2а-1-1024/2018
64RS0007-01-2018-001493-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2018 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего Климовой С.В.
при секретаре Гаврилюк Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Саратовской области к Антоновой <данные изъяты> о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания,-
установил:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Саратовской области (далее по тексту-инспекция) обратилась в суд с административным иском к Антоновой С.А., в котором просит признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку по:
Единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в общей сумме 175 руб. 56 коп., в том числе пени в сумме 175 руб. 56 коп.;
Единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 212 руб. 81 коп., из которых 212 руб. 81 коп. недоимка по пени;
Единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в общей сумме 54 руб. 56 коп., в том числе по пени 54 руб. 56 коп.;
недоимка по взносам в Федеральный фонд обязательного страхования в общей сумме 1 624 руб. 00 коп., в том числе по налогу 528 руб. 49 коп., пени в сумме 1 069 руб. 56 коп., штраф в сумме 25 руб. 95 коп.;
недоимка, пени и штраф по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7 709 руб. 98 коп., в том числе по налогу в сумме 2 340 руб. 44 коп., пени 5 369 руб. 54 коп.;
страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 в общей сумме 4 руб. 27 коп., в том числе пени 4 руб. 27 коп.;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 в сумме 24 руб. 57 коп., в том числе 24 руб. 57 коп.,
в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных ст. ст.45, 46, 47, 70 НК РФ, указывая, что Антонова С.А. состояла на налоговом учете в инспекции в качестве индивидуального предпринимателя с 10.03.1998 по 21.05.2012. Инспекцией была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 26.09.2018, в которой указана имеющаяся задолженность.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области и административный ответчик Антонова С.А. о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, не явились.
Административный истец просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Из материалов дела следует, что судом в адрес административного ответчика направлялось судебное извещение по месту его регистрации, жительства, однако ответчик за судебным извещением не явился и оно было возвращено в суд с отметкой почтового отделения об "истечении срока хранения".
Иные сведения о месте нахождения Антоновой С.А. у суда отсутствовали.
На основании части 2 статьи 289 КАС РФ, согласно которой неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, поскольку явка представителя административного истца и административного ответчика признана не обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Абзацем первым пункта 1 статьи 45 названного Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса).
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (зарегистрирован в Минюсте России 23.09.2010 N 18528) (далее - Порядок).
Из пункта 2.4 Порядка следует, что данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными ко взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, приведен в приложении N 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 указанного Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 этого же Кодекса.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ в редакции от 14.11.2017 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) дополнена частью 3.1, исходя из которой при утрате налоговыми органами возможности взыскания переданных им в том числе органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), Фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам (далее - недоимка), образовавшихся на 01.01.2017, недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Препятствием списания такой недоимки органами ПФР и ФОМС по основаниям, возникшим до 01.01.2017 и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) является утрата на 01.01.2017 возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование") (далее - Закон N 250-ФЗ).
Следовательно, подлежат списанию налоговыми органами как безнадежная недоимка по страховым взносам и долги по соответствующим пеням и штрафам, для которых выполняются такие условия, как: образование их по состоянию на 01.01.2017; передача данных о них налоговым органам от ПФР, ФОМС; утрата налоговыми органами возможности взыскания таких переданных сумм; начисление недоимки ПФР, ФОМС начиная с 01.01.2017 за периоды, истекшие до 01.01.2017; истечение срока взыскания недоимки еще до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговый орган.
Вместе с тем, следует учитывать, что исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов такой способ защиты прав налогоплательщика связан исключительно с утратой налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания, установленного нормами Налогового кодекса Российской Федерации и отказом суда в восстановлении такого срока.
Из материалов дела усматривается, что Антонова С.А. с 15.05.2000 по 21.05.2012 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 26.09.2018 за Антоновой С.А. числится задолженность по налогам, пени, штрафам:
Единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в общей сумме 175 руб. 56 коп., в том числе пени в сумме 175 руб. 56 коп.;
Единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 212 руб. 81 коп., из которых 212 руб. 81 коп. недоимка по пени;
Единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в общей сумме 54 руб. 56 коп., в том числе по пени 54 руб. 56 коп.;
недоимка по взносам в Федеральный фонд обязательного страхования в общей сумме 1 624 руб. 00 коп., в том числе по налогу 528 руб. 49 коп., пени в сумме 1 069 руб. 56 коп., штраф в сумме 25 руб. 95 коп.;
недоимка, пени и штраф по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7 709 руб. 98 коп., в том числе по налогу в сумме 2 340 руб. 44 коп., пени 5 369 руб. 54 коп.;
страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 в общей сумме 4 руб. 27 коп., в том числе пени 4 руб. 27 коп.;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 в сумме 24 руб. 57 коп., в том числе 24 руб. 57 коп.,
Положения части 3.1 статьи 4 Закона N 243-ФЗ не применяются к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в статье 11 Закона N 243-ФЗ (29.12.2017).
Суд отмечает, что утраченной к взысканию может быть признана только фактически определенная и документально подтвержденная задолженность. Задолженность, по которой фактически не установлены периоды и основания ее возникновения, не может быть признана по своей природе утраченной ко взысканию, в то время как налогоплательщиком не представлены исчерпывающие доказательства, позволяющие однозначно установить период образования всей суммы задолженности, основания ее начисления и, соответственно, размер задолженности, которую просит признать безнадежной к взысканию, с определением отдельно основной задолженности, санкций, периодов начисления, чему не представлены сведения административным истцом.
Доказательства, свидетельствующие об основаниях возникновения задолженности, отчетных периодах, сроках уплаты недоимки, пени, штрафов, принятии мер к их взысканию в бесспорном или судебном порядке, инспекцией не представлены, что препятствует проверке судом соблюдения процедуры, предшествующей взысканию с предпринимателя налогов, пени, штрафов, страховых взносов в ПФР и ФОМС.
Не представлен суду и акт, по которому инспекция приняла от ПФР и ФОМС задолженность по взносам, доказательства уплаты предпринимателем спорных сумм до дня вступления в силу Федерального закона N 436-ФЗ и в материалах дела отсутствует, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных инспекцией требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Саратовской области к Антоновой <данные изъяты> о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме (25 декабря 2018 года).
Председательствующий С.В.Климова