Судья Мартынович А.Ю.
Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-5254/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Александровой М.А.,
судей Жданова В.С., Коваленко В.В.,
при секретаре Назаренко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баракова Николая Николаевича к Администрации Усть-Удинского городского поселения, отделу опеки и попечительства граждан по Усть-Удинскому и Балаганскому районам межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 3 о включении в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения Иркутской области
по апелляционной жалобе Баракова Н.Н. на решение Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 2 октября 2018 года,
установила:
Бараков Н.Н. обратился в суд с иском к Администрации Усть-Удинского городского поселения, отделу опеки и попечительства граждан по Усть-Удинскому и Балаганскому районам межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 3, указав в обоснование требований, что в настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области, после освобождения ему не куда ехать на постоянное место жительство, так как не имеет своего жилья. Вместе с тем, он является сиротой, бывшим воспитанником школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период с 1990 по 1999 год. В августе 1999 года он поступил в средне-специальное учебное заведение ПУ-2 г. Иркутска и ему было предоставлено общежитие на время учебы. После окончания училища он работал на авиазаводе в г. Иркутске в период с 2001 года по 2004 год, где ему также было предоставлено общежитие для проживания. Он не был своевременно включен в данный список по объективным обстоятельствам, поскольку ему не было известно о такой возможности. Им пропущен срок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с чем истец просил суд возложить обязанность на ответчиков о включении в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения Иркутской области
В судебное заседание истец Бараков Н.Н., надлежащим образом извещенный, не явился, отбывает наказание в местах лишения свободы, своего представителя в суд не направил.
Представитель ответчика администрации Усть-Удинского городского поселения, Баватов И.Л. в судебном заседании против заявленных требований Баракова Н.Н. возражал, указав, что уважительных причин пропуска срока не имеется, Бараков Н.Н. не прописан в п. Усть-Уда и на территории Усть-Удинского района Иркутской области.
Представитель ответчика – органа опеки и попечительства – Константинова А.Н. против удовлетворения заявленных требований Баракова Н.Н. не возражала.
Решением Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 02.10.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Бараков Н.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в суд были предоставлены документы и справки, подтверждающие факт того, что он является сиротой, воспитанником школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Считает, что беря на себя опекунство и присмотр за детьми сиротами, школа-интернат возлагает на себя ответственность за предоставление подопечным образования, имущественное и финансовое обеспечение, а также возлагает на себя ответственность за предоставление подопечным квалифицированной юридической помощи, так как подопечные являются несовершеннолетними гражданами. Однако, администрация школы-интерната не выполнила своих обязательств, в связи с чем он на данный момент ввязан в судебные тяжбы по получению благоустроенного жилья, положенного ему по Российскому законодательству.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Бараков Николай Николаевич, 05.05.1982 года рождения проживал, обучался и находился на полном государственном обеспечении в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья п. Усть-Уда с сентября 1990 года по 30.08.1999, что подтверждается справкой № 3070 от 21.03.2014.
В соответствии с приказом «Об отчислении» № 54-ду от 30.08.1999 истец выбыл на учебу в ПУ-2 г. Иркутска.
По информации отдела опеки и попечительства граждан по Усть-Удинскому и Балаганскому районам Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 3 Бараков Н.Н. не включен в областной реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Иркутской области по Усть-Удинскому району. Бараков Н.Н. по вопросу о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Иркутской области по Усть-Удинскому району, по предоставлению жилого помещения в органы опеки по Усть-Удинскому району в администрацию Усть-Удинского городского поселения, не обращался.
Разрешая спор по существу и отказывая Баракову Н.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии каких-либо препятствий в осуществлении права у Баракова Н.Н. на включение в список детей, оставшихся без попечения родителей, объективных и уважительных причин, не позволивших ему своевременно обратиться в компетентный орган с соответствующим заявлением. При этом суд указал, что по окончанию учебы истца в образовательном учреждении и до достижения 23-летнего возраста, истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данным правом не воспользовался.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судом установлено, что истец до достижения возраста 23 лет самостоятельно или через своих законных представителей в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался. При этом включение в список детей-сирот для обеспечения жильем носит заявительный характер. Доказательств наличия уважительных причин, по которым истец не обратился в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет, не представил. Таким образом, им утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган, по вопросу постановки на учет в установленный законом срок не представлено.
Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по причине неосведомленности, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку истец не был лишен возможности с 18 до 23 лет самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет, чего им сделано не было.
Ссылка на наличие оснований для обеспечения истца жилым помещением повторяют позицию истца в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельствах дела, ином толковании норм материального права, были предметом судебного рассмотрения, судом дана им надлежащая правовая оценка.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц или их законных представителей в соответствующий орган для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку Бараков Н.Н. до достижения 23 лет в государственный орган для включения его в список детей-сирот самостоятельно не обращался, и доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин не обращения с соответствующим заявлением суду не представил, оснований для удовлетворения его требований у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что гарантированное законом право на обеспечение жилым помещением сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, не принимаются во внимание, так как такое право сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями при условии постановки их на учет в установленном законом порядке, то есть до достижения 23 лет.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную истцом в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу статьи 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
Апелляционная жалоба не содержат иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 2 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А. Александрова
Судьи В.С. Жданов
В.В. Коваленко