Дело № 2-5973/2024
УИД 03RS0003-01-2023-007544-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2024 года город Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.,
при секретаре Валиевой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пиксаева Алексея Александровича к ППК «Фонд развития территорий», Правительству Республики Башкортостан, ЗАО «Российская оценка» о признании недействительным отчета о рыночной стоимости, взыскании недоплаченной суммы возмещения, взыскании суммы убытков
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ППК «Фонд развития территорий», Правительству Республики Башкортостан, ЗАО «Российская оценка» о признании недействительным отчета о рыночной стоимости, взыскании суммы возмещения, убытков, процентов за пользование чужими средствами.
В обоснование указал, что Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от <адрес>. (резолютивная часть объявлена <адрес> ЖСК «Новый дом» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим должника утверждена арбитражный управляющий Мардамшина А.М.
Требования Истца включены в реестр требований о передаче жилых помещений.
30.12.2020 г. Наблюдательным советом Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства (протокол № НС – 29/2020) в соответствии с пунктом 5 части 2 ст. 13.1 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон о ППК) принято решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплат возмещения гражданам – участникам строительства ЖСК «Новый дом» (Республика Башкортостан). Выплата возмещения осуществляется с 13.01.2021.
Истец обратился в ППК "Фонд развития территорий" для получения выплаты.
ППК "Фонд развития территорий» отказал в выплатах на основании того, что строительство квартира Истца осуществлялось без Разрешения на строительство.
Определением АС РБ от 29.07.2022 г. суд обязал Публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» (ИНН 7704446429, ОГРН 5177746100032) в качестве встречного предоставления за передаваемое имущество, произвести в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.07.2017 №218-ФЗ выплату возмещения гражданам – участникам строительства, требования которых включены в третью очередь реестра требований кредиторов, в реестр требований о передаче жилых помещений Жилищно – строительного кооператива «Новый дом» (ИНН 0258012096, ОГРН 1080277004928), в том числе строительство которых осуществлялось без разрешения на строительство.
Истцом подано соответствующее заявление о выплатах, выплаты получены с нарушением сроков.
Указано так же, что распоряжением Главы Республики Башкортостан от 08 июля 2021 года утвержден План-график (дорожная карта) по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Башкортостан, включенных в Единый реестр проблемных объектов, предусмотренных частью 1.1. статьи 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительств многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Указанный План-график включает в себя пятиэтажный жилой дом по <адрес> гп. Благовещенск РБ. В качестве способа восстановления прав граждан-участников строительства указанного дома, указан возврат денежных средств граждан с участием ППК "Фонд развития территорий" (раннее - ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства»). Указано так же софинансирование регионального и федерального бюджетов в пропорции 12 % региональный бюджет и 88 % федеральный соответственно. На основании этого полагаем, что Ответчиком по настоящему иску должно выступать Правительство Республики Башкортостан и ППК "Фонд развития территорий" (раннее - ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства») солидарно.
Истец полагает, что отказ ППК Фонд развития территорий и несвоевременная выплата нарушает ее права, в связи с этим полагает что имеет право на уплату процентов на сумму долга (ч. 1 ст. 395 ГК РФ) и убытки превышающие сумму процентов. (ч. 2 ст. 395 ГК РФ)
На этом основании Истец с учетом уточнения иска просит суд, признать недействительным отчет № Н-ФЗП-02/169-19/ТЗ-49 об оценке рыночной стоимости имущественных прав на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиками ЗАО «РОССИЙСКАЯ ОЦЕНКА», в отношении своей квартиры.
Взыскать солидарно с Публично-правовой компании «Фонд развития территории», Правительства Республика Башкортостан, ЗАО "Российская оценка" в пользу Пиксаева Алексея Александровича компенсационную выплату в размере 475 818 рублей, за пользование чужими денежными средствами 115 876,44 рублей, убытки в размере 906403,56 рублей.
Истец, надлежаще извещенный о дне слушания дела, в судебное заседание не явился.
Ответчик Правительства Республики Башкортостан надлежаще извещенный о дне слушания дела, явку в судебное заседание представителя не обеспечил.
Ответчик ППК «Фонд развития территорий», надлежаще извещенный о дне слушания дела, явку в судебное заседание представителя не обеспечил, представил возражение на исковое заявление, в которых представитель просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчик ЗАО «Российская оценка» надлежаще извещенный о дне слушания дела, явку в судебное заседание представителя не обеспечил, представил возражение на исковое заявление, в которых представитель просит отказать в удовлетворении иска.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 названного Федерального закона мероприятий за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство. Такая выплата осуществляется до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика.
В силу части 2 статьи 13 поименованного Федерального закона выплата возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требование о передаче жилого помещения (жилых помещений), осуществляется в размере стоимости указанного помещения (указанных помещений), определяемой как произведение общей площади жилого помещения в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков), подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, но не более ста двадцати квадратных метров, и рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения (таких жилых помещений), не превышающей ста двадцати квадратных метров. Предусмотренная данной частью рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на три месяца ранее даты принятия Фондом решения в соответствии с частью 1 этой статьи. Порядок расчета размера выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1233 утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1711 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1432".
В приложении к Правилам приведена методика расчета размера возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков), подлежащих передаче гражданам - участникам строительства (далее - Методика).
Пункт 3 приложения к Правилам изложен в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1711 (размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, N 43).
Из содержания части 2 статьи 13 названного Федерального закона следует, что выплата возмещения гражданам осуществляется с учетом стоимости помещения, подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, и его площади, но не более ста двадцати квадратных метров, рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов. При этом стадия строительства объекта является одной из характеристик, учитываемых при сопоставлении с аналогичными объектами на рынке недвижимости в целях определения его стоимости, наряду с такими характеристиками, как жилая площадь, количество комнат, регион, муниципальное образование.
По правилам ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №218-ФЗ) выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство.
Статья 1 Закона №218-ФЗ под участником строительства понимает физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии со ст. 201.1 Закона о банкротстве понятие участник строительства включает в себя термин «участник долевого строительства» и определяется как физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и нежилого помещения или денежное требование.
Требование о передаче жилого помещения - требование участника строительства о передаче ему на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме.
Денежное требование - требование участника строительства о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения; возмещении убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика передать жилое помещение; возврате денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, которые признаны судом или арбитражным судом недействительными; возврате денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.
В соответствии с п. 3 ст. 201.15-2-2 Закона о банкротстве, в качестве встречного представления за передаваемое имущество Фонд осуществляет выплату возмещения участникам строительства в соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По смыслу указанных норм, выплата возмещения возможна участнику строительства, чьи требования основаны на любом возмездном договоре, включая требования об исполнении обязательства в натуре (передача объекта) или о возмещении убытков.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец участники строительства и включен в реестр требований о передаче жилых помещений Жилищно – строительный кооператив «Новый дом».
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в Реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений Жилищно – строительного кооператива «Новый дом» включено требование Пиксаева Алексея Александровича о передаче однокомнатной <адрес>, общей проектной площадью 42 кв.м., на 2 этаже, 9 подъезда, расположенного по строительному адресу: <адрес>, <адрес>, за которую Пиксаевым А.А. застройщику ЖСК «Новый дом» уплачено 824 641 руб.
ППК «Фонд развития территорий» является правопреемником ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства».
В силу п. 4 Правил выплаты публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений. утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1233, граждане вправе обратиться с заявлением о выплате возмещения с даты принятия Фондом решения о финансировании до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика.
Согласно п. 8 Правил выплата возмещения осуществляется за счет имущества Фонда в течение 10 рабочих дней со дня представления гражданином документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, в валюте Российской Федерации.
Истец направила в адрес ППК «Фонд развития территорий» заявление о выплате возмещения. ППК "Фонд развития территорий» отказал в выплатах на основании того, что строительство квартир Истца осуществлялось без Разрешения на строительство.
Определением АС РБ от 29.06.2022 г. суд обязал Публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» (ИНН 7704446429, ОГРН 5177746100032) в качестве встречного предоставления за передаваемое имущество, произвести в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.07.2017 №218-ФЗ выплату возмещения гражданам – участникам строительства, требования которых включены в третью очередь реестра требований кредиторов, в реестр требований о передаче жилых помещений Жилищно – строительного кооператива «Новый дом» (ИНН 0258012096, ОГРН 1080277004928), в том числе строительство которых осуществлялось без разрешения на строительство.
На основании указанного судебного акта, ППК "Фонд развития территорий" исполнил возложенную на него обязанность по выплате компенсации размер которых определен на основании отчета № Н-ФЗП-02/169-19/ТЗ-49 об оценке рыночной стоимости имущественных прав на объекты недвижимости от 23.11.2020 года, выполненный оценщиками ЗАО «РОССИЙСКАЯ ОЦЕНКА».
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 218-ФЗ), выплата возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требование о передаче жилого помещения (жилых помещений), осуществляется в размере стоимости указанного помещения (указанных помещений), определяемой как произведение общей площади жилого помещения в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков), подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, но не более ста двадцати квадратных метров, и рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения (таких жилых помещений), не превышающей ста двадцати квадратных метров. Предусмотренная настоящей частью рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на три месяца ранее даты принятия Фондом решения в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Порядок расчета" размера выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил, выплата возмещения гражданам, имеющим требования о передаче жилых помещений, осуществляется в размере, определяемом в соответствии с методикой расчета размера возмещения гражданам, имеющим требования о передаче жилых помещений в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков), подлежащих передаче гражданам - участникам строительства, согласно приложению.
Приложением к Правилам является Методика расчета возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требование о передаче жилых помещений в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков) подлежащих передаче гражданам-участникам строительства (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 2 Методики, выплата возмещения по договору осуществляется в размере, предусмотренном частью 2 статьи 13 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Методики при определении размера подлежащего выплате возмещения учитывается, что рыночная стоимость 1 кв. метра определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", на дату, которая не может быть более чем на 3 месяца ранее даты принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом для целей настоящей методики под равнозначным жилым помещением на первичном рынке понимается жилое помещение, в котором жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат жилого помещения, подлежащего передаче гражданину в соответствии с договором либо в связи с участием в кооперативе, а объект строительства с равнозначным жилым помещением находится в границах муниципального образования и на той же стадии строительства, на которой находится объект строительства на дату принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытии конкурсного производства;
Таким образом, императивной нормой закона установлено, что рыночная стоимость одного квадратного метра, учитываемого при расчете компенсационной выплаты, определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом.
Тем не менее, в силу статьи 13 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной компетенцией, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено определение в судебном порядке размера компенсационной выплаты в случае несогласия участника строительства с её размером.
Истцом заявлено требование о признании недействительным отчета № Н-ФЗП-02/169-19/ТЗ-49 об оценке рыночной стоимости имущественных прав на объекты недвижимости от 23.11.2020 года, выполненного оценщиками ЗАО «РОССИЙСКАЯ ОЦЕНКА», в части определения стоимости конкретной квартиры.
Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания (ст. 79 ГПК РФ).
По делу была назначена судебная экспертиза, порученная АНО "ВЕКТОР". Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Соответствует ли отчет N Н-ФЗП-02/169-19/ТЗ-49 об оценке рыночной
стоимости имущественных прав на объекты недвижимости от 23.11.2020 г.,
выполненный ЗАО «Российская оценка», требованиям законодательства об
оценочной деятельности, Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 No
1233, в том числе и требованиям закона и федеральных стандартов оценки и
других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по
нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и
правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, и если не соответствует, то в чем именно?
2. Какова рыночная стоимость 1 кв.м. равнозначного жилого
помещения на первичном рынке по состоянию на 23.11.2020 г. с применением
порядка расчета, регламентированного п. 2 ст. 13 ФЗ-218 от 29.07.2017 г. однокомнатной <адрес>, общей проектной площадью 42 кв.м., на 2 этаже, 9 подъезда, расположенного по строительному адресу: <адрес>, <адрес>.
3. Определите рыночную стоимость 1 кв.м. равнозначного жилого
помещения на первичном рынке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с применением
порядка расчета, регламентированного п. 2 ст. 13 ФЗ-218 от ДД.ММ.ГГГГ однокомнатной <адрес>, общей проектной площадью 42 кв.м., на 2 этаже, 9 подъезда, расположенного по строительному адресу: <адрес> <адрес>.
Согласно заключению эксперта АНО «Вектор», отчет № Н-ФЗП-02/169-19/ТЗ-49 об оценке рыночной стоимости имущественных прав на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ЗАО "Российская оценка" не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Конкретизируя ответ на поставленный вопрос, эксперт указывает в качестве нарушения на то, что в качестве аналогов в спорном отчете принимаются жилые помещения квартиры. Кроме того оценщиком не приводится корректировка на вид имущественного права. Объекты-аналоги принадлежат продавцам на праве собственности. Аналоги не сопоставимы по основным ценообразующим факторам. В качестве аналогов используются объекты недвижимости, которые не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка. Аналоги относятся к сегменту рынка вторичное жилье, тогда как объекты оценки относятся к сегменту рынка - первичное жилье.
Кроме того, эксперт устанавливает рыночную стоимость 1 кв. м. равнозначного принадлежащего Истцу жилого помещения на первичном рынке, на дату спорного отчета и на дату фактической выплаты компенсации.
Рыночная стоимость 1 кв.м. равнозначного жилого помещения на первичном рынке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с применением порядка расчета, регламентированного п. 2 ст. 13 ФЗ-218 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении однокомнатной <адрес>, общей проектной площадью 42 кв.м., на 2 этаже, 9 подъезда, расположенного по строительному адресу: <адрес>, <адрес>, составляет: 46860 рублей за квадратный метр, что соответствует размеру компенсации 1 968 120 рублей (расчет. 42 кв.м. * 46 860 рублей).
Рыночная стоимость 1 кв.м. равнозначного жилого помещения на первичном рынке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с применением порядка расчета, регламентированного п. 2 ст. 13 ФЗ-218 от ДД.ММ.ГГГГ однокомнатной <адрес>, общей проектной площадью 42 кв.м., на 2 этаже, 9 подъезда, расположенного по строительному адресу: <адрес>, <адрес>, составляет: 71 200 рублей за квадратный метр, что соответствует стоимости 2 990 400 рублей (расчет. 42 кв.м. * 71 200 рублей).
Требования к содержанию заключения эксперта установлены в ст.25 ФЗ от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которой в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе, результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и служат его составной частью. В соответствии со ст.8 указанного Закона эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объёме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
У суда не имеется оснований не доверять заключению судебной экспертизы, так как заключение составлено экспертом, обладающим специальными познаниями и стажем работы в соответствующей области, экспертиза проведена в порядке, установленном сх 84 ГПК РФ, в соответствии с требованиями Федерального закона от дата № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда о проведении экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не является заинтересованным лицом, и ни одна из сторон не могла повлиять на исход экспертизы. Вывод эксперта последователен, непротиворечив, основан на методиках, поименованных в экспертном заключении и проведенных исследованиях, заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями ст. 86 ГПК РФ, а потому суд кладет выводы эксперта в основу решения суда.
Достоверность отчета об оценке обеспечивается его выполнением в соответствии с требованиями Закона N135-ФЗ и федеральными стандартами оценки.
Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания (ст. 79 ГПК РФ).
Согласно п.1. ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ).
На основании вышеизложенного, с учетом результатов судебной экспертизы, с ППУ "Фонд развития территорий" подлежит взысканию компенсационная выплата в размере 475 818 рублей. (1 968 120 сумма выплаты с учетом определенной судебным экспертом стоимости кв.м. квартиры - 1 492 302 рублей– фактически выплаченная сумма)
В части исковых требований истца о взыскания солидарно дополнительного возмещения с ЗАО «Российская оценка" и Правительства Республики Башкортостан суд полагает в указанных требованиях следует отказать, в силу следующего:
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона №218-ФЗ от 29.07.2017 года Публично-правовая компания "Фонд развития территорий" - унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных указанным законом.
Для достижения предусмотренных указанным законом целей своей деятельности Фонд осуществляет функции и полномочия, предусмотренные ч.2 ст.З Федерального закона №218-ФЗ от 29.07.2017 г., в том одной из функций и полномочий Фонда, связанных с защитой прав и законных интересов граждан - участников строительства, является выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест, а также нежилых помещений, определенных подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при несостоятельности (банкротстве) застройщика, в том числе жилищно-строительного кооператива (подпункт 3 пункта 3 ст. 3 Федерального закона №218-ФЗ от 29.07.2017 г.).
Так в соответствии с п.2 Правил выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» возмещения гражданам-участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений» выплату возмещения гражданам, обратившимся с заявлением о выплате возмещения, осуществляет публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства".
В соответствии с п.8 тех же правил, выплата возмещения осуществляется за счет имущества Фонда.
С целью реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений Российской Федерацией была учреждена Публично-правовая компания «Фонд Развития Территорий». Одной из форм достижения указанной цели законодателем была определена выплата возмещения гражданам-участникам долевого строительства. Выплата такого возмещения производится непосредственно созданная для этого организация - Публично-правовая компания «Фонд Развития Территорий» и за счет имущества указанной организации.
Таким образом, законом не возложена обязанность о выплате компенсаций для иных лиц кроме ППК "Фонд развития территорий". В этой части требований истцов - ЗАО «Российская оценка» и Правительство Республики Башкортостан являются не надлежащими ответчиками.
Суд не согласен с доводом ответчика ППК «Фонд развития территорий» об отсутствии оснований для взыскания с Фонда процентов за пользование чужими денежными средствами.
Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).
В случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с этим указанные в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты не начисляются на суммы экономических (финансовых) санкций, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами и подлежащие возврату из соответствующего бюджета (пункт 38 названного постановления).
Таким образом, статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которых на должника возлагается обязанность по уплате кредитору процентов за пользование денежными средствами.
При этом положения данной нормы подлежат применению к любому денежному обязательству, вытекающему из гражданско-правовых отношений.
Согласно пункта 4 Правил выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» возмещения гражданам-участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1233, граждане вправе обратиться с заявлением о выплате возмещения с даты 9 принятия Фондом решения о финансировании до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика.
Согласно п.8 Правил выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» возмещения гражданам-участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, выплата возмещения осуществляется за счет средств компенсационного фонда в течение 10 рабочих дней со дня представления гражданином документов, указанных в п. 6 и 7 настоящих правил.
Истцом представлен расчет процентов по правилам статьи 395 ГК РФ. Указанные расчеты судом проверен, признан верным.
Поскольку установлено, что задержка выплаты компенсации была вызвана нарушением со стороны ППК "Фонд развития территорий" и выплата осуществлялась с нарушением установленных законодательством сроков, с ППК "Фонд развития территорий" подлежат взысканию проценты за пользование чужими средствами с момента возникновения права на выплату до даты фактической выплаты:
Период взыскания процентов в пользу истца следует рассчитать за период с 16.11.2021 по 26.12.2022 г. – 406 дней, с учетом моратория установленного Постановлением Правительства РФ №474 от 26.03.2022 г. 01.04.2022 г. по 01.10.2022, исходя из следующего.
Истцец обратился за выплатами в ППК "Фонд развития территорий" 22.10.2021 г. и у данного ответчика возникла обязанность произвести выплату в срок 10 рабочих дней со дня получении заявления т.е. 16.11.2021.
Выплата истцу последовала 26.12.2022 г.
Таким образом, с ППК "Фонд развития территорий" в пользу истца подлежат взысканию проценты в порядке ст. 395 ГК РФ за период с 16.11.2021г. (дата определена истцом) по 12.06.2022 г. – 406 дней, с учетом моратория установленного Постановлением Правительства РФ №474 от 26.03.2022 г. 01.04.2022 г. по 01.10.2022, в размере 115 876,44, исходя из начисления процентов на сумму выплаты ответчика в размере 1 968 120 руб.
Контррасчета неустойки ответчиком ППК "Фонд развития территорий" не представлено.
На основании п. 1 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 395 ГК РФ, если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.
Расчеты сделаны с учетом п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) сумма процентов, установленных статьей 395 ГК РФ, засчитывается в сумму убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением денежного обязательства (пункт 1 статьи 394 и пункт 2 статьи 395 ГК РФ).
Судом приняты, как достоверные выводы судебного эксперта, что на момент фактической выплаты стоимость 1 кв.м. равнозначных жилых помещений на первичном рынке по состоянию на момент фактически произведенных исцам компенсационных выплат, определенных с применением порядка расчета, регламентированного п. 2 ст. 13 ФЗ-218 от 29.07.2017 г. в отношении жилых помещений, расположенных в объекте незавершённого строительства по строительному адресу: <адрес>, <адрес>, составляет 71200 рублей. что соответствует стоимости 2 990 400 рублей (расчет. 42 кв.м. * 71 200 рублей)
Следовательно с ППК Фонд развития территорий С ППК "Фонд развития территорий" в пользу истца подлежат взысканию убытки с учетом п. 2 ст. 395 ГК РФ в размере 906403,56 рублей (Расчет: 2 990 400 (стоимость квартиры определенная судебным экспертом на дату выплаты компенсации) – 1 968 120 (размер компенсации определенной на основании вывода судебного эксперта) - 115 876,44 (сумма процентов по 395 ст. ГК РФ)).
Довод ответчика ЗАО "Российская оценка" о том, что истцами выбран
ненадлежащий способ защиты своих прав подлежит отклонению, поскольку в силу статей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорному правоотношению, характеру нарушения. Кроме того, то обстоятельство, что решение наблюдательного совета о выплате возмещения гражданам истцами не оспорено и незаконным не признано, не является основанием для отказа во взыскании доплаты, поскольку основанием для обращения истцов в суд явилось несогласие с размером возмещения, а не с самим решением о выплате возмещения, с которым истцы согласны.
Довод ответчика ЗАО "Российская оценка" о том, что, приняв компенсационные выплаты, истцы согласились с их размером, не состоятелен, в силу следующего. Специальное законодательство направлено на восстановление прав пострадавших участников строительства, действующее законодательство не связывает оспаривание суммы компенсации выплаченной Участнику строительства с моментом фактического ее получения.
Довод представителя ответчика ЗАО "Российская оценка", о том, что иск подлежит возврату, поскольку подсуден Арбитражному суду, со ссылкой на п.3.9 ст. 13 Федерального закона 218 ФЗ от 29.07.2017 г. подлежит отклонению как основанный на неверном толковании закона. Указанная часть 3.9 введена Федеральным законом от 19.12.2022 N 542-ФЗ, не применима к указанным отношениям, поскольку касается изменения способа восстановления права.
Довод представителя ответчика ЗАО "Российская оценка" о том, что истцами выбран ненадлежащий способ защиты своих прав подлежит отклонению, в силу статей 11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации истец свободен выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорному правоотношению, характеру нарушения.
От АНО «Вектор» поступило заявление о взыскании судебных расходов по оплате судебной экспертизы в размере 20 000 руб.
Экспертиза по делу проведена, однако оплаты расходов по проведению экспертиз не произведено.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить ходатайство АНО «Вектор» о компенсации экспертных расходов по проведению судебной строительно-технической экспертизы.
Общая стоимость производства судебных экспертиз составила 20 000 руб., что подтверждается ходатайствами и счетами АНО «Вектор».
Доказательств того, что эта стоимость не соответствует ценам, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги, неразумности или необоснованности указанных расходов в деле не имеется.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что в пользу АНО «Вектор» с ответчика Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» подлежат взысканию расходы на производство судебной экспертизы в размере 20 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пиксаева Алексея Александровича к Публично-правовой компании «Фонд развития территорий», Правительству Республики Башкортостан, ЗАО «Российская оценка» о признании недействительным отчета о рыночной стоимости, взыскании недоплаченной суммы возмещения к Публично-правовой компании «Фонд развития территорий», Правительству Республики Башкортостан, ЗАО «Российская оценка» о признании недействительным отчета о рыночной стоимости, взыскании недоплаченной суммы возмещения, удовлетворить частично.
Признать недействительным отчет № Н-ФЗП-02/169-19/ТЗ-49 об оценке рыночной стоимости имущественных прав на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ЗАО «РОССИЙСКАЯ ОЦЕНКА», в части определения стоимости однокомнатной <адрес>, общей проектной площадью 42 кв.м., на 2 этаже, 9 подъезда, расположенного по строительному адресу: <адрес>, <адрес>.
Взыскать с Публично-правовой компании «Фонд развития территории» (ИНН 7704446429) в пользу Пиксаева Алексея Александровича (<данные изъяты>.) компенсационную выплату в размере 475 818 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 115 876,44 рублей, убытки в размере 906 403,56 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Пиксаева Алексея Александровича к Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» отказать.
В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, убытков к ЗАО «Российская оценка», Правительству Республики Башкортостан, отказать.
Взыскать с Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (ИНН 7704446429) в пользу АНО «Вектор» (ИНН 7728488964) расходы на производство судебной экспертизы в размере 20 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Абдрахмановой Л.Н.
Мотивированное решение изготовлено 04.09.2024 г.