ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 января 2022 года № 33-554/2022 (2-2263/2021)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Ибрагимовой И.Р.,
Фахрисламовой Г.З.,
при секретаре Тукаеве Т.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан, действующего в интересах Хажеевой Э.И., к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения
по апелляционной жалобе администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия
установила:
прокурор города Октябрьский Республики Башкортостан, действующий в интересах Хажеевой Э.И., обратился в суд с иском к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан (далее – Администрация города) об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет на территории города Октябрьский Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.
Исковые требования мотивированы тем, что Хажеева Э.И., 24 апреля 2002 года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено в связи с отсутствием бюджетных средств на данные цели.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2021 года исковые требования прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан, действующего в интересах Хажеевой Э.И., удовлетворены.
В поданной апелляционной жалобе Администрация города просит отменить вышеуказанное решение суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть исполнены за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации; исковые требования истца и решение суда об их удовлетворении нарушают интересы 150 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, претендующих на предоставление жилых помещений, постановленных на учет ранее Хажеевой Э.И.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, выслушав прокурора Галиева Р.Р., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 и ФИО4 являются родителями Хажеевой Э.И., 24 апреля 2002 года рождения (лист дела 14).
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата ФИО4 признана недееспособной (листы дела 12-13).
24 января 2016 года ФИО3 умер (лист дела 15).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 15 октября 2019 года № 13 Хажеева Э.И., не являющаяся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений, признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в списки с даты обращения – 25 сентября 2019 года (лист дела 18).
Удовлетворяя исковые требования прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан, действующего в интересах Хажеевой Э.И., суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложил на Администрацию города обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению Хажеевой Э.И. жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (пункт 2 статьи 8 указанного Закона).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан».
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 года № 407 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан.
При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, обязанность по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Соответственно, учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о недостаточном финансировании, необходимости соблюдения соответствующей процедуры предоставления жилых помещений подлежат отклонению как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения, собранным по делу доказательствам суд дал надлежащую оценку.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12 января 2022 года.
Председательствующий О. В. Алексеенко
Судьи И. Р. Ибрагимова
Г. З. Фахрисламова
Справка: федеральный судья Сиразева Н.Р.