дело №71-143/2023
УИД 59RS0002-01-2023-000546-96
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 21 марта 2023 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Чечкина Максима Николаевича на постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 08.02.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 08.02.2023 Чечкин М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 5 суток с исчислением срока с 05 часов 00 минут 08.02.2023.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Чечкин М.Н. просит об отмене постановления, указывая на отсутствие события административного правонарушения и доказательств, подтверждающих совершение Чечкиным М.Н. вмененного ему административного правонарушения. В состоянии алкогольного опьянения Чечкин М.Н. не находился, сопротивление сотрудникам полиции не оказывал, описанные в протоколе действия не соответствуют действиям, на которые указано в рапортах. Действия по задержанию и доставлению в отдел полиции полагает незаконными.
В судебном заседании Чечкин М.Н., его защитник Зверева Т.Н. на удовлетворении жалобы настаивали.
Изучив доводы жалобы, заслушав Чечкина М.Н., защитника Звереву Т.Н., исследовав материалы дела, дополнительные документы. Допросив в качестве свидетелей ГА., сотрудников полиции Т., М., С., судья краевого суда приходит к следующему.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28).
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ).
Частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, 08.02.2023 около 02 часов 00 минут сотрудники полиции в ходе работы по сообщению КУСП 4614 от 08.02.2023 «Шум» прибыли по адресу: ****53. По прибытии сотрудников полиции из квартиры №53 вышел Чечкин М.Н., который начал вести себя неадекватно, грубо, вызывающе, выражался нецензурной бранью в общественном месте – подъезде дома, на неоднократные требования сотрудника полиции прекратить свои противоправные действия, а также пройти в служебный автомобиль с целью проехать в дежурную часть отдела полиции отказался, стал вести себя агрессивно, размахивать руками, хвататься за форменное обмундирование сотрудников полиции, упираться ногами в пол, чем оказал неповиновение законному требованию сотрудников полиции, предъявленному в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Действия Чечкина М.Н. проследовать в отделение полиции квалифицированы по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив добытые доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности Чечкина М.Н. в совершении правонарушения, а его действиям дана верная юридическая оценка.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения Чечкиным М.Н. правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, который соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом от 08.02.2023 принятия устного заявления от жильца квартиры №54 по **** ГС. о признаках противоправного поведения соседей из квартиры №53, рапортами сотрудников полиции К., Т., М., С., свидетельскими показаниями последних, частично объяснениями Чечкина М.Н., данными в судебном заседании, в части намерения остановить сотрудников полиции, сопровождавших проживающую совместно с Чечкиным М.Н. ГА. в служебный автомобиль, частично видеозаписями видео 1 (время записи, начиная с 00:36), 20230208_042735.
В силу статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рапорт является доказательством по делу. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регламентирует процедуру составления рапорта сотрудником правоохранительных органов, не предусматривает обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснения положений статьи 25.6 названного Кодекса. Имеющиеся в деле рапорты являются подробными относительно связанных с вызовом сотрудников полиции по адресу: **** событий с участием Чечкина М.Н., составлены непосредственно после произошедших событий. В судебном заседании в краевом суде должностные лица Т., М., С., предупрежденные об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также дали подробные показания в части имевших 08.02.2023 по адресу: **** событий применительно к действиям Чечкина М.Н., в том числе, послуживших основанием для составления в отношении него протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Частичное расхождение между их содержанием, показаниями сотрудников полиции с учетом давности событий не ставит под сомнение данные доказательства в их совокупности. Исполнение сотрудниками полиции своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе не свидетельствует об их заинтересованности в исходе дела. Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции в исходе дела об административном правонарушении в отношении Чечкина М.Н., судьей краевого суда также не установлено.
Из зафиксированного видеозаписью «07 мин 41 сек сечка у Соловьева» разговора в служебном автомобиле по пути следования в отдел полиции между Чечкиным М.Н., сотрудниками полиции следует, что до Чечкина М.Н. доводились причины прибытия сотрудников полиции и их дальнейших действий, указывалось, что всего лишь нужно было убавить музыку (00:27) соседи делали замечание (00:49-00:54). Диалогом также подтверждается, что Чечкину М.Н. неоднократно говорилось не хвататься за форменное обмундирование, что также послужило основанием для его доставления в отдел полиции, а также неоднократное доведение до него ранее оснований для доставления (04:17-04:44). Видеозапись 00:2820230208_042735 (диалог возле автомашины скорой помощи), время, начиная с 00:11, подтверждает, что сотрудник полиции указывает на необходимость пройти в машину – проехать.
Относительно доводов защитника о том, что на видеозаписи 00:2820230208_042735 зафиксированы события, не имеющие отношения к описанному в протоколе об административном правонарушении событию, то оснований не принимать ее не имеется, поскольку она в совокупности дополняет рапорты и показания сотрудников полиции о наличии со стороны Чечкина М.Н. противоправных действий, доведения до него соответствующих требований, выполнить которые он отказывался, характеризует Чечкина М.Н., опровергая его объяснения о том, что нецензурной бранью он не выражается.
Согласно пунктам 2, 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» в числе иных на полицию возложены обязанности: пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права, в том числе, требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; патрулировать населенные пункты и общественные места; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.
В силу статьи 27 названного Закона сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан… в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции», имеет право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия; требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение.
Из совокупности доказательств следует, что сотрудники полиции прибыли 08.02.2023 по адресу: **** на вызов жительницы квартиры №54 ГС. в данном доме Перми в связи с тем, что соседи из квартиры №53 шумели в ночное время (кричали, громко разговаривали), проигнорировали ее просьбу не шуметь. Указанное подтверждается протоколом принятия устного заявления о преступлении от 08.02.2022, письменными объяснениями ГС., ее свидетельскими показаниями, данными при рассмотрении в краевом суде жалобы на постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 08.02.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дверь квартиры открыла ГА., по результатам общения с которой, при наличии в ее действиях признаков противоправного деяния было принято решение о препровождении ее в служебный автомобиль, в том числе для дальнейшего составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. Чечкин М.Н. осуществлял действия по воспрепятствованию сотрудникам полиции в сопровождении ГА. в служебный автомобиль для осуществления административных процедур, затем уже на улице отказывался на предъявленное требование пройти в служебный автомобиль для доставления в дежурную часть, допустив действия, указанные в протоколе об административном правонарушении, и оказав неповиновение законным требованиям сотрудника полиции при осуществлении им служебных обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности.
При том, что сотрудники полиции прибыли на вызов, исполняя возложенные на них законом обязанности по охране общественного порядка и общественной безопасности по факту совершения противоправных действий, при совершении Чечкиным М.Н. действий, направленных на воспрепятствование выполнению ими обязанностей и осуществлению предоставленных для их реализации прав, учитывая сложившуюся неблагоприятную обстановку вследствие действий участников событий, в дальнейшем сотрудники полиции вправе были потребовать пройти в служебный автомобиль для составления протокола об административном правонарушении, в том числе и для следования в указанных целях в отдел полиции. Следует отметить, что действия сотрудников полиции были законны, они действовали в рамках предоставленных им законом полномочий с целью выполнения возложенных на них обязанностей по обеспечению общественной безопасности, частности, действия сотрудников полиции соответствовали положениям части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
В данном случае юридически значимыми обстоятельствами являются законность требования (распоряжения) сотрудников полиции, неповиновение такому требованию (распоряжению). Действиям сотрудников полиции по превышению полномочий при применении физической силы и спецсредств оценка не дается.
Позиция Чечкина М.Н. относительно противоправности действий сотрудников полиции, отсутствия в его действиях состава указанного административного правонарушения, расценивается как способ защиты с целью избежать привлечения к административной ответственности, равно как и показания ГА., являвшейся непосредственным участником рассматриваемых событий, то есть заинтересованным лицом.
Относительно представленных Чечкиным М.Н. видеозаписей, то они не фиксируют имевшие место события в полной мере, представлены заявителем в выгодной ему части и объективно не свидетельствуют о незаконных действиях сотрудников полиции, не подтверждают отсутствие в действиях Чечкина М.Н. вмененного ему административного правонарушения. Частично диалоги Чечкина М.Н. не слышны из-за разговора ГА. Из них следует, что записи осуществлялись третьим лицом, также у Чечкина М.Н. также имелся телефон (видеозапись 00:2820230208_042735), оснований полагать, что возможность зафиксировать действия сотрудников полиции, свои действия у Чечкина М.Н. отсутствовала, не имеется.
Представленные Чечкиным М.Н. характеристики не исключают совершение им 08.02.2023 правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие Чечкина М.Н. с правовой оценкой его действий и с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда при вынесении в отношении него постановления о назначении административного наказания были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное задержание является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении и непосредственно на существо постановления не влияет. Санкция части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве административного наказания помимо административного штрафа административный арест, который может быть назначен исключительно в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушения. В связи с этим к Чечкину М.Н. была избрана указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
По существу доводы, заявленные стороной защиты, не содержат правовых аргументов, которые могли бы послужить основанием для отмены постановления судьи районного суда.
Вместе с тем из постановления подлежит исключению указание на нахождение Чечкина М.Н. в состоянии алкогольного опьянения, поскольку данное состояние надлежащими доказательствами не подтверждено, квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является.
Данное обстоятельство не влияет на законность привлечения Чечкина М.Н. к административной ответственности, а также на вид административного наказания, назначенного в пределах санкции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии со статьей 3.1 Кодекса, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, данных о личности Чечкина М.Н., его имущественного положения, наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств. Избранное наказание отвечает целям административного наказания. Сведения о том, что Чечкин М.Н. относится к лицам, к которым в силу статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть применен административный арест, отсутствуют.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Чечкина М.Н. допущено не было.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления от 08.02.2023 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 08.02.2023 оставить без изменения, жалобу Чечкина Максима Николаевича - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья - подпись