Решение по делу № 2-729/2021 от 14.09.2021

УИД 91RS0023-01-2021-001413-12

Дело № 2-729/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2021 года.

30 ноября 2021 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи -             Ильичевой Н.П.

при секретаре судебного заседания -             Басюл Я.В.

с участием представителя истца, прокурора -        Лотошникова Н.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Черноморское, Черноморского района, Республики Крым гражданское дело, по исковому заявлению Заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым к Администрации Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Крымская Водная Компания», о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Черноморского района Республики Крым Давыдко А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.

Свои требования, мотивируя тем, что проверкой Прокуратуры Черноморского района установлено, что ООО «Крымская Водная Компания» в настоящее время осуществляет управление объектами, ранее входящими в состав системы водоснабжения Красноярской сельской громады с целью удовлетворения общественных потребностей в сфере водоснабжения при условии оплаты концессионных платежей и исполнении иных условий договора», по концессионному договору от 30.05.2008, заключенного между ООО «Сакская водная компания» и Красноярским сельским советом. Дополнительным соглашением от 01.05.2011 к вышеуказанному концессионному договору от 30.05.2008 продлен срок действия последнего до 01.06.2021, в связи с чем, концессионный договор в настоящее время утратил силу. Кроме того, право муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, ранее являющиеся предметом концессионного договора от 30.05.2008, не зарегистрировано, как следствие указанное приводит к невозможности проведение конкурса и дальнейшего заключения концессионного соглашения собственником коммунальной инфраструктуры с победителем конкурса в рамках российского правового поля. После направления ответчику представления, нарушения не устранены. Просит обязать администрацию Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, ранее входящего в состав имущественного комплекса системы водоснабжения Красноярской сельской громады, согласно концессионного договора от 30.05.2008; обязать администрацию Красноярского сельского поселения Республики Крым после регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, ранее входящие в состав имущественного комплекса системы водоснабжения Красноярской сельской громады, провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов; обязать администрацию Красноярского сельского поселения Республики Крым заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, ранее входящие в состав имущественного комплекса системы водоснабжения Красноярской сельской громады, после проведения вышеуказанного открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении последних.

Определением Черноморского районного суда Республики Крым от 08.11.2021 к участию в деле привлечено ООО «Крымская водная компания», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора прокуратуры Черноморского района Лотошников Н.Х. поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежаще; глава администрации Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Сергутина Р.Н. подала заявление о признании исковых требований, просила рассмотреть дело без ее участия; также подала письменные пояснения, согласно которых регистрация права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества – системы водоснабжения проводится с 2018 года; за данный период зарегистрировано право муниципальной собственности на скважину № 5262 с. Красноярское, водопровод с. Красноярское, скважину № 5210 с. Ленское, водопровод с. Ленское; в связи с проведением капитального ремонта системы водоснабжения с. Ленское Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и увеличением водопроводных сетей заключены договора: договор № 69 от 19.07.2021 на выполнение подготовительно-заключительных кадастровых работ по определению места расположения и площади земельного участка для разработки технического плана; договор № 70 от 19.07.2021 на формирование технического плана сооружения; 29.09.2021 подписаны акты выполненных работ, в настоящее время готовятся документы для сдачи на регистрацию права собственности. Согласован план мероприятия «Дорожная карта».

В судебное заседание представитель третьего лица – ООО «Крымская Водная Компания» не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, подал в суд письменные возражения, полагает, что исковые требования прокурора в части проведения конкурса на право заключения договоров владения и (или) пользования Объектами водоснабжения являются преждевременными и, как следствие, в случае удовлетворения судом данных исковых требований, данное решение суда будет неисполнимым, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований в этой части; также полагает, что ООО «Крымская Водная Компания» является правопреемником ООО «Сакская водная компания» по всем обязательствам и правам, в связи с функциональным правопреемством; участниками ООО «Крымская Водная Компания» было принято решение о переходе в поле российского законодательства в соответствии с ч.1 ст. 109 ГК РФ, а именно: выделением является переход по разделительному балансу части имущества, прав и обязанностей юридического лица к одному или нескольким создаваемым новым юридическим лицам; согласно ч. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом; имущество, права и обязанности были переданы вновь созданному предприятию - ООО «Крымская Водная Компания», как правопреемнику на основании соответствующих передаточных актов (утверждённых участниками общества) до 01.03.2015.

Суд, считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Суд, заслушав помощника прокурора Лотошникова Н.Х., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021), организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021), в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021), органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О водоснабжении и водоотведении», передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (ч.ч. 1, 2, 3).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствие п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021), объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021), заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Как усматривается из материалов гражданского дела, имущественный комплекс – системы водоснабжения Красноярской сельской громады введены в эксплуатацию более 5 лет назад.

Таким образом, в силу вышеприведённых норм закона, передачи прав пользования вышеуказанным объектом должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения.

Между тем, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О водоснабжении и водоотведении», организация обеспечения бесперебойного теплоснабжения и водоснабжения потребителей на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Указанные вопросы местного значения закреплены за сельскими поселениями Закон Республики Крым от 19.01.2015 № 71-ЗРК/2015 (ред. от 30.06.2017) «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения».

Судом установлено, что на основании Решения 24-й сессии 5-го созыва Красноярского сельского совета Черноморского района Автономной Республики Крым № 180 от 21.05.2008, между Красноярским сельским советом Черноморского района Автономной Республики Крым и ООО «Сакская водная компания» 30.05.2008 заключен Договор концессии, предметом которого является – системы водоснабжения Красноярского сельского совета с целью удовлетворения общественных потребностей в сфере водоснабжения при условии уплаты концессионных платежей и использования иных условий договора концессии; объектом договора является сеть водоснабжения, скважины, насосы, согласно акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора концессии (л.д. 7-12, 15).

Дополнительным соглашением от 01.05.2011 внесены изменения в п.1, п. 34, п. 10 в вышеуказанный договор концессии от 30.05.2008, а именно: концессиодатель предоставляет на 13 лет концессионеру право управления (эксплуатацию) объекта концессии – системы водоснабжения Красноярского сельского совета с целью удовлетворения общественных потребностей в сфере водоснабжения при условии уплаты концессионных платежей и использования иных условий договора концессии; концессионный договор заключен на 13 лет (с 01.06.2008 до 01.06.2021); в связи с имеющимся неудовлетворительным состоянием объекта концессии, его низкой рентабельностью, а также учитывая интересы общественной потребности в обеспечении потребителей услугами по водоснабжения, концессионеру предоставляется льгота в размере 100 % уплаты концессионных платежей (л.д. 13).

Вышеуказанные Договора никем не оспорены, не признаны недействительными.

Таким образом, судом установлено, что Договор концессии, заключенный 30.05.2008 между Красноярским сельским советом Черноморского района Автономной Республики Крым и ООО «Сакская водная компания» в настоящее время утратил силу.

По результатам проверки Прокуратуры Черноморского района Республики Крым в адрес Администрации Далёковского сельского поселения направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере использования муниципального имущества, водоснабжения и водоотведения (л.д. 16-20).

На указанное представление Администрацией Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым дан ответ, что приняты меры по устранению нарушений, а именно зарегистрировано право собственности на: на скважину № 5262 с. Красноярское, водопровод с. Красноярское, скважину № 5210 с. Ленское, водопровод с. Ленское поставлен на кадастровый учет 18.07.2018; заключены договора: договор № 69 от 19.07.2021 на подготовительно-заключительные кадастровые работы; договор № 70 от 19.07.2021 на формирование технического плана линейного объекта – водопровод с. Ленское-Красноярское (л.д. 21).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» для передачи объектов коммунальной инфраструктуры по концессионному соглашению концеденту необходимо осуществить ряд последовательных мероприятий, в связи с чем, потребуется время для регистрации права собственности на данные объекты, их технического обследования, изготовления конкурсной документации, объявления конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на часть объектов водоснабжения Администрацией Красноярского сельского поселения Черноморского района не зарегистрировано.

Отсутствие зарегистрированного права собственности не дает право требовать устранения всяких нарушений права неограниченного круга лиц в соответствии со ст. 12 ГК РФ в части проведения конкурса, так как проверяющим органом не установлено такое нарушение. Установлено наличие соответствующих препятствий для совершения действий по проведению конкурса на право заключения договоров владения и (или) пользования объектами водоснабжения, после устранения которых ответчик сможет совершить действий по организации и проведению конкурса на право заключения договоров владения и (или) пользования объектами водоснабжения.

На основании вышеизложенного, по указанным основаниям, суд считает исковые требования в части обязания администрации Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в течение 6 месяцев произвести регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, ранее входящими в состав системы водоснабжения Красноярской сельской громады, согласно концессионного договора от 30.05.2008, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд считает, что требования об обязании администрации Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым после регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, ранее входящими в состав системы водоснабжения Красноярской сельской громады, провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов и требования об обязании администрации Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения, ранее входящими в состав системы водоснабжения Красноярской сельской громады, после проведения вышеуказанного открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении последних, заявлены преждевременно, так как объекты, ранее являющиеся предметом концессионного договора от 30.05.2008, не в полном объеме зарегистрированы надлежаще в российском правовом поле, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление, Заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым к Администрации Далековского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Крымская Водная Компания», о понуждении совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Красноярского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, ранее входящие в состав имущественного комплекса системы водоснабжения Красноярской сельской громады, согласно концессионного договора от 30.05.2008.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                     Н.П. Ильичева

2-729/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Черноморского района
Ответчики
Администрация Красноярского сельского поселения Черноморского района РК
Другие
Общество с ограниченной ответственностью «Крымская Водная Компания»
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Ильичева Наталья Павловна
Дело на странице суда
chernomorskiy.krm.sudrf.ru
14.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2021Передача материалов судье
15.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Подготовка дела (собеседование)
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее