Решение по делу № 2а-4736/2019 от 13.06.2019

Дело № 2а-4736/2019

22RS0068-01-2019-005088-32

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

17 июня 2019 года г.Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи              Мальцевой О.А.

при секретаре          Абрамовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению регионального отделения в Алтайском крае Всероссийской политической партии «Партия Роста» к администрации г. Барнаула, председателю комитета общественных связей и безопасности администрации г. Барнаула Королеву Геннадию Васильевичу о признании незаконным ответа,

УСТАНОВИЛ:

Региональное отделение в Алтайском крае Всероссийской политической партии «Партия Роста» обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указано на то, что 28.05.2019 в администрацию г.Барнаула было направлено уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 12.06.2019 с 17-30 до 20-00 час. на территории, примыкающей к памятнику жертвам политических репрессий в г.Барнауле на пл. Свободы напротив ТЦ «Поместье». В качестве альтернативного места проведения данного публичного мероприятия было указано – сквер имени Г. Титова, который прилегает к зданию по адресу ул. Г. Титова, 9. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия не более 500 (пятисот) человек. Цель мероприятия указана митинг в защиту конституционных прав и свобод человека, прав на свободу слова, достойную жизнь и жилище.

30.05.2019 комитетом по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации г. Барнаула отказано в согласовании публичного мероприятия в заявленных местах по причине проведения в указанных местах мероприятий и акций, посвященных празднованию «Дня России».

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 10.06.2019 признан незаконным ответ председателя комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации г. Барнаула от 30.05.2019 № , возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление от 28.05.2019 о проведении публичного мероприятия.

Во исполнение решения суда административным ответчиком повторно рассмотрено уведомление регионального отделения в Алтайском крае Всероссийской политической партии «Партия Роста» от 28.05.2019 о проведении публичного мероприятия, ответом от 10.06.2019 указано на то, что в указанное время в данных местах будут проходить иные официальные мероприятия, осуществляться подготовка к их проведению, предложено провести мероприятие 13.06.2019 в одном из заявленных в уведомлении мест и время.

Административный истец с указанным ответом не согласен, указывая, что предложение изменить дату публичного мероприятия по существу является предложением отказаться от его проведения, ссылки на иное время и место в ответе не содержится.

Полагает, что указанные административным ответчиком обстоятельства не являются установленным законом основанием для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона № 54-ФЗ.

По изложенным основаниям, просит признать незаконным отказ административного ответчика, изложенный в письме от 10.06.2019 согласовать проведение 12 июня 2019 года публичного мероприятия в форме митинга за защиту конституционных прав и свобод человека, прав на свободу слова, достойную жизнь и жилище в период с 17 часов 30 минут до 20 часов 00 минут в местах, расположенных на территории, примыкающей к памятнику жертвам политических репрессий в г.Барнауле на пл. Свободы напротив ТЦ «Поместье» и ул. Г. Титова, 9 (сквер напротив здания по данному адресу) с количеством участников не более 500 (пятисот) человек.

В судебном заседании представитель административного истца на заявленных исковых требованиях настаивал, в обоснование ссылался на доводы, изложенные в административном иске, дополнительно пояснил, что ответчиком не представлено доказательств невозможности проведения публичного мероприятия до начала культурно-массовых мероприятий либо по их окончанию, не указано какая подготовка территории требуется и сколько времени необходимо для осуществления данных работ. Указал, что оспариваемый отказ был получен 11.06.2019.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации г. Барнаула требования не признал, указал, что на территории г.Барнаула, в том числе и в указанных в уведомлении истца местах, 12.06.2019 года запланированы мероприятия по празднованию государственного праздника «День России», в связи с чем заявителю было предложено провести заявленное публичное мероприятие 13.06.2019 в месте и время указанное в уведомлении. При этом, оспариваемый ответ является предложением изменить время проведения публичного мероприятия. Одновременное проведение культурно-массовых мероприятий и заявленного митинга недопустимо по причине невозможности обеспечения общественного порядка и безопасности граждан.

Предложить иные места в указанное организатором время не представляется возможным, поскольку таковые относятся к местам, в которых запрещено проведение массовых мероприятий в силу п. 2 ст. 3-1 Закона Алтайского края от 31.12.2004 № 76-ЗС. Согласия собственника либо иного законного владельца территории на проведения публичного мероприятия не представлено.

Заинтересованное лицо Рау В.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что на площади Г. Титова культурно-массовые мероприятия были окончены в 17-10 час. 12.06.2019, в связи с чем, проведение митинга было возможным.

Административный ответчик председатель комитета общественных связей и безопасности администрации г.Барнаула Королев Г.В., заинтересованное лицо- Овчинников В.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) суд с учетом мнения участников процесса полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон исследовав материалы дел, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 4 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С административным иском об оспаривании решения от 10.06.2019 административный истец обратился 13.06.2019, то есть в пределах установленного законом десятидневного срока, установленного положениями ч.4 ст. 219 КАС РФ.

В соответствии со ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года), статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.

На обеспечение реализации установленного высшим законом Российской Федерации права направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту – Федеральный закон №54-ФЗ), согласно статье 2 которого целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Аналогичные положения содержатся в ст.2 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №76-ЗС «О порядке проведения собрания, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» (далее – Закон №76-ЗС), принятого по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 72 Конституции Российской Федерации).

Нормами указанных законов установлены порядок организации и проведения публичных мероприятий, в том числе порядок уведомления о проведении публичного мероприятия и его согласования.

Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона №54-ФЗ, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. Под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункт 7 статьи 2 Закона о митингах).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона №54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места).

Частью 5 ст. 10.1 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №76-ЗС установлено, что предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, в одном специально отведенном месте, составляет сто человек. При превышении установленной предельной численности проведение публичного мероприятия допускается после согласования с соответствующей администрацией в порядке, установленном настоящим Законом.

Места, указанные в уведомлении от 28.05.2019 года - территория, примыкающая к памятнику жертвам политических репрессий в г.Барнауле на пл. Свободы напротив ТЦ «Поместье» и альтернативное место проведения данного публичного мероприятия – сквер имени Г. Титова, который прилегает к зданию по адресу ул. Г. Титова, 9 на основании Постановления Администрации Алтайского края № 707 от 20.12.2012 отнесены к единым специально отведенным местам. Вместе с тем, поскольку в рассматриваемом случае предполагаемое количество участников публичного мероприятия превышало 100 человек, требовалось уведомление о проведении публичного мероприятия органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о митингах организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 вышеназванного закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5 Закона о митингах).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Закона о митингах).

Согласно части 1 статьи 12 названного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (пункт 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определениях от 14.02.2013 N 4-П, от 02.04.2009 N 484-О-П, от 01.06.2010 N 705-О-О орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

При этом законоположение, указывая на необходимость согласования предложения об изменении места и (или) времени публичного мероприятия с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.

Как установлено судом, 28.05.2019 в 08-00 час. региональным отделением в Алтайском крае Всероссийской политической партии «Партия Роста», Рау В.Ф в администрацию г. Барнаула было представлено уведомление о проведении публичного мероприятия в виде в форме митинга 12.06.2019 с 17-30 до 20-00 час. на территории, примыкающей к памятнику жертвам политических репрессий в г.Барнауле на пл. Свободы напротив ТЦ «Поместье». В качестве альтернативного места проведения данного публичного мероприятия было указано – сквер имени Титова, который прилегает к зданию по адресу ул. Титова, 9. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия не более 500 (пятисот) человек. Цель мероприятия указана митинг в защиту конституционных прав и свобод человека, прав на свободу слова, достойную жизнь и жилище.

Данное уведомление принято и зарегистрировано в установленном законом порядке.

30.05.2019 комитетом по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации г. Барнаула отказано в согласовании публичного мероприятия в заявленных местах с указанием на то, что на территории города будет проводиться ряд мероприятий и акций, посвященных празднованию «Дня России». Предложено провести публичное мероприятие в другую выбранную дату.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 10.06.2019 признан незаконным ответ председателя комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации г. Барнаула от 30.05.2019 № 143-ПМ, возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление от 28.05.2019 о проведении публичного мероприятия.

При повторном рассмотрении уведомления от 28.05.2019 ответом административного ответчика от 10.06.2019 проведение публичного массового мероприятия вновь не согласовано, предложено провести митинг 13.06.2019 в одном из заявленных в уведомлении мест и время.

При этом, указано, что в специально отведенных местах 12.06.2019 будут проводиться иные мероприятия, а именно:

- публичное мероприятие (пикет) с 10-00 час. (площадь перед МБУК ДК «Южный», ул. Чайковского,21)

- акция «Здоровая Россия» с 11-00 час. (сквер им. Г. Титова)

-молодежно-спортивная акция «Вперед Россия» с 12-00 час. (сквер им. Г. Титова)

- выставка ретро-автомобилей с 12-00 час. (пл. Свободы);

- агитационный пробег ретро-транспорта и колонны мотоциклистов «Рождены в Советском союзе, сделаны в СССР» по маршруту: пл. Свободы -пр. Ленина -сквер им. Г. Титова с 12-00 час.

- выставка в рамках Всероссийского патриотического проекта «Герои какими их не видел никто» с 12-00 час. (сквер им. Г. Титова)

-поэтический конкурс «О тебе, моя Россия» с 14-00 час. (пл. Свободы)

-флешмоб по выдаче георгиевских лент и лент триколор с 15-00 час. (сквер им. Г. Титова)

- молодежный патриотический фестиваль, посвященный Дню России с 16-00 час. (пл. Свободы)

- концертная программа «Виват, Россия!» с 17-00 час. (площадь перед МБУК ДК «Южный», ул. Чайковского,21).

Указано, что одновременное проведение культурно-массовых мероприятий и заявленного митинга недопустимо по причине невозможности обеспечения общественного порядка и безопасности граждан.

При этом, с 08-00 час. на различных площадках города в том числе и на вышеуказанных будут проводиться работы по подготовке территории к проведению 12.06.2019 празднования Дня России в г. Барнауле.

Предложить иные места в указанное организатором время не представляется возможным, поскольку таковые относятся к местам, в которых запрещено проведение массовых мероприятий в силу п. 2 ст. 3-1 Закона Алтайского края от 31.12.2004 № 76-ЗС. Согласия собственника либо иного законного владельца территории на проведения публичного мероприятия не представлено.

Заявляя требования о признании оспариваемого ответа незаконным, административный истец указывает на его немотивированность, отсутствие доказательств невозможности проведения публичного мероприятия в указанных в уведомлении месте и времени.

Действительно, из разъяснений, данных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 26.06.2018 следует, что предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях). К таким интересам могут быть отнесены в частности сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан.

Федеральный законодатель по делам, рассматриваемым в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложил на административного ответчика (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С учетом указанных положений Кодекса и разъяснений, данных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 26.06.2018, орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.

Предлагая изменить дату проведения публичного мероприятия на 13.06.2019 административный ответчик указал, что в заявленных административным истцом местах с 11-00 час. будут проводиться культурно-массовые мероприятия, при этом, с 08-00 час. организованы работы по подготовке территории к проведению празднования Дня России. Имеется ссылка на невозможность совместного проведения общегородских мероприятий и публичного мероприятия.

Вместе с тем, в оспариваемом ответе не указано, как заявленные к проведению публичного мероприятия территории будут готовиться к празднованию, сколько времени для этого потребуется и связи с чем, невозможно совместное либо поочередное проведение указанных работ и митинга.

При этом, учитывается, что в силу п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 26.06.2018 неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия, для граждан, не участвующих в нем, сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В этой связи пояснения представителя ответчика о необходимости уборки территорий, установки конструкций третьими лицами причинение этим разного рода неудобств не может являться уважительной причиной изменения времени и места проведения публичного мероприятия в отсутствие доказательств, бесспорно свидетельствующих об очевидной невозможности его проведения в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

Таким образом, объективных причин, препятствующих проведению публично-массового мероприятия в специально отведенных местах (на территории, примыкающей к памятнику жертвам политических репрессий в г.Барнауле на пл. Свободы, в сквере им. Титова) в период времени с 07-00 час. до 11 -00 час. 12.06.2019 не имелось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, не содержит указания на таковые и оспариваемый ответ. Кроме того, сведений о том, культурно-массовые мероприятия будут проводиться после 17 час. 30 мин. (время начала публичного мероприятия, указанное в уведомлении), административным ответчиком также не представлено. Из просмотренной видеозаписи следует, что в сквере им. Г. Титова общегородские мероприятия окончены в 17-10 час.

Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.

Таким образом, установив обстоятельства, свидетельствующие о невозможности проведения публичного мероприятия в местах, заявленных организаторами публичного мероприятия, орган публичной власти обязан предложить конкретное место и время, позволяющее провести указанное публичное мероприятие чего, в нарушение закона в данном случае сделано не было. Какое-либо конкретное место проведения публичного мероприятия, организаторам публичного мероприятия администрацией г.Барнаула не предложено. Как и не предложено иное время для проведения мероприятия в заявленных местах, указана лишь возможная дата его проведения (13.06.2019). Между тем, орган публичной власти вправе предложить изменить время лишь начала и окончания проведения публичного мероприятия. Выбор даты проведения публичного мероприятия является исключительным правом организатора публичного мероприятия, при этом, вопрос о проведении мероприятия в иную дату решается путем подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия.

То обстоятельство, что орган местного самоуправления рассмотрел возможность проведения митинга как в основном указанном организаторами месте, так и другом, указанном в уведомлении, и принял решение о невозможности проведения публичного мероприятия на них, отразив в письме от 10.06.2019 года мотивы для отказа в согласовании, не свидетельствует о том, что органом публичной власти были исполнены требования пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.

Таким образом, суд находит основания для признания ответа от 10.06.2019 незаконным без возложения каких – либо обязанностей на административных ответчиков с учетом подачи административного иска и рассмотрения дела после 12.06.2019, что исключает какие - либо действия администрации города в связи с данным мероприятием. Рассмотрение согласования уведомления после даты публичного мероприятия не предусмотрено.

На основании вышеизложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Регионального отделение в Алтайском крае Всероссийской политической партии «Партия Роста» - удовлетворить.

Признать незаконным ответ председателя комитета общественных связей и безопасности администрации г. Барнаула от 10.06.2019

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                                  О.А. Мальцева

2а-4736/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Региональное отделение в АК Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА"
Ответчики
Администрация г. Барнаула
Председатель комитета общественных связей и безопасности Администрации г. Барнаула АК Королев Г.В.
Другие
Рау Виктор Филиппович
Овчинников Вячеслав Юрьевич
Пахомов Иван Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация административного искового заявления
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
17.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее