РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2022 года пгт.Забайкальск
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дёминой Н.В.,
при секретаре Дондоковой А.Б.,
с участием истца Шевцовой Г.Г.,
представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» Скобельцыной Т.В., действующей на основании доверенности от 30.12.2021 г. №,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-162/2022 (УИД № 75RS0010-01-2022-000246-59) по иску Шевцовой Галины Григорьевны о признании незаконными действий ПАО «Россети Сибирь» и АО «Читаэнергосбыт» по установке общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, признании незаконными действий АО «Читаэнергосбыт» по допуску в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды и обязании АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет начислений оплаты за общедомовые нужды,
у с т а н о в и л:
Шевцова Г.Г. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что АО «Читаэнергосбыт» с января 2021 г. производит начисление платы за общедомовые нужды по электроэнергии ежемесячно более полутора тысяч рублей, исходя из показаний общедомового прибора учета. Указанные начисления являются незаконными, что подтверждается ответом прокуратуры Забайкальского района на обращение от 15 апреля 2021 года, согласно которому АО «Читаэнергосбыт» нарушены п.п. 154, 157 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №, в нарушение которых ответчиком перед допуском в эксплуатацию прибора учета не проведена проверка места установки прибора, не учтено состояние внутридомовых электросетей, а также наличие технической возможности для установки прибора учета. Расчеты платы за ОДН, произведенные АО «Читаэнергосбыт», являются неверными, завышенными, что является следствием неправильной установки ПАО «Россети Сибирь» ОДПУ, а также возложения затрат по хищению электроэнергии и её утечки по электросетям, находящимися в ненадлежащем состоянии. Пользуясь своим доминирующим положением на рынке сбыта электроэнергии, АО «Читаэнергосбыт» продолжает неверно начислять расчет платы за ОДН, несмотря на обращения истца и направленного в их адрес представления прокуратуры Забайкальского района. Кроме того, в нарушение действующего законодательства решение об установке общедомового прибора учета электроэнергии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома № № по ул. <адрес> не принималось, договор на установку прибора учета не заключался. Ответчики в одностороннем порядке установили и эксплуатируют ОДПУ с нарушением предусмотренной процедуры, без направления предложения об его установке, без проведения собрания собственников многоквартирного жилого дома, без заключения договоров, без участия в проверке и без подписания со стороны собственников актов установки, актов допуска ОДПУ в эксплуатацию. Техническое состояние систем МКД не проверялось, документально не подтверждена техническая возможность установки ОДПУ. Физический износ инженерных сетей многоквартирного дома № № по ул. <адрес> на 2005 год составлял 30%. В настоящее время дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края.
На основании изложенного, истец просил суд признать незаконными действия ПАО «Россети Сибирь» и АО «Читаэнергосбыт» по установке общедомового прибора учета потребленной электроэнергии № в доме № № по ул. <адрес>, признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по допуску в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, начислению и предъявлению истцу платы за общедомовые нужды по электроэнергии, исходя из показаний общедомового прибора учета, обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за общедомовые нужды по электроэнергии, начисленной ей как собственнику квартиры № № расположенной по адресу: <адрес>, в период с 01 января 2021 года до даты принятия судебного решения в соответствии с утвержденными нормативами потребления электроэнергии на ОДН с последующими начислениями по нормативу до установки ОДПУ с соблюдением предусмотренной процедуры.
В судебном заседании Шевцова Г.В. поддержала заявленные ею требования по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что выставленные платежи за ОДН ответчиком АО «Читаэнергосбыт» являются завышенными, значительно превышает платежи за индивидуальное потребление. Электрические сети в многоквартирном жилом доме находятся в неудовлетворительном состоянии. Также пояснила, что уведомление о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета не получала. Кроме того, пояснила, что в вышеуказанном многоквартирном жилом доме управляющая компания отсутствует, договоры на обслуживание общедомового имущества не заключались, общим собранием собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, вопрос о производстве работ по приведению электросетей в надлежащее состояние, не решался. Также возражала против возложения на нее судебных расходов ответчика по оплате экспертизы, поскольку она не ходатайствовала об ее проведении.
Представители АО «Читаэнергосбыт» Лебедева Л.И., Скобельцына Т.В. в ходе судебного разбирательства с исковыми требованиями не согласились и суду дали объяснения, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление. Оснащение многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии является обязанностью собственников жилых помещений и не зависит от их воли. ОДПУ типа ЦЭ6803В, заводской номер №, был установлен сетевой организацией в январе 2009 года. 28 ноября 2018 года произведена замена вышеуказанного прибора учета на прибор учета типа РиМ 489, заводской номер №. Прибор учета введен в эксплуатацию в декабре 2020 г. С ДД.ММ.ГГГГ ответственность за установку приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах возложена законодателем на гарантирующего поставщика. В рамках исполнения указанной обязанности гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт» производится приобретение, установка, замена, допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии. В случаях, когда общедомовой прибор учета был ранее установлен сетевой или управляющей организацией и является исправным, соответствующим установленным нормам и требованиям, АО «Читаэнергосбыт» проводит работу по вводу в эксплуатацию прибора учета, включающую в себя проверку (обследование) на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета. Указанные процедуры завершаются составлением соответствующих актов. Акт о наличии (отсутствии) технической возможности установки общедомового прибора учета оформляется в соответствии с критериями наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 августа 2020 г. № 485/пр. Общедомовой прибор учета был введен в эксплуатацию АО «Читаэнергосбыт» 28.12.2020 г., до его ввода было проведено обследование и составлен акт о наличии технической возможности установки общедомового прибора.
Установленная процедура допуска общедомового прибора учёта электрической энергии в эксплуатацию соблюдена. Согласно представленному почтовому реестру, жителям многоквартирного дома по адресу <адрес>, в том числе Шевцовой Г.Г., АО «Читаэнергосбыт» были направлены уведомления о проведении процедуры допуска общедомового прибора учета электрической энергии в эксплуатацию 28.12.2020 г. в 13.00 часов, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений. Однако Шевцова Г.Г. не воспользовалась своим правом, корреспонденцию не получила, письмо возвращено в адрес АО «Читаэнергосбыт». Согласно акту допуска в эксплуатацию средств учета электрической энергии от 28.12.2020 г., прибор учета РиМ 489, заводской №, был введен в эксплуатацию с участием представителя АО «Читаэнергосбыт», уведомленные надлежащим образом потребители и представители ПАО «Россети Сибирь» не явились. Неявка собственников жилых помещений не является основанием для не введения прибора учета в эксплуатацию, процедура и правомерность составления акта допуска в эксплуатацию средств учета электрической энергии соблюдены, что является основанием для начисления платы за потребленную электроэнергию за общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета. Объем электрической энергии, потребленной за расчетный период на ОДН, рассчитывается как разница между объемом электрической энергии, учтенным общедомовым прибором учета электрической энергии и суммой объемов электрической энергии, учтенных индивидуальными приборами учета электрической энергии (установленными в жилых или нежилых помещениях). Полученная разница, в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. С 01.07.2016 г. в законную силу вступило Постановление Правительства РФ от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». Пункт 44 вышеуказанного Постановления устанавливает, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. С 01.07.2020 года данный абзац утратил силу, соответственно, расчет по нормативу с указанной даты не применяется и услуга ОДН для жителей многоквартирных домов, не выбравших способ управления или выбравших непосредственный способ управления, начисляется в полном объеме с учетом данных по ОДПУ. Задолженность по индивидуальному потреблению в многоквартирном доме в отношении квартир №, № отсутствует (текущее потребление), по кв. № задолженность взыскана в полном объеме, в указанной квартире введен режим ограничения подачи электрической энергии.
В многоквартирном доме по указанному адресу управляющая организация не выбрана, управление осуществляется непосредственно собственниками. В данном случае, обязанность по обслуживанию (содержанию) внутридомовых электросетей возложена на собственников помещений. Надлежащее содержание общего имущества должно обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления с управляющими организациями или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими услуги. Содержать общедомовое имущество – значит осуществлять его текущий ремонт, подготавливать его к сезонной эксплуатации. При непосредственном управлении собственникам необходимо самостоятельно и за свой счет выполнить нормы, закрепленные в законодательных актах, содержать свой дом в надлежащем состоянии, проводить мероприятия по энергоснабжению, вести техническую документацию и т.д. Однако в вышеуказанном многоквартирном доме обслуживание общедомового имущества, в том числе внутридомовой системы электроснабжения, не организовано, договоры с управляющей компанией, обслуживающей организацией, а также с иными лицами, обладающими соответствующей квалификацией, позволяющей надлежащим образом обслуживать внутридомовое имущество, не заключены. В силу действующего законодательства, границей ответственности поставщика является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности – место соединения коллективного (общедомового) прибора учёта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Именно в этих границах АО «Читаэнергосбыт» несет ответственность за состояние электрических сетей. Кроме того, нормами действующего законодательства установка общедомового (коллективного) прибора учёта не ставится в зависимость от надлежащего или ненадлежащего состояния внутридомовых электрических сетей.
Надлежаще извещенный представитель ПАО «Россети-Сибирь» в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, ходатайство об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял. Суд, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося представителя ответчика.
В ходе судебного разбирательства представителем ПАО «Россети-Сибирь» Долговой Е.В. представлен письменный отзыв на иск, в котором указывается о несогласии с заявленными исковыми требованиями. В обоснование позиции по делу указано, что между АО «Читаэнергосбыт» и Шевцовой Г.Г. заключен договор энергоснабжения, согласно которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудованием энергии. ПАО «Россети Сибирь» не является энергоснабжающей организацией для истца, ни в каких договорных отношениях с последним не состоит. ПАО «Россети Сибирь» в сфере электроэнергетики является сетевой организацией и на территории Забайкальского края оказывает услуги по передаче электроэнергии по электросетям, находящимся в правообладании ПАО «Россети Сибирь», потребителям электроэнергии, непосредственно технологически присоединенным к электросетям ПАО «Россети Сибирь». ПАО «Россети Сибирь» не является собственником внутридомовых электросетей спорных жилых многоквартирных домов и не занимается их обслуживанием.
ПАО «Россети Сибирь» с 2008 года начало проводить мероприятия по оснащению многоквартирных домов, технологически присоединенных к электросетям ПАО «Россети Сибирь», общедомовыми приборами учета электроэнергии. Действующие на тот момент правила не предусматривали сроки и процедуру ввода прибора учета в эксплуатацию, составление акта допуска также не требовалось. Обязательность составления акта ввода прибора учета в эксплуатацию законодателем установлена «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее - правила №442), в то время как общедомовые приборы учета электроэнергии по спорным многоквартирным домам были установлены ПАО «Россети Сибирь» в период действия правил № 530 и применялись ПАО «Россети Сибирь» для расчетов с АО «Читаэнергосбыт». В целях исполнения требования ФЗ «Об энергосбережении..» ПАО «РосетиСибирь» произвело установку допуск учета № о чем составлен акт от 12.12.2012 г., в последствие ПАО «Россети Сибирь» произвело замену на прибор учета № с показаниями 000024 (акт замены от 28.11.2018 г. №). Порядок установки общедомового прибора учета (уведомления потребителя) и порядок введения прибора учета в эксплуатацию (применение показаний ПУ для определения объема потребленной электрической энергии) это две не зависящие друг от друга процедуры, поскольку имеют различное правовое регулирование. Технические условия установки ОДПУ, место его установки между сетевой организацией и собственниками МКЖД № по <адрес> были согласованы, о чем свидетельствует акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 05.04.2013 г. №. Установленный прибор учета принят потребителем как расчетный, что отражено в акте разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Выслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что АО «Читаэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение населения электрической энергией. ПАО «Россети Сибирь» - сетевой организацией, оказывающей Забайкальскому краю услуги по передаче электроэнергии по электросетям потребителям электроэнергии, непосредственно технологически присоединенным к электросетям ПАО «Россети Сибирь».
Шевцова Г.Г. является собственником жилого помещения – квартиры № № в доме № № по ул. <адрес>, общей площадью 90,40 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 12).
Собственниками жилых помещений, находящихся в данном многоквартирном доме, способ управления не выбран, что следует из ответа администрации городского поселения «Забайкальское» от 19 апреля 2022 г. № (л.д. 154).
В вышеуказанном жилом доме до января 2021 г. начисление оплаты ОДН по электроэнергии производилась по нормативу.
По информации ПАО «Россети Сибирь», общедомовой прибор учета типа ЦЭ6803В, заводской № в вышеуказанном многоквартирном жилом доме был установлен сетевой организацией в январе 2009 г. в рамках Федерального закона от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении», Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530. 28 ноября 2018 года произведена замена вышеуказанного прибора учета на прибор учета типа РиМ 489, заводской №. Место установки – фасад дома. Вместе с тем указанный прибор учета в эксплуатацию не водился, его показания не принимались во внимание при начислении оплаты ОДН по электроэнергии.
Актом от 28 декабря 2020 года № 1, составленным АО «Читаэнергосбыт», прибор учета допущен в эксплуатацию. С января 2021 г. начисление оплаты по ОДН производится исходя из показаний прибора учета.
При разрешении спора суд руководствуется следующими нормами закона:
С 01.09.2012 г. действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее Правила № 354).
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01 июля 2012 года возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Такая обязанность собственниками жилых помещений, расположенных в доме № по <адрес>, исполнена не была.
С 1 июля 2020 года ответственность за установку приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах возложена законодателем на гарантирующего поставщика.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», приборы учета электрической и (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе Х Постановления № 442, могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
В п. 136 раздела Х Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" установлено, что гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества), включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Согласно п. 80(1) Правил № 354, установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.
Согласно действующему законодательству под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В силу абзаца 1 пункта 153 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", допуск к эксплуатации прибора учета осуществляется в порядке, предусмотренном абзацами 2 - 13 настоящего пункта.
Так гарантирующие поставщики осуществляют допуск в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, которые установлены для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов, с приглашением иных лиц, указанных в пункте 151 настоящего документа (сетевая организация, собственники).
Допуск в эксплуатацию прибора учета осуществляется при участии уполномоченных представителей лиц, которым направлялся запрос на установку (замену) прибора учета или приглашение для участия в процедуре допуска.
По окончании допуска в эксплуатацию прибора учета в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Процедура установки и допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по форме, предусмотренной приложением № 16 к Правилам технологического присоединения.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц и (или) их представителей из числа тех, кому направлялся запрос на установку (замену) прибора учета или приглашение для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, такая процедура проводится без их участия. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Судом установлено, что АО «Читаэнергосбыт» 19 ноября 2020 года в адрес Шевцовой Г.Г. и 14 декабря 2020 года в адрес директора Южных электрических сетей филиала ПАО «Россети-Сибирь»-«Читаэнерго» были направлены в письменной форме сообщения о предстоящей 28 декабря 2020 года процедуре допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии по адресу: <адрес> Однако Шевцовой Г.Г. указанное письмо не было получено и возвращено отправителю с отметкой «Истек срок хранения», о чем представлен отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80091454169401 (л.д. 99-100).
Вместе с тем, в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что по смыслу пункта 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Иные заинтересованные лица в установленное время также не явились. Учитывая, что неявка заинтересованных лиц не является основанием для отложения назначенных мероприятий, прибор был введен в эксплуатацию без их участия, о чем составлен акт № 1 (л.д. 103-104). Копия акта направлена в адрес заинтересованных лиц. Шевцовой Г.Г. копия акта получена 11.01.2021 г. (л.д. 105-106).
Таким образом, в указанной части ответчиком АО «Читаэнергосбыт» требования, предъявляемые к процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, соблюдены.
В соответствии с пунктом 147 Основных положений, техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если выполняется хотя бы одно из следующих условий: установка прибора учета по проектным характеристикам мест установки невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) или объектов электросетевого хозяйства и (или) без создания новых объектов капитального строительства; при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к условиям его установки и эксплуатации, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
Указанные критерии также установлены Приказом Минстроя России от 28.08.2020 г. № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».
В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к Приказу № 485/пр, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением МКД (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам МКД (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
Согласно пункту 3 приложения № 1 к Приказу N 485/пр, техническая возможность установки в помещении МКД, за исключением МКД, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
В пунктах 4, 6, 7 этого же приказа отражено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в МКД (жилом доме или помещении), за исключением МКД (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
В соответствии с актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учёта от 28 декабря 2020 г., составленного электромонтером АО «Читаэнергосбыт» ФИО7, в многоквартирном жилом доме №№ по <адрес> имеется техническая возможность установки общедомового прибора учёта электрической энергии без проведения реконструкции, капитального ремонта существующих или без создания новых внутридомовых инженерных систем. Мероприятия по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов учёта в границах места установки ОДПУ и иного оборудования не относятся к реконструкции или капитальному ремонту. При установки ОДПУ обеспечено соблюдение обязательных метрологических и технических требований к ОДПУ, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, в том числе к месту и порядку его установки, а в месте установки ОДПУ обеспечиваются необходимые условия эксплуатации ОДПУ, обеспечивается доступ для снятия показаний обслуживания, замены ОДПУ.
Таким образом, в многоквартирном жилом доме № по <адрес> имелась техническая возможность установки ОДПУ (л.д. 136-138).
В ходе судебного разбирательства 15 апреля 2022 г. электромонтером ЮМРО Свидетель №3 в присутствии Свидетель №1, ФИО1 и Свидетель №2, являющейся начальником Забайкальского участка был составлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учёта электроэнергии марки РИМ 489 14 № в многоквартирном жилом доме № по <адрес>, из которого следует, что ОДПУ установлен в металлическом герметичном шкафу учёта марки IP-54, имеющий самоклеющийся уплотнитель с высокой степенью защиты от пыли и влаги. Техническая возможность установки общедомового прибора учёта электрической энергии в вышеуказанном многоквартирном жилом доме имеется без проведения реконструкции, капитального ремонта существующих или без создания новых внутридомовых инженерных сетей. Мероприятия по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов учёта в границах места установки ОДПУ и иного оборудования не относится к реконструкции или капитальному ремонту. При установке ОДПУ обеспечено соблюдение обязательных метрологических и технических требований к ОДПУ, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, в том числе к месту и порядку его установки, а в месте установки ОДПУ обеспечиваются необходимые условия эксплуатации ОДПУ, обеспечивается доступ для снятия показаний обслуживания, замены ОДПУ. При осмотре Шевцовой Г.Г. в акте указано, что электрические провода не предназначены для освещения, поскольку непригодны, все на закрутках. Электрики отказываются осуществить ремонт проводов.
В ходе судебного разбирательства по факту составления акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учёта от 15 апреля 2022 г. были допрошены свидетели Свидетель №2, Свидетель №1
Так свидетель Свидетель №2 пояснила, что 15 апреля 2022 г. проводился визуальный осмотр общедомового прибора учёта по адресу: <адрес>, с применением измерительных приборов, в ходе которого было установлено, что прибор учета соответствует предъявляемым требованиям.
Свидетель Свидетель №1 пояснил, что в ходе проведенного 15 апреля 2022 г. обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного прибора учёта в многоквартирном жилом доме № № по <адрес> было установлено, что прибор учета установлен на фасаде дома, от которого отходит кабель СиП на чердачное помещение. После обследования чердачного помещения было выявлено, что жильцы дома вмешиваются в работу электросетей, делают скрутки. Инженерная система многоквартирного дома находится в неудовлетворительном состоянии, что влечет потерю электроснабжения, а также возможен пожар. Свидетель также пояснил, что какого – либо электропотребляющего оборудования (лифт, домофон, освещение в подъезде) не имеется. Сетевая компания не проверяет факты безучетного потребления электроэнергии, это компетенция управляющей компании, а при ее отсутствии этим должны заниматься непосредственно собственники жилых помещений.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» судом была назначена строительно-техническая экспертиза в целях оценки технической возможности установки общедомового прибора учета электрической энергии в спорном многоквартирном жилом доме. В заключении АНО «СУДЭКС-Чита» от 30 июня 2022 г. № эксперт указал, что по результатам осмотра многоквартирного жилого дома № по ул. <адрес> установлено, что учет потребленной электрической энергии осуществляется прибором учёта прямого включения установленного на наружной стене жилого дома с подключением проводами открытой установки непосредственно по стене дома. В соответствии с п. 1.5.4, 1.5.27, 1.5.,29 правил устройства электроустановок (далее по тексту - ПУЭ), счетчики для расчета с электроснабжающей организацией с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. Счетчик должен устанавливаться в легкодоступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 00С. Допускается размещение счетчиков…в шкафах наружной установки. Таким образом, установка общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном жилом доме № расположенном по адресу: <адрес>, выполнена в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок. Техническая возможность установки прибора учета на наружной стене жилого дома не нарушает требования (п. 1.5.29 ПУЭ).
Электрическое снабжение квартир происходит через распределительные шкафы и скрутки с питающими кабельными линиями, расположенными в чердачном помещении. Соединение проводов, линий, отходящих в жилые помещения выполнено беспорядочно, методами скрутки с совмещением алюминиевых и медных проводов. Места соединений не заизолированы. Имеются следы оплавления изоляции проводов. Провода уложены беспорядочно. Состояние электрической сети (высокие переходные сопротивления скруток фазных и нулевых проводников) недопустимое.
Кроме того, по результатам осмотра установлено, что питающие линии квартир расположены как по чердачному, так и по этажным помещениям хаотично, провода не закреплены и выполнены. Применены провода с алюминиевыми и медными жилами, что не соответствует требованиям п. 7.1.34 ПУЭ; в нарушение п.7.1.36 ПУЭ проводка выполнена двухпроводной сетью, тогда как во всех зданиях линии групповой сети, прокладываемые от групповых этажных и квартирных щитков должны выполняться трехпроводными. Согласно пункту 2.1.21 из ПУЭ 7-го издания, соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утверждёнными в установленном порядке. В настоящее время соединение кабелей, проводов по методу скрутки запрещено, оно считается крайне ненадежным по сравнению с другими существующими вариантами. Высокие переходные сопротивления скруток фазных и нулевых, их нагрев в результате ненадлежащего соединения проводников приводят к потерям электроэнергии и не исключают возгорание. Распределение и подключение отводящих проводов в квартиры беспорядочное. Места соединения проводов в чердачном помещении не исключает возможность несанкционированного подключения.
Таким образом, ненадлежащее техническое состояние инженерных сетей в вышеуказанном многоквартирном жилом доме влияет на показание общедомового прибора учета электрической энергии. Дополнительные потери электроэнергии, вызванные ненадлежащим способом соединения проводов, их техническое состояние, возможность несанкционированного подключения могут значительно отличаться от суммарных показаний приборов учёта потребителей и показаний счетчика учета показания общедомового прибора учёта электрической энергии.
Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года № 590, спорный многоквартирный жилой дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, в котором необходимо осуществить, в том числе ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения в срок 2020-2022 гг.
Из представленного ответа Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов от 29 марта 2022 №, ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> не проводился (л.д. 127).
Администрация городского поселения «Забайкальское» от 07 апреля 2022 года № представила информацию о том, что межведомственной комиссией администрации городского поселения «Забайкальское» не принимались решения (заключения) о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания (л.д.132).
Принимая во внимание, наличие технической возможности установки в многоквартирном жилом <адрес> пгт. Забайкальск общедомового прибора учета электрической энергии, соблюдение процедуры установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, учитывая заключение эксперта, которое принимается судом как допустимое и достоверное доказательство, поскольку оно выполнено экспертом, имеющим специальное образование, эксперт предупрежден об уголовной ответственности, оснований сомневаться в его компетенции у суда не имеется, а также соглашаясь с позицией представителя ответчика о том, что нормами действующего законодательства установка общедомового (коллективного) прибора учёта не ставится в зависимость от волеизъявления собственников жилых помещений, суд считает, что исковые требования Шевцовой Г.Г. не подлежат удовлетворению.
Доводы истицы о том, что внутренние инженерной системы электроснабжения в названном многоквартирном доме находятся в ненадлежащем состоянии, исходя из установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, не является препятствием для установления общедомового прибора учета электроэнергии, поскольку техническая возможность такой установки имеется, что установлено, в том числе экспертным заключением. Объем потребленной электроэнергии подлежит строгому учету, при этом ни сетевая организация, ни ресурсоснабжающая не несут ответственность за состояние внутридомовых инженерных сетей, что следует из акта разграничения балансовой принадлежности.
Согласно п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения.
По смыслу ст. 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме заключают договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Таким образом, в данной ситуации обязанность по обслуживанию (содержанию) внутридомовых электросетей возложена на собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме. Собственники вправе заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества с лицами (организациями), оказывающими услуги и (или) выполняющими соответствующие услуги.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги, включающие в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу требований ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно ч. 5 ст. 154 ЖК РФ, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Частью 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пункт 40 Правил № 354 предусматривает, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Ввиду того, что в ходе судебного разбирательства установлено, что в многоквартирном жилом доме № по <адрес> установлен, введен в эксплуатацию без каких – либо нарушений при наличии технической возможности его установки, плата за электрическую энергию, определенная АО «Читаэнергосбыт» в соответствии с показаниями данного ОДПУ, не подлежит перерасчету по нормативу потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы истицы о несогласии с размером начисленной платы по ОДН за электроэнергию суд считает необоснованными.
В соответствии с Правилами № 354, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
,
где:
VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
Vкр - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Проверив расчеты, представленные представителем ответчика, сопоставив их с ведомостями показаний общедовомового прибора учёта и ведомостью показаний индивидуальных приборов учёта, суд считает, что методика расчета по формуле 12 применена верно, показатели учтены правильно, арифметических ошибок не допущено, оснований для производства перерасчета не имеется.
Не соглашаясь с представленным ответчиком расчетом, истица своего расчета суду не представила, равно как и не представила доказательств, опровергающих правильность начисления оплаты за электроэнергию, поставленную ответчиком на общедомовые нужды.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела определением суда от 27 апреля 2022 г. была назначена строительно-техническая экспертиза, оплата за вознаграждение эксперта по которой была возложена на ответчика – АО «Читаэнергосбыт», который её произвел, что подтверждается платежным поручением от 06 мая 2022 г. № (л.д.225).
Частью первой статьи 79 ГПК РФ установлено, что при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В соответствии с частью первой статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно абзацу второму статьи 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату экспертизы) на основании приведенных норм осуществляется, только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. При этом, гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования. Следовательно, управомоченной на возмещение судебных расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда: либо истец - при удовлетворении иска, либо ответчик - при отказе в удовлетворении исковых требований. Таким образом, расходы, которые понес ответчик – администрация городского поселения «Забайкальское» по оплате экспертизы, подлежат взысканию с Шевцовой Г.Г.
Доводы истца о том, что судебная экспертиза назначена по инициативе ответчика, она же не ходатайствовала о проведении экспертизы, правового значения не имеют. Для рассмотрения заявленного истцом иска требовались специальные познания, ходатайство о производстве экспертизы было заявлено представителем ответчика с целью предоставления доказательств по делу. Выводы эксперта были учтены при вынесении судебного акта.
Истцом ходатайство об освобождении ее от возмещения судебных расходов не заявлялось, доказательств, подтверждающих сложное материальное положение, не предоставлялось.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шевцовой Галины Григорьевны о признании незаконными действий ПАО «Россети Сибирь» и АО «Читаэнергосбыт» по установке общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, признании незаконными действий АО «Читаэнергосбыт» по допуску в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды и обязании АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет начислений оплаты за общедомовые нужды, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Шевцовой Галины Григорьевны (ИНН №) в пользу АО «Читаэнергосбыт» (ОГРН 1057536132323) судебные расходы, связанные с оплатой судебной строительно-технической экспертизы, в размере 25 000 руб.
Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2022 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Дёмина