№ 2 - 1102/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Лесозаводск 20 ноября 2014 г.
Лесозаводский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Галаюда С.С.,
при секретаре Архиповой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение (квартиру) в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации (далее МО РФ) о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование иска указала, что она, ФИО1, на основании ордера № хх от хх.хх.хххх, выданного Лесозаводской КЭЧ района ДВО МО СССР, является нанимателем жилого помещения - ххххххх.13 по ххххххх края. Постоянно проживает и зарегистрирована по указанному месту жительства. Финансово - лицевой счёт открыт на её имя, как на нанимателя спорной квартиры. Жилой ххххххх в ххххххх расположен на территории военного городка «хххххххх.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хххх № хх - р военный городок «хххххххх» № хх исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ.
В Департамент МО РФ по жилищному обеспечению ею было направлено заявление о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации. На сегодняшний день на её заявление ответа не поступило.
На аналогичный запрос в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ей предоставлен ответ (исх. № хх от хх.хх.хххх г.) о том, что признание права собственности на занимаемое жилое помещение возможно в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании истец ФИО1 настояла на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнила, что обращалась в различные инстанции МО РФ, ответов по существу не получала.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, в суд представили возражения, в удовлетворении иска просили отказать, дело рассмотреть в их отсутствие.
В возражении представитель ответчика указал, что по иску ФИО1 к МО РФ о признании права собственности на жилое помещение необходимо отказать ввиду следующего.
В соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» от хх.хх.хххх № хх передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п.1 ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 ЖК РФ по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Закона.
Для прекращения права собственности Российской Федерации на жилое помещение и его приватизацию необходимо проверить законность предоставления жилого помещения, отсутствие иной собственности, жилищных сертификатов, полученных от МО РФ и другое. В настоящее время законодательством не урегулирован вопрос передачи квартир МО РФ в собственность граждан, не определён орган, уполномоченный передавать жилые помещения в собственность, в связи с чем признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно только в порядке гражданского судопроизводства.
В возражении представитель 3 лица (Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ указал, что требования заявителя удовлетворению не подлежат на основании следующего.
Частью 1 ст.217 ГК РФ определено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в
собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст.ст.2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов Российской Федерации.
Перечень не подлежащих приватизации жилых помещений определен в ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда», в соответствии с которой не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов ….
Ст.6 Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Одним из обязательных условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в данном жилом помещении на условиях социального найма. Договор социального найма у истца отсутствует, документов, подтверждающих, что ФИО1 обращалась к уполномоченным органам МО РФ с заявлением о заключении договора социального найма, в материалах дела не представлено. Таким образом, основания для удовлетворения требований ФИО4 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отсутствуют.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
До введения в действие Жилищного Кодекса РФ ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, на основании которого заключался договор найма (ст.ст.47, 51 ЖК РСФСР). Отсутствие договора найма не может свидетельствовать о том, что жилищные взаимоотношения не вытекают из договора найма жилого помещения.
Несоблюдение письменной формы договора найма жилого помещения не влечет его недействительности. Договора социального найма с нанимателем не заключался.
Согласно ст.2 ФЗ от хх.хх.хххх № хх «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе … приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Военный городок, расположенный по адресу: ххххххх в/г ххххххх, в котором проживает истец (ххххххх.13 ххххххх), распоряжением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хххх № хх - р, исключен из перечня закрытых военных городков.
Жилой фонд указанного военного городка в муниципальную собственность Администрации Лесозаводского городского округа не передавался (л.д.12).
Согласно данных приложения к Распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ххххххх от хх.хх.хххх № хх - р (перечень квартир, включенных в число служебных помещений специализированного жилищного фонда) спорная квартира – ххххххх.13 ххххххх, служебной не является.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от хх.хх.хххх № хх «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно п.8 данного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Дополнительные гарантии военнослужащим установлены Федеральным законом
«О статусе военнослужащих» (п.6 ст.15), согласно которому военнослужащие- граждане, а так же граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно архивной справки от хх.хх.хххх № 25-О-26-0861, выданной Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ, ФИО1 своё право на приватизацию не использовала (л.д.14).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хххх № хх «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании ст.6 ФЗ от хх.хх.хххх «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, … за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, в данном случае права собственности в порядке приватизации.
Суд принимает во внимание, что обращения истца в виде заявления о передаче спорной квартиры в порядке приватизации к ответчику являются доказательством того, что истец обращалась в уполномоченный орган по вопросу передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации, однако до настоящего времени решение о передаче квартиры в собственность, либо отказе ответчиком не принято.
Мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества Постановлением Правительства РФ № хх от хх.хх.хххх «О некоторых мерах по управление федеральным имуществом» возложены на МО РФ, как на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющей функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного или оперативного управления. Порядок реализации функций по отчуждению (приватизации) федерального имущества в данный момент находится на стадии разработки, следовательно, реализация прав на приватизацию жилого помещения в досудебном порядке затруднительна, что является в данном случае фактическим ущемлением прав истца на жилище.
Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают не только из оснований, предусмотренных законодательством, но и действий участников этих отношений, которые в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
ФИО1 вселена в квартиру на законных основаниях, занимает её фактически на условиях социального найма и вправе приобрести её в собственность в порядке приватизации. По смыслу ст.10 ЖК РФ у неё возникли права и обязанности нанимателя спорной квартиры как по договору социального найма.
Спорное жилое помещение не относится к числу служебных и не является жилым помещением на территории закрытого военного городка. Обременений и ограничений по спорной квартире не зарегистрировано.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194 -199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░ ░░░░░░░.13 ░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 50,6 ░░.░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 35,6 ░░.░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░