УИД 01RS0№-79 к делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «18» января 2023 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего – судьи Рамазановой И.И.
при секретаре судебного заседания ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ и понуждении к устранению допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Майкопский городской суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<адрес>» об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ и понуждении к устранению допущенных нарушений.
В обоснование указав, что распоряжением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, она, с составом семьи два человека, сняты с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и исключены из общего списка, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Считает указанное решение незаконным и необоснованным, поскольку она не ухудшала свои жилищные условия, а именно произвела отчуждение земельного участка, категории земель земли населенных пунктов – для ведения садоводства и размещенный на нем дом, который не являлся жилым помещением.
Просила признать незаконным пункт 10 распоряжения Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия её составом семьи два человека, с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и исключения из общего списка, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» восстановить ее, таким же составом семьи, на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>».
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования своего доверителя, просил их удовлетворить в полном объеме. При этом указал, что произведенный отчуждением в 2012 году его доверителем дом, не являлся жилым помещением, пригодным для постоянного круглогодичного проживания. Указанное строение признано жилым помещением в реконструированном состоянии последующим его собственником.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, считает оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, в части снятия истца с составом семьи два человека, с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и исключения из общего списка, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, законным и обоснованным, поскольку указанное решение принято на основании поступивших из Управления Росреестра документов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав доводы явившихся в судебное заседание представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Как установлено судом, видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец ФИО1 с составом семьи два человека состояла на учете в Администрации муниципального образования «<адрес>» в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ в общем списке с учетным номером – 1602 (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
Также установлено, что истец ФИО1, в 2014 году, 2016 году, 2018 году и 2021 году, прошла перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Администрацией муниципального образования «<адрес>», ДД.ММ.ГГГГ, вынесено распоряжение №-р о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 10 данного распоряжения №-р, истец ФИО5 составом семьи два человека снята с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и исключена из общего списка, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учёта, которые были приняты на учёт для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, определены в части 2 статьи 6 названного Федерального закона.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учёт до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учётом положений настоящей части.
Из содержания приведённых правовых норм следует, что граждане, поставленные на учёт до ДД.ММ.ГГГГ могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ определялись статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены в статье 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой органам государственной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено право устанавливать основания для снятия граждан с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, для правильного разрешения настоящего спора суду необходимо установить имеются или нет предусмотренные частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" основания для снятия истца с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.
Изучив материалы дела, суд считает, что оснований для снятия истца с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", у Администрации муниципального образования «<адрес>» не имелось.
При этом, судом не усматривается со стороны истца умышленного ухудшения своих жилищных условий, поскольку жилищные условия оставались прежними, иного жилого помещения у истца нет и не было, а проданный в 2012 году дачный дом являлся нежилым зданием.
Кроме того, по общему правилу, решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Распоряжение Администрации муниципального образования «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в части снятия ФИО6 с ее сыном, с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и исключения из общего списка, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в нарушение указанных выше требований Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит никаких оснований для снятия ее с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства и дав им оценку, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ и понуждении к устранению допущенных нарушений, удовлетворить.
Признать незаконным пункт 10 распоряжения Администрации муниципального образования «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия ФИО1 составом семьи два человека с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и исключения из общего списка, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» восстановить ФИО1 составом семьи два человека на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в общем списке с учетным номером – 1602 (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Рамазанова И.И.