Решение по делу № 2-425/2024 от 12.08.2024

10RS0001-01-2024-000481-33

№ 2-425/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2024 г. г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Гуйдо К.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Каменевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Некрасова С.Б. к государственному унитарному предприятию Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" о взыскании недоначисленной заработной платы, возложении обязанности начислять заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, возложении обязанности установить доплату за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Некрасов С.Б. обратился в суд, мотивируя требования тем, что он с 5 сентября 2019 г. состоит в трудовых отношениях с государственным унитарным предприятием Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (далее - ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"), с 27 апреля 2021 г. в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике 5 разряда. В соответствии с условиями трудового договора ему с 1 января 2023 г. был установлен оклад в размере 17228 руб., с 1 января 2024 г. в размере 20228 руб. Доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда была установлена в размере 4%. Вместе с тем, с 1 января 2023 г. в сфере жилищно-коммунального хозяйства действует Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 гг. (далее - ФОТС ЖКХ), согласно которому оклад по его должности с 1 января 2023 г. должен составлять 24963,95 руб., а с 1 января 2024 г. 29574,95 руб. Кроме того, согласно подп. "б" п. 2.8.2.1 ФОТС ЖКХ доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должна быть не ниже 5% ставки (оклада) работника. Полагает, что работодатель неправомерно не применял в отношении него условия ФОТС ЖКХ, в связи с чем заработная плата выплачивалась не в полном объеме.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит:

- взыскать с работодателя недоначисленную заработную плату в размере 201184,36 руб.;

- возложить на ответчика обязанность установить оклад с 1 августа 2024 г. в соответствии с ФОТС ЖКХ в размере 29574,95 руб.;

- возложить на ответчика обязанность установить доплату за вредные и (или) опасные условия труда в соответствии с ФОТС ЖКХ в размере 5%;

- взыскать с работодателя компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

Определением судьи от 15 августа 2024 г., в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Карельская республиканская организация общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения, первичная профсоюзная организация Общественной организации - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в Беломорском районе теплоснабжения ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"; в соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечена Государственная инспекция труда по Республике Карелия.

Стороны в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, а также Государственная инспекция труда по Республике Карелия, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

В представленном суду отзыве ответчик ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" выражает несогласие с предъявленными исковыми требованиями. Указывает, что ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" права истца в части установления заработной платы не менее установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда не нарушены. ФОТС ЖКХ не регламентировано применение определенной системы оплаты труда и конкретного соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала; ФОТС ЖКХ работодателю предоставлено право применять системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала. Тарифная сетка оплаты труда, указанная в Приложении к ФОТС ЖКХ, носит рекомендательный характер. Указывает, что расчет, представленный истцом, ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" проверен, он является методически неверным и не учитывающим всех положений действующий в ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" локальных нормативных актов, трудового законодательства. Представленный ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" проект расчета не является признанием исковых требований ни по праву, ни по размеру. Относимых и допустимых доказательств, обязывающих предприятие производить работникам выплату заработной платы с большей тарифной ставкой, чем установлено заключенным с ним трудовым договором, истцами не представлено. При установлении истцам индивидуальной часовой тарифной ставки в заявленном размере, тарифные ставки (оклады) работников административного состава Беломорского участка теплоснабжения будут ниже с учетом квалификации, возложенной на них ответственности, опыта работы и должностных обязанностей, как и тарифные ставки (оклады) сотрудников, занимающих аналогичную должность, что приведет к дискриминации по отношению к другим работникам. Кроме того, тарифы на тепловую энергию для ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" были установлены без учета применения предприятием положений ФОТС ЖКХ при формировании фонда оплаты труда, в связи с чем удовлетворение иска создаст ситуацию экономической необоснованности тарифов. Указывает, что основания для удовлетворения требований о взыскании морального вреда отсутствуют, поскольку ответчиком соблюдены законные права и интересы истца. Помимо прочего, указывает на пропуск истцом срока исковой давности.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в Беломорском участке теплоснабжения ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" в отзыве на исковое заявление указывает, что ГУП РК "КарелКоммунЭнерго", не применяя положения действующего ФОТС ЖКХ на 2023-2025 гг., нарушает нормы действующего законодательства в области оплаты труда, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Государственная инспекция труда в Республике Карелия предоставила отзыв на исковое заявление, согласно которому ФОТС ЖКХ, ввиду отсутствия коллективного договора на предприятии, имеет прямое действие. ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" не представлено доказательств о временном приостановлении действия положений ФОТС ЖКХ в части установления работникам предприятия минимальной месячной тарифной ставки и размера доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст.ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом представленных документов, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, данными в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" суд, установив, что срок обращения за судебной защитой пропущен без уважительных причин, принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Ответчиком заявлено о пропуске работником срока исковой давности.

Разрешая заявление, суд исходит из того, что исковое заявление Некрасовым С.Б. предъявлено в суд 12 августа 2024 г., предметом требований является взыскание не начисленной и не выплаченной заработной платы за период с августа 2023 г. по июнь 2024 г.

Согласно абз. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Как разъяснено в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работник должен узнать о нарушении своего права на справедливую оплату труда в том случае, если спорные денежные суммы ему не были начислены, в день, следующий за днем получения заработной платы (расчетного листка). Срок давности по требованию о взыскании заработной платы исчисляется помесячно.

Пунктом 7.3 Положения об оплате труда ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" предусмотрена выплата заработной платы 12 числа месяца, следующего за расчетным.

На дату обращения в суд с настоящим иском (12 августа 2024 г.) срок исковой давности по требованию о взыскании заработной платы за август 2023 г. не истек, поскольку заработную плату за август 2023 г. работодатель выплатил работнику в сентябре 2023 г., следовательно, в сентябре 2023 г. работник должен был узнать о нарушении своего права.

В связи с указанным суд разрешает требования в полном объеме.

Положениями ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 5).

Частью 2 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 5).

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Некрасов С.Б. состоял в трудовых отношениях с ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" с 5 сентября 2019 г. в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда ремонтно-эксплуатационного участка - г<адрес>; с 27 апреля 2021 г. в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике 5 разряда (трудовой договор от 5 сентября 2019 г., приказ о приеме работника на работу от 5 сентября 2019 г. № 76, дополнительное соглашение к трудовому договору от 28 апреля 2021 г.).

Уставом ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" определено, что основной целью деятельности указанного предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия (п. 12).

Указанный вид деятельности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства" отнесен к виду экономической деятельности "жилищно-коммунальное хозяйство".

Деятельность ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" в соответствии с подп. "б" п. 18 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" подлежит тарифному регулированию.

Постановлениями государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28 ноября 2022 г. №№ 204, 205 утверждены тарифы на тепловую энергию и горячую воду ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" на долгосрочный период регулирования 2023-2029 гг., в том числе по территории оказания услуг – Беломорский муниципальный район.

Трудовым договором, заключенным между ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" и истцом, предусмотрена обязанность работодателя соблюдать законы, иные нормативные акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора (п. 3.4).

Положениями разделов 4, 5 трудового договора работнику установлена основная 40 часовая пятидневная рабочая неделя с выходными днями – суббота, воскресенье, нормированный рабочий день при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными; должностной оклад в размере 12685 руб. в месяц, районного коэффициента - 40%, надбавки за работу в районе Крайнего Севера - 80%. Указано, что доплаты, надбавки, компенсации и другие начисления предусмотрены трудовым договором и иными локальными нормативными актами. Положением об оплате труда работников ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" предусмотрена доплата за работу с вредными условиями труда - 4%,

Дополнительным соглашением от 2 февраля 2023 г. к трудовому договору от 5 сентября 2019 г. № 113 Некрасову С.Б., слесарю по контрольно-измерительным приборам и автоматике 5 разряда, с 1 января 2023 г. установлен должностной оклад в размере 17228 руб. в месяц.Дополнительным соглашением от 15 января 2024 г. к трудовому договору от 5 сентября 2019 г. № 113 истцу установлен с 1 января 2024 г. должностной оклад в размере 20228 руб. в месяц.

Коллективный договор в ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" не заключен.

На предприятии действует Положение об оплате труда, в соответствии с которым предусмотрена повременная система оплаты труда, при которой заработная плата работников начисляется из оклада или тарифной ставки с учетом фактически отработанного времени по табелю (п. 2.2.1). В состав заработной платы входит: фиксированная часть (должностной оклад или тарифная ставка), компенсационные выплаты (северная надбавка, районный коэффициент, стимулирующие выплаты. Должностные оклады устанавливаются на основании штатного расписания.

В силу ч. 9 ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Согласно ч. 1 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 8 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (ч. 1 ст. 46 Трудового кодекса Российской Федерации).

В ч. 2 ст. 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч. 1 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 6 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (ч. 7 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

На федеральном уровне социального партнерства заключено ФОТС ЖКХ на 2023-2025 гг. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профессиональным союзом работников жизнеобеспечения.

ФОТС ЖКХ прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 7 июня 2022 г., регистрационный № 12/23-25, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу приведенных выше правовых норм, принимая во внимание, что ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" не присоединилось к ФОТС ЖКХ, а также отсутствие на предприятии коллективного договора, суд приходит к выводу, что на ответчика распространяется действие ФОТС ЖКХ на 2023-2025 гг., положения которого оно обязано исполнять.

Согласно пункту 2.3 ФОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению.

Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).

Пунктом 3 Приложения № 1 ФОТС ЖКХ определено, что в организациях коммунального теплоснабжения минимальная месячная тарифная ставка должна составлять МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.

Федеральными законами от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен МРОТ по Российской Федерации с 1 января 2023 г. в размере 16242 руб., с 1 января 2024 г. в размере 19242 руб. соответственно.

Приложение № 3 к ФОТС ЖКХ определяет порядок расчета месячной оплаты труда для рабочих и руководителей, специалистов и служащих в Организациях ЖКХ в соответствии с Соглашением.

Такой порядок расчета предполагает формирование тарифной ставки работника посредством умножения минимальной месячной тарифной ставки для организации теплоснабжения на тарифный коэффициент для повременщиков соответствующего разряда. Для работника 1 разряда такой коэффициент составляет 1; 2 разряда – 1,093; 3 разряда – 1,203; 4 разряда – 1,352; 5 разряда 1,537; 6 разряда – 1,796.

Применительно к должности, занимаемой истцом в спорный период (слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике 5 разряда), в 2023 году оклад составит 24963,95 руб. (16242 руб. х 1,537) и 29574,95 руб. (19242 руб. х 1,537) в 2024 году.

Помимо этого, в силу подп. "б" п. 2.8.2.1 ФОТС ЖКХ выплаты компенсационного и стимулирующего характера включают в себя доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.

Вместе с тем, пункты 2.3 и 2.8.2.1 ФОТС ЖКХ не применялись ответчиком в отношении истца.

Не оспаривалось ответчиком, что истцу заработная плата начислялась исходя из оклада 17228 руб. в 2023 году и 20228 руб. в 2024 году, надбавки за работу во вредных условиях в размере 4%.

Вместе с тем, с учетом оклада Некрасова С.Б. слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике 5 разряда с 1 января 2023 г. в размере 24963,95 руб., а с 1 января 2024 г. в размере 29574,95 руб., истцу подлежит взысканию недоначисленная заработная плата (оплата по окладу, премия в размере 10%, надбавка за работу во вредных условиях в размере 5% оклада, районный коэффициент, северная надбавка) а именно: за август 2023 г. – 16481,25 руб., ноябрь 2023 г. – 19950,96 руб., декабрь 2023 г. – 20195,39 руб., январь 2024 г. – 24092,79 руб., февраль 2024 г. – 24092,79 руб., март 2024 г. – 24092,79 руб., апрель 2024 г. – 24092,79 руб., май 2024 г. – 24092,79 руб., июнь 2024 г. – 24092,79 руб., всего 201184,36 руб.

Представленный истцом расчет сумм недоначисленной и невыплаченной заработной платы в соответствии с ФОТС ЖКХ судом проверен, признается правильным, в связи с чем суд взыскивает с ответчика в пользу истца 201184,36 руб.

Поскольку работодателем не выполняются требования положений ФОТС ЖКХ, суд также находит обоснованными исковые требования Некрасова С.Б. о возложении на ответчика обязанности с 1 августа 2024 г. начислять и выплачивать ему заработную плату в размере, установленном ФОТС ЖКХ, исходя из оклада в размере 29574,95 руб., установлении с 1 августа 2024 г. доплату за вредные и (или) опасные условия труда в соответствии с ФОТС ЖКХ в размере 5%.

Изложенные ответчиком в отзыве на исковое заявление доводы о том, что в заявленный период права истца в части установления размера оклада не менее установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, размера установленной доплаты за вредность, не нарушены, не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку на ответчика, в силу вышеприведенного правового регулирования, распространяется действие ФОТС ЖКХ на 2023-2025 гг., положения которого не исполнялось.

Не соглашается суд с позицией ответчика и о том, что установление истцу индивидуального оклада в заявленном размере приведет к ухудшению положения иных работников предприятия, поскольку работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты социального партнерства, к числу которых в данном случае относится ФОТС ЖКХ, в отношении всех работников предприятия.

Несостоятельными являются доводы ответчика о том, что удовлетворение иска создаст ситуацию экономической необоснованности тарифов на тепловую энергию, установленных без учета применения предприятием положений ФОТС ЖКХ при формировании фонда оплаты труда, поскольку тарифы на тепловую энергию для ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" были установлены на 2023 год постановлениями государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28 ноября 2022 г. №№ 204 и 205, после присоединения ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" к ФОТС ЖКХ. Следовательно, расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 63 постановления от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В рамках разрешения спора судом установлен факт нарушения ответчиком трудовых прав истца на начисление и выплату заработной платы в полном размере в спорный период.

В связи с чем, в силу вышеприведенных нормы права и разъяснений, принимая во внимание обстоятельства причинения морального вреда, степень и продолжительность нарушения трудовых прав истцов, вину работодателя, суд полагает, что в пользу каждого из истцов с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда в истребуемом размере 1000 руб. Указанную сумму суд находит соответствующей критериям разумности и справедливости, она соответствует обстоятельствам причинения морального вреда.

В соответствии со ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу бюджета Беломорского муниципального округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5511,84 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в пользу Некрасова С.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии , задолженность по заработной плате в размере 201184,36 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

Возложить на государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) обязанность с 1 августа 2024 г. начислять Некрасову С.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии , заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, исходя из оклада в размере 29574,95 руб. на период действия данного соглашения.

Возложить на государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) обязанность с 1 августа 2024 г. установить Некрасову С.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии , доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5 % в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, на период действия данного соглашения.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в доход бюджета Беломорского муниципального округа государственную пошлину в размере 5511,84 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 К.А. Гуйдо

Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2024 г.

2-425/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Некрасов Сергей Борисович
Ответчики
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Другие
Карельская республиканская организация Общественная организации - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения
Первичная профсоюзная организация Общественная организация - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в "Беломорском районе теплоснабжения" ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Республика Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
Республика Карелия в лице министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Гуйдо Клавдия Александровна
Дело на странице суда
belomorsky.kar.sudrf.ru
12.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2024Передача материалов судье
15.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2024Дело оформлено
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее