Дело № 2-476/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2018 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дугаровой Б.Д.,
при секретаре судебного заседания Куценко Е.С.,
с участием помощника прокурора Шмаковой С.В., представителя ответчика Семеновых О.В., представитель третьего лица Бочкарникова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сретенске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территориях городского поселения «Сретенское» к Обществу с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать нормативный запас твердого топлива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, мотивируя тем, что в порядке надзора проведена проверка соблюдения прав граждан в период отопительного сезона 2018-2019 годов в деятельности ООО «Забайкальский тепловик». В ходе проверки выявлено, что ООО «Забайкальский тепловик» является организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению населению на территории городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» на основании концессионного соглашения № 2 от 01.08.2016 г., заключенных с администрацией городского поселения «Сретенское» в отношении объектов – 5 котельных. По состоянию на 26.09.2018 г. на складах котельной ООО «Забайкальский тепловик» имеется недостаточный запас твёрдого топлива 30 тонн, при среднесуточном расходе 6 тонн, остаток топлива составляет 24 тонны, то есть 4 тонны в сутки. Подвоз топлива предприятием осуществляется автомобильным транспортом. В соответствии с Распоряжением Правительства Забайкальского края от 10.04.2018 г. № 137-р, теплоснабжающими организациями на складах должен быть обеспечен нормативный запас твердого топлива в размере не менее 7 суточного расхода при доставке топлива автотранспортом и не менее 14 суточного расхода при доставке топлива железнодорожным транспортом. Отсутствие теплоснабжения, а также отсутствие необходимого запаса угля на котельных не обеспечивает устойчивый и безаварийный отопительный процесс, в результате нарушаются права граждан – получателей тепловой энергии, кроме того, может быть создана чрезвычайная ситуация. Просит признать незаконным бездействие ООО «Забайкальский тепловик», выразившееся в неисполнении обязанности по созданию нормативного запаса топлива для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, обязать ООО «Забайкальский тепловик» создать нормативный запас твердого топлива в размере не менее 7 суточного расхода и не снижать его до окончания отопительного сезона 2018-2019 годов, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Шмакова С.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Авангард плюс» Семеновых О.В. возражений против исковых требований не имеет, в части возложении обязанности на ответчика создать нормативный запас твердого топлива в размере не менее 7 суточного расхода признал в полном объеме. Из отзыва на исковое заявление прокурора следует, что ООО «Авангард плюс» не согласно с заявленными требованиями только к указанному в деле ответчику, так как орган местного самоуправления также обязан осуществлять организационные мероприятия, направленные на обеспечение нормативного запаса топлива на котельных.
Представитель третьего лица администрация городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Бочкарников Е.А. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе потребовать совершения правомочным лицом определенных действий или прекращении бездействия, создающих угрозу нарушению чьих-либо прав.
Юридически значимыми обстоятельствами по таким делам являются установление неправомерности бездействия лица, наличия реальной угрозы правам других лиц или состоявшегося нарушения этих прав и способа устранения нарушения прав или такой угрозы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Сретенского района при осуществлении надзора в сфере функционирования жилищно- коммунального хозяйства установлено, что ООО «Забайкальский тепловик», осуществляющим предоставление населению городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края услуг теплоснабжения, не приняты меры, направленные на бесперебойное обеспечение населения данными услугами.
Из пояснений представителя ответчика ООО «Забайкальский тепловик» следует, что по состоянию на 26.09.2018 г. в котельных городского поселения «Сретенское» не создан нормативный запас топлива, поскольку нормативный запас топлива (угля) отсутствует.
На основании концессионного соглашения № 2 от 01.08.2016 г. в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в г. Сретенске муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края ООО «Забайкальский тепловик» (концессионеру) переданы во временную эксплуатацию городским поселением «Сретенское» (концедентом) объекты теплоснабжения для оказания услуг по теплоснабжению населению городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края.
Согласно п. 5.2 указанного соглашения ООО «Забайкальский тепловик» (концессионер) обязан использовать объект соглашения в установленным настоящим соглашением порядке в целях осуществления обслуживания и обеспечения бесперебойной работы объектов теплоснабжения. П. 5.3 ООО «Забайкальский тепловик» (концессионеру) обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и непроинвентаризированных сетей на территории г. Сретенска.
Согласно пункту 3 распоряжения Правительства Забайкальского края «О подготовке жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края к осенне-зимнему периоду 2018/2019 годов» № 137-р от 10.04.2018 г. теплоснабжающим предприятиям было предписано создать нормативные запасы твердого топлива на складах теплоснабжающих предприятий для прохождения отопительного периода в объеме при доставке топлива автотранспорта - не менее 7-суточного расхода.
Согласно письму директора ООО «Забайкальский тепловик» № 431 от 27.09.2018 г. причинами сложившейся ситуации является недостаток денежных средств на предприятии, вызванный просроченной задолженностью потребителей и невыплатой выпадающих доходов организации, возникших в результате тарифного регулирования. Также отмечает, что ООО «Забайкальский тепловик» обращался в прокуратуру Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Губернатору Забайкальского края с просьбой разрешить данную проблему.
В ходе разбирательства по делу установлено, что ООО «Забайкальский тепловик» ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по созданию нормативного запаса топлива, что при снижении наружной температуры воздуха может повлечь за собою массовые нарушения прав граждан на получение централизованных услуг теплоснабжения, привести к возникновению чрезвычайной ситуации и неблагоприятным последствиям. Нехватка твердого топлива, расходуемого котельными городского поселения «Сретенское», может повлечь за собой сжигание его в котлах в меньших объемах и, как следствие, снижение температуры в системе теплоснабжения, с учетом зимнего времени года данное обстоятельство может привести к разморозке системы теплоснабжения и прекращению предоставления населению коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» качество теплоснабжения – совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 того же закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с п. 2.6.13 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, при подготовке котельных к отопительному сезону на всех котельных должен быть осуществлен завоз твердого топлива в расчете не менее 70 % от потребностей за период отопительного сезона.
В соответствии с п. 2.6.10. указанных правил готовность объектов жилищно- коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается обеспеченностью топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70 % потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
В соответствии с пунктом 3 раздела II Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставление коммунальных потребителю должно осуществляться круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
При этом, суд учитывает, что отсутствие на котельных резервного топливного хозяйства ставит под угрозу здоровье людей, а также может повлечь причинение значительного ущерба имуществу граждан, юридических лиц, имуществу объектов социальной сферы, муниципальному имуществу.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика ООО «Забайкальский тепловик» в части возложения на администрацию городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» ответственности по созданию нормативного запаса топлива в городском поселении «Сретенское» для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с концессионным соглашением № 2 от 01.08.2016 г. ООО «Забайкальский тепловик» наделено муниципальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 11.2 концессионного соглашения ООО «Забайкальский тепловик» несет ответственность за организацию теплоснабжения на территории г. Сретенска.
Положения данных концессионных соглашений на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей не возлагают.
Согласно ст. 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Администрация городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район», реализуя данные полномочия органа местного самоуправления заключила с ООО «Забайкальский тепловик» концессионное соглашение и передала ему в хозяйственное ведение объекты теплоснабжения, и осуществляет контролирующие функции, направленные на понуждение теплоснабжающей организации к осуществлению возложенных на нее обязанностей.
Доказательств ненадлежащего выполнения данных функций суду не представлено.
При таких обстоятельствах, доводы стороны ответчика о необходимости возложения на администрацию городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» ответственности по созданию нормативного запаса топлива в городском поселении «Сретенское» для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Учитывая, что ООО «Забайкальский тепловик» не создан на котельных городского поселения «Сретенское» 7-суточный запас твердого топлива, суд находит требования прокурора Сретенского района о признании незаконным бездействия ООО «Забайкальский тепловик», выразившееся в неисполнении обязанности по созданию нормативного запаса топлива в городском поселении «Сретенское» для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и возложении обязанности создать нормативный запас твердого топлива в размере не менее 7 суточного расхода и не снижать его до окончания отопительного периода 2018-2019 годов подлежащими удовлетворению, кроме того полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сретенского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Забайкальский тепловик», выразившееся в неисполнении обязанности по созданию нормативного запаса топлива на котельных городского поселения «Сретенское» для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Обязать ООО «Забайкальский тепловик» создать нормативный запас твердого топлива на котельных городского поселения «Сретенское» в размере не менее 7 суточного расхода и не снижать его до окончания отопительного периода 2018-2019 годов.
Взыскать с ООО «Забайкальский тепловик» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Решение суда в части возложения обязанности создать нормативный запас твердого топлива не менее 7 суточного расхода и не снижать его до окончания отопительного сезона 2018-2019 годов обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Сретенский районный суд в течение месяца со дня его оглашения.
Судья Б.Д. Дугарова