ДЕЛО (№) Решение
Именем Российской Федерации
16 мая 2018года Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе судьи Беловой Л.А, при секретаре судебного заседания Афанасьевой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Романовой ТА об установлении факта нахождения на иждивении,
У с т а н о в и л:
Заявитель Романова Т.А. обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении.
В обоснование требований указала, что (ДД.ММ.ГГГГ.) умер ее муж – ФИО1, который принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являлся инвалидом второй группы бессрочно. При их совместной жизни она находилась на его иждивении, поскольку его доход значительно превышала ее доход.
В судебном заседании заявитель требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Нижегородской области Балякина С.Е. заявление отклонила за необоснованностью.
Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или неимущественных прав граждан, организаций, рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении. В рамках детализации порядка применения данной процессуальной нормы продолжает действовать п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 9 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение", в соответствии с которым при установлении данного юридического факта необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию лица, иждивенство которого предполагается установить.
Согласно ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Таким образом, общим и определяющим критерием по делам об установлении факта нахождения на иждивении является отсутствие самостоятельного постоянного или основного источника дохода и получение его от кормильца.
В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
Частью 1 статьи 41 указанного выше закона предусмотрено, что право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 607 утвержден "Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что денежная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.
Судом установлено, что с (ДД.ММ.ГГГГ.) ФИО1 и Романова ТА состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о браке I ЖО (№) ((данные обезличены))
Согласно Справке (№) (№) ФИО1 имел вторую группу инвалидности вследствие полученного заболевания при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС бессрочно ((данные обезличены))
ФИО1 умер (ДД.ММ.ГГГГ.), что подтверждается Свидетельством о смерти (№) (данные обезличены))
Согласно справке Военного комиссариата Нижегородской области от (ДД.ММ.ГГГГ.) (№), полковник ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ.) г.р., умерший (ДД.ММ.ГГГГ.), получал пенсию от Министерства обороны РФ за выслугу лет в соответствии с ФЗ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.) в период с (ДД.ММ.ГГГГ.)-13580,16руб, в период с (ДД.ММ.ГГГГ.) (ДД.ММ.ГГГГ.) по 14 320,43руб ежемесячно, с (ДД.ММ.ГГГГ.).по (ДД.ММ.ГГГГ.) ежемесячно по 14 760,45руб, с (ДД.ММ.ГГГГ.) -15 518,69руб.
Согласно справке ГУ УПФР в (адрес обезличен) г.Н.Новгорода от (ДД.ММ.ГГГГ.) (№) Романовой ТА с (ДД.ММ.ГГГГ.) назначена страховая пенсия, размер пенсии на (ДД.ММ.ГГГГ.) составляет 4901,39руб.Также, по сведениям ГКУ НО «Управление социальной защиты населения (адрес обезличен) г.Н.Новгорода» от (ДД.ММ.ГГГГ.) Романова ТА получает ОЕДВ ветеранам с (ДД.ММ.ГГГГ.) по (ДД.ММ.ГГГГ.), размер ОЕДВ (ДД.ММ.ГГГГ.) составлял 396руб.
Согласно справке (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.) средняя заработная плата Романовой Т.А. в МКОУ «Школа-интернат (№)» в должности воспитателя на (ДД.ММ.ГГГГ.) составляла 10 254,38руб.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
В Федеральном законе от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодатель установил право нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, определил круг лиц, имеющих право на получение указанной пенсии.
На основании части 1 и пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 400-ФЗ право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
При этом согласно частям 3 и 4 названной статьи, члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию;
Действующее законодательство определяет понятие иждивения в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которой члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие основного источника средств к существованию предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми жизненными благами.
Из материалов дела видно, что среднемесячный доход истицы на момент смерти супруга составлял ( 4901,36+396+10254,38)=15 524,74руб. доход ее мужа составлял – 14 760руб.45коп (пенсия по выслуге лет по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ.)), таким образом, доход Романовой Т.А. был больше дохода супруга.
Для установления факта иждивенства необходимо, чтобы лицо находилось на полном содержании кормильца или получало от него помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Между тем, заявление Романовой Т.А. основано на сравнении размеров пенсии каждого из супруга, без учета заработной платы самой Романовой Т.А.
Учитывая доходы каждого из супругов, суд считает, что собственные доходы заявителя являлись достаточными для обеспечения необходимых жизненных потребностей, а потому доводы о получении постоянной материальной помощи со стороны умершего супруга не могут свидетельствовать о том, что эта помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию в силу недостаточности собственных доходов.
С учетом изложенного, оснований для установления факта нахождения на иждивении судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.104-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░,- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░.░░.░░░░.)