Решение по делу № 2а-3393/2021 от 27.05.2021

           Дело а-3393/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2021 года                                                                                                г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Теркулова Х.А.,

при секретаре Шведове Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Верина Павла Викторовича к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Верин П.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании предоставить жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указано, что истец имеет календарную выслугу в ВС РФ более 20 лет. Первый контракт о прохождении военной службы заключил проходя военную службу в войсковой части 51850 на должности командира отделения ДД.ММ.ГГГГ, то есть до 1998 года. Согласно ордеру на жилое помещение, выданному администрацией <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, истцу совместно с супругой ФИО3 и сыном ФИО6, 2003 года рождения, была предоставлена в пользование квартира, жилой площадью 31,3 кв.м., по адресу: Московская область, <адрес>. В апреле 2006 года брак между истцом и ФИО3 расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ истец совместно с ФИО3 и сыном ФИО6 заключил с администрацией <адрес> договор о передаче в общую долевую собственность жилого помещения по адресу: Московская область, <адрес>, став собственником 1/3 доли квартиры. ДД.ММ.ГГГГ истец прекратил регистрацию по месту жительства по указанному адресу и зарегистрировался по месту дислокации воинской части по адресу: Московская область, <адрес>. Таким образом, с 2013 года истец утратил право пользования квартирой по адресу: Московская область, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец заключил со своей матерью ФИО4 договор дарения 1/3 доли квартиры по адресу: Московская область, <адрес>. Таким образом, с 2014 года истец утратил право собственности на указанное жилое помещение.

В 2020 году, то есть по прошествии 5 лет с момента отчуждения доли, истец обратился к ответчику с заявлением о постановке в очередь на получение жилья по избранному месту жительства – <адрес>, как военнослужащий, имеющий календарную выслугу более 20 лет и заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года. ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес решение /ФМ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному месту жительства. Основанием для отказа послужил тот факт, что истец ранее был обеспечен жильём по адресу: Московская область, <адрес>. Данное решение ответчика является незаконным, поскольку истец заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года и на него распространяется действие ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции 1998 года, в связи с чем, истцу на первые пять лет военной службы должно быть предоставлено служебное жилое помещение, а при продолжении военной службы жилое помещение в постоянное пользование. Истец заключил первый контракт о прохождении военной службы ДД.ММ.ГГГГ, соответственно с ДД.ММ.ГГГГ подлежал обеспечению постоянным жильём. Истец единожды избрал постоянное место жительства – <адрес>. Иного выбора места жительства у истца никогда не было, что подтверждает его право на избранное место жительства согласно п.18 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Таким образом, ответчик ещё с мая 2001 года должен был обеспечить истца постоянным жильём, однако данное обязательство не исполнил. Жилое помещение по адресу: Московская область, <адрес> выделялось истцу администрацией <адрес>, ответчик к данному жилому помещению не имеет отношения. Более того, в 2013 году истец прекратил регистрацию по указанному адресу и был зарегистрирован при воинской части, а в 2014 году произвел отчуждение доли жилого помещения. Таким образом, истец приобрел право на получение постоянного жилья с 2001 года, как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, и подлежит обеспечению жилым помещением в собственность по избранному месту жительства, в соответствии с п.18 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и на основании ст.51 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента, как окончился предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок намеренного ухудшения жилищных условий. Данная позиция истца подтверждается кассационным определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КА20-1. Истцу, как одиноко проживающему военнослужащему, положено жилое помещение по избранному месту жительства в городе Москве – 36 квадратных метров.

Учитывая изложенное, Верин П.В. просил признать незаконным решение структурного подразделения Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации – филиала «Московский» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» от ДД.ММ.ГГГГ /ФМ, а также обязать административного ответчика предоставить ему в собственность бесплатно жилое помещение по избранному месту жительства в городе Москве, площадью не менее 36 квадратных метров.

В судебном заседании представитель административного истца в полном объеме поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и дате его проведения был извещен надлежащим образом. Принимая во внимание, что ответчик о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание своевременно не представил, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о его рассмотрении.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

В силу ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в редакции 1998 года, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

В соответствии с п.18 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему – гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не устанавливает нормы, которые бы утверждали однократный порядок обеспечения жильём военнослужащих от государственных органов. Данный закон в статье 15 при признании военнослужащих или военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, делает ссылку на ст.51 ЖК РФ, которая устанавливает основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений от государства. В данной статье отсутствует основание для отказа в обеспечении жильём, как ранее полученное жильё от государства.

В силу ст.15.1 Закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.

В соответствии с п.3 ст.15.1 Закона, для одиноко проживающего военнослужащего устанавливается превышение общей нормы предоставления жилой площади на 18 кв.м.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации предназначен для обеспечения реализации мер социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в части жилищного обеспечения, полномочий по управлению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны, в соответствии с его назначением.

Согласно ст.6 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ДЖО МО РФ подчиняется федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

Обращаясь в суд с иском, истец указал, что первый контракт о прохождении военной службы заключил проходя военную службу в войсковой части 51850 на должности командира отделения ДД.ММ.ГГГГ, то есть до 1998 года. С 2013 года истец утратил право пользования квартирой по адресу: Московская область, <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ утратил право собственности на указанное жилое помещение.

Согласно правовой позиции, изложенной в кассационном определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КА20-1, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади, проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади либо избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы (Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054).

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что федеральный законодатель, устанавливая одним из условий снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации), вместе с тем предусмотрел правовые последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях либо претендующих на принятие на жилищный учет, говоря о том, что при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются статья 53 и часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Отчуждение доли жилого помещения в праве собственности, которым административный истец вправе был распорядится по своему усмотрению, не может служить основанием к отказу в предоставлении жилья и снятию с жилищного учета, если прошло более пяти лет с момента отчуждения данной доли жилого помещения.

В этой связи, Верин П.В. приобрел право на получение постоянного жилья с 2001 года, как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, и подлежит обеспечению жилым помещением в собственность по избранному месту жительства, в соответствии с п.18 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и на основании ст.51 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента, как окончился предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок намеренного ухудшения жилищных условий.

Таким образом, по мнению суда, истец имеет право на получение жилья по избранному месту жительства в городе Москве, площадью не менее 36 квадратных метров, поскольку ДЖО МО РФ незаконно бездействует в отношении предоставления истцу жилого помещения, чем нарушены положения Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о наличии не зависящих от истца обстоятельств, препятствующих ему в реализации права на обеспечение жилым помещением, поскольку до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением от Министерства обороны РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Верина Павла Викторовича – удовлетворить.

Признать незаконным решение структурного подразделения Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации – филиала «Московский» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» от ДД.ММ.ГГГГ /ФМ.

Обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации предоставить Верину Павлу Викторовичу в собственность бесплатно жилое помещение по избранному месту жительства в городе Москве, площадью не менее 36 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                                                                            Х.А. Теркулов

2а-3393/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Верин Павел Викторович
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Судья
Теркулов Х.А.
Дело на странице суда
solnechnogorsk.mo.sudrf.ru
27.05.2021Регистрация административного искового заявления
28.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2021Подготовка дела (собеседование)
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2021Судебное заседание
19.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее