление – природный газ, скважина.
По сведениям ГУП Курганской области «Кургантехинвентаризация», Администрации Мокроусовского района Курганской области, Мокроусовского отдела Управления Росреестра по Курганской области Шанаурова Е.С. использовала право бесплатной приватизации жилья при оформлении в собственность жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в августе 1992 года. На 25.06.2014г. права собственности на объекты недвижимого имущества за Шанауровой Е.С. не зарегистрировано (л.д. 18-20).
Согласно выписке из ЕГРП Управления Росреестра от 16.05.2016г. Шанаурова Е.С. являлась собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Курганской области. 31.08.2009г. право собственности Шанауровой Е.С. на указанный объект недвижимости прекращено на основании договора дарения ? доли жилого дома Дубровину Л.Д. (л.д.45,46,75).
Решением Мокроусовской сельской Думы №41 от 18 августа 2010 года установлена учетная норма в размере 15 кв.м. общей площади, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.88-89).
При постановке на учет Шанауровой Е.С. в качестве нуждающейся в жилом помещении, в распоряжении администрации Мокроусовского сельсовета от 10.07.2014г. №73-р не указаны основания, предусмотренные ч.1 ст.51 ЖК РФ, принятые во внимание при вынесении данного распоряжения, поэтому судом проверены все основания, указанные в ст.51 ЖК РФ.
Судом установлено, что на момент постановки Шанауровой Е.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и вынесения администрацией Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области распоряжения №73-р от 10.07.2014 года ответчица не имела законных оснований для постановки на этот учет, поскольку была обеспечена жилой площадью значительно превышающей учетную норму, установленную на территории муниципального образования с.Мокроусово. Ответчица проживала в указанном жилом помещении в качестве члена семьи собственника жилого помещения – дочери Дубровиной Н.Ф. Данный факт подтверждается справкой Мокроусовского сельсовета (л.д.83), протоколом заседания жилищной комиссии при Администрации Мокроусовского сельсовета №6 от 09.07.2014г. (л.д.86). Ответчиком, а также третьими лицами Дубровиным Л.Д., Дубровиной Н.Ф., Трусовой И.Л. указанное обстоятельство, согласно их заявлениям (л.д.114,116,118), не оспаривался.
Кроме того, установлено, что Шанаурова Е.С. произвела отчуждение принадлежащей ей ? доли жилого дома, в котором проживала, чем намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Отчуждение ? доли жилого дома произведено Шанауровой 27.07.2009г. (договор дарения), распоряжение №73-р о постановке на учет Шанауровой в качестве нуждающейся в жилом помещении вынесено администрацией Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области 10.07.2014 года. Таким образом, на момент вынесения распоряжения, установленный ст.53 ЖК РФ срок не истек.
Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года (далее Положение).
Жилое помещение, в котором проживает Шанаурова Е.С., не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу.
Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 г. был утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
При рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний суд имеет в виду следующее: а) в квартире проживают несколько семей;
б) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
в) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;
г) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
Документов, подтверждающих постановку на учет Шанауровой Е.С. в качестве нуждающейся в жилом помещении, по данному основанию, также не имеется.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Исходя из правил ч.1 ст.51, п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ст.12 ГК РФ, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу об удовлетворении требований Главного управления социальной защиты населения Курганской области.
В соответствии со ст. 39, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░13, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10.07.2014░. №73-░ «░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10.07.2014░. №73-░ «░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░14, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░