Дело № 2-2184\2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Красильниковой С.А.,
при секретаре Леоновой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богатыревой Ларисы Федоровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения № 581 от 28 августа 2017 года об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании включить периоды курсов повышения квалификации с 05 октября 1998 года по 05 ноября 1998 года, с 10 октября 2010 года по 10 ноября 2006 года, с 16 мая 2011 года по 06 июня 2011 года, с 29 марта 2016 года по 29 апреля 2016 года, период работы лаборантом с 21 августа 1986 года по 28 сентября 1991 года в специальный медицинский стаж и назначить досрочную страховую пенсию с 17 августа 2017 года, о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, госпошлину в размере 300 рублей,
у с т а н о в и л:
Богатырева Л.Ф. обратилась в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики-Чувашии с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное), просила признать решение № 581 от 28 августа 2017 года об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать включить периоды курсов повышения квалификации с 05 октября 1998 года по 05 ноября 1998 года, с 10 октября 2010 года по 10 ноября 2006 года, с 16 мая 2011 года по 06 июня 2011 года, с 29 марта 2016 года по 29 апреля 2016 года, период работы лаборантом с 21 августа 1986 года по 28 сентября 1991 года в специальный медицинский стаж и назначить досрочную страховую пенсию с 17 августа 2017 года, а также взыскать понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, госпошлину в размере 300 рублей.
Требования мотивированы тем, что 17 августа 2017 года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) № 581 от 28 августа 2017 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с медицинской деятельностью в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. Истица не согласна с указанным решением и считает, что спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж.
В судебном заседании истица и представитель исковые требования поддержали по изложенным в нем основаниям, и вновь привели их суду.
Представитель ответчика – ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) Колесникова А.Г., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в иске отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что решение Пенсионного фонда является законным и обоснованным.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
17 августа 2017 года истица обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлением и необходимыми документами о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
Решением Управления ПФ РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии № 5871 от 28 августа 2017 года отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Как видно из решения, основанием для отказа послужила недостаточность требуемого специального медицинского стажа, то есть 30 лет. Фактическая продолжительность специального стажа составила 25 лет 04 месяца 10 дней. Ответчик не включил в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 05 октября 1998 года по 05 ноября 1998 года, с 10 октября 2010 года по 10 ноября 2006 года, с 16 мая 2011 года по 06 июня 2011 года, с 29 марта 2016 года по 29 апреля 2016 года.
Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратилась в суд.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7; ст. 37, ч. 3; ст. 39, ч. 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за исключением отдельных положений.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусматривает, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения назначается при наличии не менее 25 лет медицинского стажа в сельской местности и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации по 29.01.2004 г. N 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие до 31.12.2001 года.
Истица просит включить в специальный медицинский стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 05 октября 1998 года по 05 ноября 1998 года, с 10 октября 2010 года по 10 ноября 2006 года, с 16 мая 2011 года по 06 июня 2011 года, с 29 марта 2016 года по 29 апреля 2016 года
Согласно решению пенсионного органа указанные периоды курсов повышения квалификации не включены в подсчет специального стажа в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Положения пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусматривают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поскольку истец в спорные периоды работала в должности медицинской сестры, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с эти истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ.
В силу требований действовавших в спорный период статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 9 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным. Судом установлено, что истец находилась на курсах повышения квалификации с 05 октября 1998 года по 05 ноября 1998 года, с 10 октября 2010 года по 10 ноября 2006 года, с 16 мая 2011 года по 06 июня 2011 года, с 29 марта 2016 года по 29 апреля 2016 года, что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации.
В течение этих периодов за истицей сохранялось место работы и заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
На основании изложенного периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный медицинский стаж работы.
Истицей также были заявлены требования об обязании ответчика зачесть в специальный медицинский стаж период работы лаборантом Государственного образовательного учреждения «Чебоксарское медицинское училище» Министерства здравоохранения Чувашской Республики с 21 августа 1986 года по 28 сентября 1991 года.
Судом установлено и подтверждено материалами дела истица имеет медицинское образование, после окончания Чебоксарского медицинского училища 21 августа 1986 года принята на должность лаборанта, 18 сентября 1991 года уволена в порядке перевода в Новочебоксарскую городскую больницу.
Как следует из представленных письменных доказательств по запросу суда Чебоксарским медицинским колледжем, истица работала в спорный период в должности лаборанта кабинета общего ухода и внутренних болезней данного учебного заведения.
Чебоксарский медицинский колледж (ранее Чебоксарское медицинское училище) является профессиональным образовательным учреждением Чувашской Республики.
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" работа в должности фельдшера, лаборанта в органах здравоохранения, врачебного контроля засчитывается в стаж вне зависимости от наименования должности.
Отказывая во включении Богатыревой Л.Ф. период работы лаборантом в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд исходит из того, что истица в спорные периоды времени, осуществляла свою деятельность не в медицинском учреждении, а в организации (учебном заведении), изначально созданной в иной организационно-правовой форме, в связи с чем у нее не возникло права на включение данного периода работы в специальный стаж.
Доводы стороны истицы о наличии оснований для включения оспариваемого периода - в должности лаборанта кабинета общего ухода и внутренних болезней данного учебного заведения в специальный стаж, основаны на неправильной трактовке норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая образовательным учреждением «Чебоксарский медицинский колледж» профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.
В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного ст. 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (ст. ст. 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066).
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п. п. 19 и 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно Номенклатуре учреждений, здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 03.11.1999 N 395, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 03.06.2003 N 229 и приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627, к учреждениям здравоохранения относятся: лечебно-профилактические учреждения; учреждения здравоохранения особого типа; учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.
При таком положении, учитывая, что по своей организационно-правовой форме образовательное учреждение «Чебоксарский медицинский колледж» (Чебоксарское медицинское училище) не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Истцом также заявлено требование о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 17 августа 2017 года.
В соответствии ч.1 ст. 22 Федерального закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении пенсии истица обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) 17 августа 2017 года.
С учетом того, что суд пришел к выводу о необходимости включения периоды курсов повышения квалификации в специальный стаж, по состоянию на 17 августа 2017 года у истицы не выработан необходимый специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем требование истицы о назначении досрочной страховой пенсии с 17 августа 2017 года удовлетворению не подлежит.
Истица обратилась также с требованием о взыскании расходов на оплату услуг представителя с ответчика в размере 5000 рублей.
В обоснование своих требований сторона истца предоставила в суд договор поручения от 01 октября 2017 года и расписку на общую сумму 5000 рублей.
Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (статья 71, пункт "о"; статья 76, часть 1). Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя
Из правовой взаимосвязи статей 19, 46 Конституции Российской Федерации следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями. В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов.
Из содержания главы 7 ГПК РФ ("Судебные расходы") следует, что судебные расходы - это затраты, которые несут участники процесса в ходе рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства с целью полного или частичного покрытия средств, необходимых для доступа к осуществлению правосудия.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 1 от 21 января 2016 года "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Заказчик произвел оплату за оказанные услуги 5000 рублей.
Руководствуясь положениями гражданского процессуального законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела, исследовав и оценив представленные заявителями документы, суд расходы истицы на оплату услуг представителя определил с учетом объема выполненной представителем работы, сложности дела, соотношения защищаемого права с объемом таких затрат, исходя из принципа разумности пределов, то есть в размере 1000 рублей, поскольку такая сумма отвечает принципу разумности и справедливости, обеспечивает баланс прав лиц, участвующих в деле.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии № 581 от 28 августа 2017 года об отказе включения в специальный медицинский стаж Богатыревой Ларисы Федоровны периоды курсов повышения квалификации с сохранением заработной платы с 05 октября 1998 года по 05 ноября 1998 года, с 10 октября 2010 года по 10 ноября 2006 года, с 16 мая 2011 года по 06 июня 2011 года, с 29 марта 2016 года по 29 апреля 2016 года признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», Богатыревой Ларисы Федоровны:
- периоды курсов повышения квалификации с сохранением заработной платы с 05 октября 1998 года по 05 ноября 1998 года, с 10 октября 2010 года по 10 ноября 2006 года, с 16 мая 2011 года по 06 июня 2011 года, с 29 марта 2016 года по 29 апреля 2016 года
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное), находящегося по адресу: город Новочебоксарск улица Винокурова дом 10 в пользу Богатыревой Ларисы Федоровы, проживающей по адресу: город Новочебоксарск улица Молодежная дом 7 квартира 115 расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
В иске Богатыревой Ларисе Федоровне к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) об обязании включить период работы лаборантом с 21 августа 1986 года по 28 сентября 1991 года в специальный медицинский стаж и назначить досрочную страховую пенсию с 17 августа 2017 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 17 декабря 2017 года
Судья: С.А. Красильникова