Дело № 2-1337/2024
УИД: 25RS0013-01-2024-001602-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2024 года <адрес>
Партизанский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Бестфатор Н.А., с ведением протокола судебного заседания помощником судьи ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО4 к администрации Партизанского городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения, -
установил:
истцы обратились в суд с названным иском, указав, что <Дата> на основании решения Партизанского городского округа от <Дата>. по делу №___ с ФИО1 был заключен договор социального найма, по условиям которого была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи была вселена ФИО4 <Дата> межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения – непригодным для проживания и многоквартирного дома – аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время проживание в указанном многоквартирном доме небезопасно, поскольку возможны разрушения с возможным причинением вреда жизни и здоровью лудей. Существует угроза обрушения. В связи с рассмотрением настоящего дела истцами понесены судебные расходы в сумме 25300 рублей, из которых, 300 рублей – оплата госпошлины, 25000 рублей – оплата юридических услуг. По этим основаниям, просили обязать администрацию Партизанского городского округа предоставить ФИО1, ФИО4 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 38,1 кв.м., расположенное в границах <адрес> края.
В судебное заседание истцы не явились, представитель ФИО10. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на то, что дом по <адрес> в <адрес> обследован межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом, жилого дома садовым домом и на основании акта обследования и заключения №___ от <Дата> признан аварийным и подлежащим сносу. Отдельно жилое помещение по <адрес> на непригодность не обследовалось и непригодным для проживания не признавалось. Ни в муниципальную программу, ни в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда указанный дом не включен, так как был признан аварийным и подлежащим сносу только <Дата>. Жилое помещение по <адрес> было предоставлено семье ФИО7 в <Дата> г., так как именно в этом году была зарегистрирована мать ФИО1 В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы: ФИО1 с <Дата> г. и его жена ФИО4 с <Дата>. ФИО1, ФИО4 на учете вкачестве малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения несостояли и не состоят. С заявлением о постановке на учет не обращались. У ФИО4 имелось жилое помещение по <адрес> (63,5 кв.м.), которое было приватизировано ее дочерью в <Дата> г. и проданов <Дата> г. У ФИО1 в собственности иные жилые помещения отсутствуют.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Частями 2 и 3 ст.40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ч.3 ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.
В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 3 ст.85 ЖК РФ определено, что граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Статьёй 87 ЖК РФ установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которое в соответствии со ст.89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.
Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, п.7 которого установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в этом Положении требованиям.
Согласно п.33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Из системного толкования положений ст.ст.14, 15, 49, 57, 85, 87 ЖК РФ следует, что обязанности и полномочия по предоставлению гражданам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если ранее занимаемые жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, признаны непригодными для проживания, возлагаются на органы местного самоуправления за счёт муниципального жилищного фонда.
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено ФИО1 по договору социального найма №___ от <Дата>., в качестве члена семьи нанимателя вселена жена – ФИО4
Согласно паспорту жилого помещения, квартира по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 38,1 кв.м.
кв.м.,трированы в тиаседание представитель истца м оьбразом, ходатайствовао илого помещения.юю благоустройства применительно к Согласно справке, представленной МКУ «Административно-хозяйственное управление» от <Дата>, в указанном жилом помещении зарегистрированы: ФИО1, ФИО4
Согласно выводам, изложенным в акте экспертизы №___Н от <Дата>, составленном ООО «Приморский правовой центр», процент физического износа жилого <адрес> в <адрес>, составляет 74 %. Техническое состояние жилого дома оценивается как аварийное, при котором техническое состояние строительной конструкции или здания в целом, включая состояние грунтов основания, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризуется кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Жилой дом с точки зрения безопасности не пригоден для проживания, так как его техническое состояние оценивается как аварийное. Существует опасность обрушения и угроза безопасности людей. Жилой дом с технической точки зрения угрожает жизни и здоровью граждан, как проживающих в нем, так и находящихся в непосредственной близости от него, непригоден для проживания. Восстановление жилого дома путем проведения капитального ремонта экономически нецелесообразно.
<Дата> межведомственной комиссией, утвержденной постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, по результатам обследования многоквартирного жилого дома по <адрес> принято заключение №___ о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Стороной ответчика указанные обстоятельства, как и иные установленные по делу, не оспариваются.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по <адрес>, в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ФИО1, ФИО4 на объекты недвижимого имущества.
Доказательств наличия у данных лиц во владении либо пользовании другого жилого помещения в материалах дела не представлено.
Как следует из доводов представителя администрации Партизанского городского округа, истцы на учете в качестве малоимущей категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоят, с заявлением и необходимыми документами для постановки на учет не обращались.
Между тем, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата>г. N 20-П разъяснено, что указанные обстоятельства не являются безусловными основаниями для отказа в предоставлении жилого помещения в порядке пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его норм не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, является их проживание в жилых помещениях на основании договора социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Кроме того, пункт 1 части 2 той же статьи по своему смыслу в системе действующего регулирования не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилье (определения от <Дата> N 376-О-П, от <Дата> N 429-О и от <Дата> N 1610-О). Это предопределяется конституционной обязанностью государства заботиться о социальной защищенности граждан и обеспечении им нормальных условий существования и корреспондирующим ей правом на поддержку со стороны государства и общества, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни (определения от <Дата> N 17-О, от <Дата> N 376-О-П, от <Дата> N 551-О-О, от <Дата> N 36-О и др.).
Жилье может предоставляться гражданам не только по нормам статей 57 и 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, но и по фактической площади утраченного помещения. Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что внеочередное обеспечение жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилье, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 данного Кодекса) (определения от <Дата> N 1368-О-О, от <Дата> N 928-О, от <Дата> N 1573-О, от <Дата> N 729-О и др.). Расширительное толкование такого регулирования в пользу малоимущих граждан вело бы к нарушению баланса интересов в ситуации ограниченности бюджетных средств - вопреки позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подчеркнувшего в Постановлении от <Дата> N 39-П, что такое регулирование должно осуществляться с учетом интересов всех категорий граждан, которые в силу тех или иных оснований должны быть обеспечены жилыми помещениями.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В Посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от <Дата>, <Дата> вопрос о расселении граждан из аварийного жилья поставлен как один из приоритетных в достижении целей государства в создании благополучия и поднятия качества жизни российских семей.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
С учетом правовой позиции, изложенной в третьем разделе Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <Дата>, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от <Дата> N 20-П - части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при применении частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
По смыслу вышеприведенных правовых норм, предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. ст. 86 - 89 ЖК РФ, не требуется. Внеочередное предоставление жилого помещения обусловлено опасностью для их жизни и здоровья.
Принимая во внимание указанное, учитывая, что многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение истцов, признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заключением межведомственной комиссии, принятым на основании акта обследования, при этом данное жилое помещение является для истцов единственным и другое у них отсутствует, исходя из положений вышеприведённых правовых норм, а также установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее ранее занимаемой.
Таким образом, на основании п.1 ч.2 ст.57, ст.ст.87, 89 ЖК РФ, исковые требования ФИО1, ФИО4 суд находит обоснованными.
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией РФ и Федеральными законами РФ.
Положения пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан и не предусматривают исключений, порождающих установление очередности в предоставлении жилья перечисленным в указанной норме закона лицам.
Вследствие изложенного, суд считает необходимым обязать администрацию Партизанского городского округа <адрес> предоставить ФИО2, ФИО4 по договору социального найма, на состав семьи из двух человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью соответствующей не менее раннее занимаемому – 38,1 кв. метров, расположенное в границах <адрес> края, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания по заключению №___ от <Дата> межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Представленными в деле платежными документами подтверждено несение истцом ФИО4 судебных расходов на оплату государственной пошлины, несение истцом ФИО1 судебных расходов на оплату юридических услуг.
С учетом этих обстоятельств, с ответчика в пользу истца ФИО4 подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, и расходы на оказание юридической помощи в размере 25000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1, ФИО4 к администрации Партизанского городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию Партизанского городского округа <адрес> (ИНН №___) предоставить ФИО3, <Дата> года рождения, уроженцу <адрес> края, ФИО4, <Дата> года рождения, уроженке <адрес> края, вне очереди, по договору социального найма, на состав семьи из двух человек, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью соответствующей не менее раннее занимаемому – 38,1 кв. метров, расположенное в границах <адрес> края, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания по заключению №___ от <Дата> межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па.
Взыскать с администрации Партизанского городского округа <адрес> (ИНН №___) в пользу ФИО1, <Дата> года рождения, уроженца <адрес> края, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 25 00 рублей.
Взыскать с администрации Партизанского городского округа <адрес> (ИНН №___) в пользу ФИО4, <Дата> года рождения, уроженки <адрес> края, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Партизанский городской суд <адрес>.
Решение суда в окончательной форме изготовлено <Дата>.
Судья Н.А. Бестфатор