Дело №а-3393/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2021 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Теркулова Х.А.,
при секретаре Шведове Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Верина Павла Викторовича к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Верин П.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указано, что истец имеет календарную выслугу в ВС РФ более 20 лет. Первый контракт о прохождении военной службы заключил проходя военную службу в войсковой части 51850 на должности командира отделения ДД.ММ.ГГГГ, то есть до 1998 года. Согласно ордеру на жилое помещение, выданному администрацией <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, истцу совместно с супругой ФИО3 и сыном ФИО6, 2003 года рождения, была предоставлена в пользование квартира, жилой площадью 31,3 кв.м., по адресу: Московская область, <адрес>. В апреле 2006 года брак между истцом и ФИО3 расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ истец совместно с ФИО3 и сыном ФИО6 заключил с администрацией <адрес> договор № о передаче в общую долевую собственность жилого помещения по адресу: Московская область, <адрес>, став собственником 1/3 доли квартиры. ДД.ММ.ГГГГ истец прекратил регистрацию по месту жительства по указанному адресу и зарегистрировался по месту дислокации воинской части по адресу: Московская область, <адрес>. Таким образом, с 2013 года истец утратил право пользования квартирой по адресу: Московская область, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец заключил со своей матерью ФИО4 договор дарения 1/3 доли квартиры по адресу: Московская область, <адрес>. Таким образом, с 2014 года истец утратил право собственности на указанное жилое помещение.
В 2020 году, то есть по прошествии 5 лет с момента отчуждения доли, истец обратился к ответчику с заявлением о постановке в очередь на получение жилья по избранному месту жительства – <адрес>, как военнослужащий, имеющий календарную выслугу более 20 лет и заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года. ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес решение №/ФМ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному месту жительства. Основанием для отказа послужил тот факт, что истец ранее был обеспечен жильём по адресу: Московская область, <адрес>. Данное решение ответчика является незаконным, поскольку истец заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года и на него распространяется действие ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции 1998 года, в связи с чем, истцу на первые пять лет военной службы должно быть предоставлено служебное жилое помещение, а при продолжении военной службы жилое помещение в постоянное пользование. Истец заключил первый контракт о прохождении военной службы ДД.ММ.ГГГГ, соответственно с ДД.ММ.ГГГГ подлежал обеспечению постоянным жильём. Истец единожды избрал постоянное место жительства – <адрес>. Иного выбора места жительства у истца никогда не было, что подтверждает его право на избранное место жительства согласно п.18 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Таким образом, ответчик ещё с мая 2001 года должен был обеспечить истца постоянным жильём, однако данное обязательство не исполнил. Жилое помещение по адресу: Московская область, <адрес> выделялось истцу администрацией <адрес>, ответчик к данному жилому помещению не имеет отношения. Более того, в 2013 году истец прекратил регистрацию по указанному адресу и был зарегистрирован при воинской части, а в 2014 году произвел отчуждение доли жилого помещения. Таким образом, истец приобрел право на получение постоянного жилья с 2001 года, как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, и подлежит обеспечению жилым помещением в собственность по избранному месту жительства, в соответствии с п.18 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и на основании ст.51 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента, как окончился предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок намеренного ухудшения жилищных условий. Данная позиция истца подтверждается кассационным определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-КА20-1. Истцу, как одиноко проживающему военнослужащему, положено жилое помещение по избранному месту жительства в городе Москве – 36 квадратных метров.
Учитывая изложенное, Верин П.В. просил признать незаконным решение структурного подразделения Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации – филиала «Московский» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» от ДД.ММ.ГГГГ №/ФМ, а также обязать административного ответчика предоставить ему в собственность бесплатно жилое помещение по избранному месту жительства в городе Москве, площадью не менее 36 квадратных метров.
В судебном заседании представитель административного истца в полном объеме поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и дате его проведения был извещен надлежащим образом. Принимая во внимание, что ответчик о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание своевременно не представил, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о его рассмотрении.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
В силу ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в редакции 1998 года, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В соответствии с п.18 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему – гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не устанавливает нормы, которые бы утверждали однократный порядок обеспечения жильём военнослужащих от государственных органов. Данный закон в статье 15 при признании военнослужащих или военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, делает ссылку на ст.51 ЖК РФ, которая устанавливает основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений от государства. В данной статье отсутствует основание для отказа в обеспечении жильём, как ранее полученное жильё от государства.
В силу ст.15.1 Закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.
В соответствии с п.3 ст.15.1 Закона, для одиноко проживающего военнослужащего устанавливается превышение общей нормы предоставления жилой площади на 18 кв.м.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации предназначен для обеспечения реализации мер социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в части жилищного обеспечения, полномочий по управлению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны, в соответствии с его назначением.
Согласно ст.6 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ДЖО МО РФ подчиняется федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.
Обращаясь в суд с иском, истец указал, что первый контракт о прохождении военной службы заключил проходя военную службу в войсковой части 51850 на должности командира отделения ДД.ММ.ГГГГ, то есть до 1998 года. С 2013 года истец утратил право пользования квартирой по адресу: Московская область, <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ утратил право собственности на указанное жилое помещение.
Согласно правовой позиции, изложенной в кассационном определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-КА20-1, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади, проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади либо избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы (Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054).
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что федеральный законодатель, устанавливая одним из условий снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации), вместе с тем предусмотрел правовые последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях либо претендующих на принятие на жилищный учет, говоря о том, что при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются статья 53 и часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Отчуждение доли жилого помещения в праве собственности, которым административный истец вправе был распорядится по своему усмотрению, не может служить основанием к отказу в предоставлении жилья и снятию с жилищного учета, если прошло более пяти лет с момента отчуждения данной доли жилого помещения.
В этой связи, Верин П.В. приобрел право на получение постоянного жилья с 2001 года, как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, и подлежит обеспечению жилым помещением в собственность по избранному месту жительства, в соответствии с п.18 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и на основании ст.51 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента, как окончился предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок намеренного ухудшения жилищных условий.
Таким образом, по мнению суда, истец имеет право на получение жилья по избранному месту жительства в городе Москве, площадью не менее 36 квадратных метров, поскольку ДЖО МО РФ незаконно бездействует в отношении предоставления истцу жилого помещения, чем нарушены положения Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о наличии не зависящих от истца обстоятельств, препятствующих ему в реализации права на обеспечение жилым помещением, поскольку до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением от Министерства обороны РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административный иск Верина Павла Викторовича – удовлетворить.
Признать незаконным решение структурного подразделения Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации – филиала «Московский» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» от ДД.ММ.ГГГГ №/ФМ.
Обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации предоставить Верину Павлу Викторовичу в собственность бесплатно жилое помещение по избранному месту жительства в городе Москве, площадью не менее 36 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Х.А. Теркулов